Цветовая лексика в прозе М.А. Булгакова

Автор: Ирдубаева Александра Андреевна

Цветовая лексика, её возникновение, функционирование и восприятие находятся в центре внимания учёных со времён Античности. В XX—XXI веках колоронимами занимается множество наук, каждая из которых исследует различные аспекты восприятия человеком цвета.

Одной из таких наук можно назвать стилистику, обращающуюся к цветовой лексике в том числе как к одному из элементов стиля и мировосприятия писателя, отражающемуся в художественном произведении. Стоит отметить продуктивность данного аспекта исследований, так как колоронимы являются одним из элементов образности художественной литературы. «У каждого поэта можно обнаружить свою цветовую гамму, сочетания цветов и оттенков. Языковые цветовые единицы выполняют в художественном тексте номинативно-иллюстративную, эстетическую и символическую функции».

Цветовая лексика в произведениях М.А. Булгакова является интересным и актуальным объектом исследования, к её изучению уже обращались исследователи, что нашло отражение в публикациях: Чун Ен Хо «Цветосветовые мотивы и их значение в произведениях М.А. Булгакова», исследовавшей взаимодействие цвета и света в произведениях автора; Н.А. Чернявской «Семантика и символика цветообозначений в романе М.А. Булгакова “Белая гвардия”», изучавшей функции цветовых лексем в романе; Е.А. Юшкиной «Поэтика цвета и света в прозе М.А. Булгакова», изучавшей особенности литературной живописи в произведениях писателя; В.Б. Петрова и Е.Д. Петровой «Цветовые эпитеты в контексте мировоззрения Михаила Булгакова», анализировавших как цветовая лексика отражает эволюцию мировоззрения автора.

В то же время стоит отметить, что в данном аспекте были проанализированы не все произведения писателя, недостаточно была изучена семантика символической стороны колоронимов автора, а также отсутствуют методические работы и разработки, опирающиеся на проведённые изыскания, что говорит об актуальности нашего исследования.

Новизна данного исследования определяется комплексным изучением цветовой лексики писателя (включая драматические произведения), особым вниманием к символике цвета и созданием практического, методического применения результатов исследования.

Целью работы является изучение символики цветовой лексики в произведениях М.А. Булгакова и создание методической разработки, предполагающей анализ колоронимов писателя на факультативном занятии в 11 классе.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1.             Изучить понятие цветовой картины мира писателя и цветовой лексики, особенности её классификации и специфику символики.

2.             Проанализировать цветовую лексику в произведениях Булгакова, классифицировать её на основании семантики и грамматической принадлежности к определенной части речи.

3.             Определить особенности символики чёрного, белого и красного цвета в произведениях М.А. Булгакова.

4.             Создать план-конспект для факультативного изучения цветовой лексики Булгакова в 11 классе.

Объектом исследования являются произведения М.А. Булгакова.

Предметом изучения – цветовая лексика в произведениях М.А. Булгакова.

Материалами исследования послужили следующие произведения писателя: «Белая гвардия» (1922), «Роковые яйца» (1924), «Зойкина квартира» (1925), «Собачье Сердце» (1925), «Морфий» (1926), «Записки юного врача» (1925-1926), «Мастер и Маргарита» (1929-1940).

×
×