Автор: Лактюшина Светлана Леонидовна
В наше время трудно найти человека, который бы никогда не слышал о синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Но не менее сложно найти педагога или родителя, который бы чётко и ясно представлял себе, что такое СДВГ, причины его появления, типы и особенности синдрома, а также каким образом можно построить эффективное взаимодействие с этими детьми.
Своеобразные отклонения поведения у ребёнка с СДВГ можно заметить уже в раннем возрасте. В школьном возрасте поведенческое своеобразие замедляет формирование общих учебных навыков, чтения, письма и счёта, что и приводит к хронической дезадаптации.
Ребёнок с СДВГ в классе – тяжёлая «проверка» на профессионализм и стойкость для любого педагога. Нередким итогом взаимодействия с ребёнком с СДВГ в условиях общеобразовательного учреждения становятся отчаяние, хронический стресс и выгорание. Именно этот ребёнок способен вывести из себя даже самого опытного и спокойного учителя или воспитателя.
Вместе с тем, многих проблем и досадных ошибок можно избежать, если понять и принять особенности таких детей.
Доступные методы и приёмы работы помогут педагогам и родителям наладить эффективное взаимодействие с детьми с СДВГ. Несложные правила повседневной коммуникации снизят негативные поведенческие проявления у детей с СДВГ, что будет способствовать их успешной социализации.
Мальчиков с СДВГ в четыре раза больше, чем девочек.
У детей с СДВГ в большинстве случаев сохранен интеллект. Но ребёнок становится неуспешным. Физическое развитие в норме, Зубы меняются, интерес отмечается, но есть нежелание выполнять инструкции. Нет личностной зрелости при физическом развитии соответствующем норме.
Социальные требования выводят ребёнка в полное несоответствие с нашим представлением об ученике. Появляются поведенческие девиации, которые становятся детским ответом сознания на взрослые требования.
Типы СДВГ:
1 тип- тип с преобладанием нарушения внимания (их примерно 1/3 от общей массы) Они чаще всего не замечаются. У них нет моторной активности. Они не бегают, они любят сидеть. Но у них нарушено внимание. (Он мечтатель, «считает ворон», «без штанов, но в шляпе», «рассеянный с улицы Бассейной»), теряет всё и везде, в какой он группе и.т.д. Тип комедийный и самый распространенный. Ребёнку трудно начать работать, сосредоточиться на задании, найти строчку, …Уроки он делает два часа, вместо 15 мин. Гончаров «Обломов» Илья Ильич Обломов — яркий представитель этого типа, хорошо прописанный в литературе. Всю первую главу он пытается встать, мечтает о смене обстановки, но остаётся на диване.
2 тип – (составляет 45-50%) гиперактивно импульсивный тип. Он не может сидеть на месте. Превалируют моторные движения. Внимание присутствует, но он будет кружить по классу, бегать, суетиться, при этом может усваивать материал, хотя, кажется, что он носится просто так. Он все бросает, роняет. Позволить это на уроке, не каждый может. Дети спросят, почему Вася передвигается, нам некомфортно. А Вася принимает информацию только при моторных движениях. Внимание сохранно. Но чтобы соединить лобные структуры, которые отвечают за внимание, за поведение и подкорковые структуры, ему нужно всё время двигаться и тогда вся эта динамо машина работает. (Выключатель света — усадили Васю, выключили свет, пошёл -включили , пустили свет по проводам, побежала мысль… усадили, да ещё и руки ноги по местам расставили, структуры мозга разрываются, на некоторое время по инерции внимание сохраняется, ребёнок даже может отвечать или выполнять письменную работу, но потом либо отключается, либо, ему снова нужно «идти по потолку и стенам», проявляется синдром навязчивых движений чтобы запустить работу подкорковых структур.
3 тип — комбинированный (примерно 20%)Встречается реже. У них нарушено и внимание, и контроль за собственной активностью. Им нужно дать побегать, потом посадить для работы и лучше наедине, как правило есть сопровождающие диагнозы (ЗПР, лёгкое конгетивное расстройство и т.д.)
Эмоциональный фону этих детей нарушен. Они могут всё время смеяться, это психологическая защита. Он не может понять, что мы от него требуем. Детям с СДВГ очень некомфортно жить. Они не могут считывать с социума алгоритмы поведения. Их нужно «вести за руку». Постоянными примерами, как словесно, так и телодвижениями, показывать алгоритм действий. Чувства комфорта у них возникает уже в зрелом возрасте, когда они находят себя в профессии или в семье находится вторая половинка, которая может гасить движения, эмоции, действия. Всё остальное время ребёнок живёт в тяжёлых внутренних противоречиях.
У ребёнка с СДВГ нет контакта с окружающим миром. Так как он всё время передвигается или отстраняется, он не может составить целостную картину мира. Не может выстроить эмоциональные отношения ни со сверстниками, ни с взрослыми. Он не успевает дослушать инструкцию, шутку, диалог… Он живёт в конгетивно разорванном мире. Зоны мозга не позволяют соединить материал. Он чувствует постоянное одиночество. Часто нет контакта даже с родителями. А если нет контакта в семье, то ни какой другой эмоциональный контакт установить просто невозможно. Контакт с мамой теряется очень рано, он начинает раздражать и утомлять мать, и поневоле она его отторгает. А если мать не принимает, то кто же примет. Ребёнок не понимает, что он делает не так. Да, у него всё падает, бьётся и его не любят. Им все недовольны, он одинок. Нет контакта ни в конгетивном, ни в эмоциональном плане, он — один. Не может найти друга. Он дёргает, дерётся, убежал куда-то придя в гости к другу. Тревога, страх, напряжение сопровождают его повсеместно. Он не понимает, что с ним не то. А если очень сильный интеллект. Он будет самореализовываться и ускоряться ещё больше. (Мультфильм Л. Шварцман «Осторожно, обезьянки»). Ребёнок чувствует, что где-то что-то происходит без него. Он тревожится, суетится,
Бежит за ситуацией. А чтобы успокоиться, нужно найти контакт и желательно с мамой. (В мультфильме хорошо показан алгоритм действия мамы, которая исправляет «шалости» детей, но детей не наказывает, не ругает) Учителю тоже нужно быть спокойным, как удав в мультфильме (И. Уфимцев «33 попугая»), не отторгать, исправлять и корректировать постепенно действия ученика.
Отмечается полное отсутствие внутренней мотивации что-то сделать. Она приходит от окружающих. Об этом нужно помнить. (Вопрос «Неужели ты не хочешь победить или поучаствовать в конкурсе?», не мотивируют ребёнка с СДВГ. Его нужно «тащить». Не говорить, зачем нужно учиться в школе, написать контрольную, ВПР, сдать ОГЭ…, а нужно ставить перед фактом: читать 5 минут, решить три примера, и ты побежишь. При этом быть рядом не отвлекаться, т.е. показывать своими действиями, как надо.
Постоянное ощущение бессилия, нет контакта, нет внутренней мотивации, а все что-то делают, не на кого опереться, а значит он плох. Вот постоянные мысли ученика с СДВГ. Ребёнок живёт сегодняшними неудачами, помнит, что и вчера был плохой, но с точки зрения нейропсихологии он не может простроить свою жизнь дальше, проанализировав случившееся (разбил стакан, из-за скорости передвижения, завтра побежит всё равно, чтобы встать первым, пусть бьёт, но сам убирает, не встанет первым, мы, рядом, сегодня, завтра, а послезавтра…всё может случиться в лучшую сторону. Мы, педагоги, должны показать ребёнку путь, предложить варианты действий: может не разговаривать во время еды, быстрее есть, сесть поближе к выходу… и ситуация разрешится).
Быть ребёнком с СДВГ — это жить в постоянном аду, когда тебя все ругают, а ты не понимаешь за что. Даже мать тебя стыдится, тебя не приглашают на праздники, не берут на экскурсии, озвучив причину… А кто же его принимает и любит? В школе нужно показать, что мы — педагоги. Принимать его действия, помогать, контролировать, а не наказывать. А с мамой нужно работать, ей путь к психотерапевту. Но, не каждая пойдёт. Значит нам, учителям, убеждать, говорить, помогать, беседовать. При недостаточном развитии интеллекта не бояться рекомендовать дополнительное обследование, медикаментозное лечение, без него не обойтись, а для этого тесно работать с медиками, ППК и т.д.
Ещё один аспект, на который нужно обратить внимание, это контрольные работы, на которых ребёнок с СДВГ задаёт вопросы, шумит, переспрашивает, обращается к соседу по парте и т.д. Факт контрольной работы увеличивает погружение в сам процесс и ребенок не может с этим совладать. Эти ужасные слова (контрольная, проверочная, тест, отметка…., ведь настоящий педагог обязательно подкрутит значимость работы), чем больше эмоций вкладывает учитель в значимость работы, тем больший эмоциональный откат получает ребёнок с СДВГ. Он начинает проявлять моторную активность, уточнять, не может осознанно прочитать задание. Откровенно срывает работу класса. Поэтому писать контрольную работу он должен один. И не говорить, что это контрольная или проверочная, нужно просто сесть рядом с ним и написать, не подсказывать, а руководить действиями контролировать. (как вариант, оставить после уроков). На договорных условиях с родителями, можно это организовать. А в классе, на уроке, на момент написания работы, дать ребёнку другое задание, сходить куда-то, выполнить общественно-полезный труд…(на договорных условиях с администрацией и родителями)
Следующий аспект – это прагматические функции речи (кроме коммуникативных, познавательных и т.д.) есть ещё один слой речевого высказывания: мы как носители языка быстро усваиваем, например, к кому можно обращаться на « ты», « вы», « а не хочет ли кто- нибудь в субботу пойти в музей», мы понимаем, что это не предложение, это инструкция пойти, а ребёнок с СДВГ скажет, что нет, не хочет, когда учитель, глядя в глаза ребёнку спрашивает, «чья это тетрадь не обёрнута?», любой ребёнок поймёт, что его, а с СДВГ не может считывать взгляд), для любого это усваивается по умолчанию и является речевым этикетом. А ребёнок с СДВГ за речью слышит только словарный смысл. Не умеет читать между строк, т.к. это требует целостного восприятия.
Также социальный контекст. Что можно, что нельзя, на уровне всех правил. Ребёнок с СДВГ говорит всё, что видит. (Ой, какая старая учительница!» и т.д.) Ему нужно учиться понимать социальный контекст. Нужно учить собственным примером. С детьми нужно проводить специальные упражнения: кто на кого смотрит, кто что чувствует, распознай эмоции, что сделал не так, ) это работа детского сада, но если в школе есть необходимость, можно проводить и в школе. Всем не вредно, а СДВГ- полезно. Ребёнок с СДВГ часто не смотрит на людей, т.к. люди одновременно выдают очень много эмоций: мимика, движение тела, интонация голоса и всё это не понятно, лучше не смотреть. Ругать ребёнка с СДВГ бесполезно. А учить общению необходимо. Взять за руку, помочь дойти, но сделать молча. Иногда проигнорировать его эмоции. Быть всё время рядом. И постепенно, мы, педагоги, станем ему другом. Сначала первым, а потом…