Автор: Гайнетдинова Фаягуль Даяновна
УДК 372.41
Гайнетдинова Ф.Д., студент
Савельева Е.А.., к.ф.н., доцент
РФ, г. Уфа, ФГБОУ ВО «БГПУ им. М. Акмуллы»
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
КАК СРЕДСТВО ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Социально-экономическая ситуация в мире в целом и в России, в частности, качественно меняет требования к личности. Выпускник начальной школы, должен обладать высоким уровнем самостоятельности, иметь развитое воображение, память, мышление и сформированные ключевые компетенции.
В психолого-педагогической науке неоднократно отмечалось, что сейчас, в условиях стремительно нарастающего объема информации, особое значение приобретает творческое развитие личности младшего школьника. Действительно, в любой деятельности становится особо важным не просто усвоить определенную сумму знаний, а выбрать наиболее значимые из них, суметь применить их при решении самых разнообразных вопросов. Творчество возможно во всех областях человеческой деятельности, в частности в искусстве, науке, обучении, играх и иных сферах повседневной жизни. Все учащиеся имеют способности к творческой деятельности. Младший школьный возраст является благоприятным для творческого развития. Поэтому поиск эффективных средств творческого развития младших школьников выступает актуальным направлением педагогических исследований.
В современном мире отмечается повышенное внимание к развитию эстетического восприятия и художественного образования. Особую важность приобретает изучение истории и культурных традиций собственного народа. Существующая система обучения в области декоративно-прикладного искусства предоставляет широкие возможности для развития творческих способностей личности, способствуя формированию общечеловеческих и нравственных качеств на основе богатого опыта предшествующих поколений и многовекового наследия.
Декоративно-прикладное искусство является древнейшим видом художественной деятельности человека. Ни одна из сфер творческой деятельности человека не имеет таких мощных средств художественной выразительности, как декоративно-прикладное искусство. Мы сталкиваемся с этим искусством, не замечая этого. Через личные вещи, предметы быта человек принимает и формирует определенный образ жизни. Предметы быта несут на себе отпечаток личности владельца, национальной и социальной среды. Как и любой другой вид искусства, декоративно-прикладное развивалось в соответствии с нормами и законами развития общества. Умельцы-мастера создавали вещи, которые характеризовались целесообразностью и удобством использования, а также учитывали эстетические требования своего времени. Только сочетание этих характеристик (целесообразность, удобство использования, красота) является художественной ценностью предмета, это делает его художественным произведением.
Итак, декоративно-прикладное искусство включает в себя многочисленные виды художественных промыслов и ремесел и развивается в исторической последовательности как коллективная художественная деятельность. Оно имеет глубинные связи с историческим прошлым. Сегодня декоративно-прикладное искусство используется не только на выставках и в музеях, но и в книжной графике, отделке интерьера и экстерьера помещений, ткачестве, фарфоре и керамике и др. Педагогическая практика подтверждает, что в наше время возрастает не только художественно-культурная ценность декоративно-прикладного искусства в обществе, но и учебно-воспитательная, способствующая развитию у детей творческого мышления, любви к искусству своего народа, к Родине.
Список литературы
1. Абакумова, Е.И. Методические основы творческой деятельности школьников при изучении народных художественных промыслов (на примере Корякского автономного округа): Автореф. дис. . канд. пед. наук [Текст] / Е.И. Абакумова. – М., 1998. – 20 с.
2. Абрамовских, Н.В. К проблеме творческого воспитания младших школьников [Электронный ресурс] / Н.В. Абрамовских // Педагогическое образование в России. 2016. №5. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 23.12.2023).
3. Асмолов, А.Г. Психология личности: учебник для студентов вузов [Текст] / А.Г. Асмолов. – М.: МГУ, 2013. – 367 с.
4. Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды [Текст] / сост. М.Ю. Бабанский; авт. вступ. ст. Г. Н. Филонов, Г. А. Победоносцев, А. М. Моисеев; авт. коммент. А. М. Моисеев. – М.: Педагогика, 1999. – 558 с.
5. Бабунова, Е.С. Основы этнопедагогики текст.: учеб.пособие [Текст] / Е.С. Бабунова. – Магнитогорск : МаГУ, 2022. – 60 с.
6. Бакушинский, А.В. Художественное творчество и воспитание: опыт исследования на материале пространственных искусств [Текст] / А.В. Бакушинский. – М.: Новая Москва, 2019. – 240 с.
7. Безрукова, В.С. Основы духовной культуры [Текст]: энциклопедический словарь педагога / В.С. Безрукова. – Екатеринбург: 2000. – 959 с.
8. Беляев, А.А. Эстетика: Словарь-справочник [Текст] / А.А. Беляев. – М.: Политиздат, 2021 – 447c.
9. Богоявленская, Д.Б. О предмете исследования творческих способностей. / Д.Б. Богоявленская // Психол. журнал. – 1995. – №5. – С.49-58.
10. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Д.Б. Богоявленская. – М.: Академия, 2019. — 320 с.