Девиантное поведение

Автор: Галина Михайловна Степанова

Девиантное поведение, причины возникновения и пути преодоления

Степанова Глаина Михайловна,

аспирант,

Ростовский государственный ЭКОНОМИЧЕСКИЙ университет (РИНХ)»

 

Список источников

1. Гилинский Я. И. Социология девиантного поведения и социального контроля // Мир России. Социология. Этнология. – 1997. – Т. 6. – №. 1. – С. 163-184.

2. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. Учебное пособие для вузов.. — М.: Аспект Пресс, 2001. — 301 с.

3. Ипатов, Андрей Владимирович. Подросток. От саморазрушения к саморазвитию. — СПб.: Издательство «Речь», 2011 г. — 111 с.

4. Ипатов, Андрей Владимирович. Психология аутодеструктивного поведения подростков: монография / А. В. Ипатов. — Москва: РУСАЙНС, 2019. — 288 с.

5. Ковальчук М. А. Профилактика девиантного поведения старшеклассников. — Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2002. — 242 с. — ISBN 5-87555-132-1.

6. Куттер, П. Современный психоанализ / П. Куттер. ‒ М. : Б.С.Г.-Пресс, 1997. ‒ 356 с. ‒ (Серия «Современный психоанализ»). ‒ ISBN 5-88925-011-6

7. Макаренко, А. С. Проблемы школьного советского воспитания / А. С. Макаренко. – Москва : Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1949. – 131.

 

Анотация

В статье рассмотрены причины возникновения девиантного поведения у подростоков, проблемы возникающие перед подрастающим поколением и влияния трудностей этого процесса на возникновение риска девиантного поведения. Анализируются формы девиантного поведения, которые препятствуют интеграции подростков и молодежи в основные социальные среды. В статье представлены результаты исследования эмоциональной сферы подростков. В исследовании выделены и раскрыты особенности основные понятия  и виды, эмоциональной сферы подростков с девиантным поведением в различных содержательных аспектах внутреннего пространства личности.

Ключевые слова

Девиантное поведение, подросток, дивиантная виктимизация, эмоциональная сфера, аддиквитное поведение, аутоагрессивное поведение.

 

         Релевантность  научной мысли, направленная на изучение генотипа человека раскрывает гештальты, связанные с наследственностью и преступным поведением – генетические корни преступности.  Алгоритм виновного поведения антиномическими и биологическими особенностями известны науке. Так,  давно, еще с XIX века, когда врач Джеймс Причард предложил теорию нравственного помешательства, под которой он понимал группу различных расстройств психики, характеризующихся видимой нормальностью интеллекта и нарушением аффективной и волевой.

На фоне проведенных научных исследований врачей психиатров, которые пришли  к выводу о том, что болезненное состояние коррелирует с преступлением, что обусловлено наследственным предрасположением. Как бы это не звучало пародоксально, но наши гены определяют нашу программу поведения. Можно ли такую программу корректировать? Итальянский врач Чезаре Ломброзо, изучая живых и мертвых заключенных, создал теорию о том, что действительно существует криминальный физический тип, которому характерны низкий лоб, маленькая голова и пр. Такая теория была обоснована тем, что криминальные типы представляют собой откат к ранней стадии развития человечества. Сейчас же теория Ломброзо заняла свое место в анналах лженауки наряду с френологией, не найдя научного методологического обоснования. Позднее появились работы Гардена Г.Д., Никольсона Д., Кларка В., среди российских ученых таким вопросом занимались Тарновская П.Н., изучавшая женщин-убийц, Дриль Д.А., считающийся главой русской ветви уголовно-антропологической школы и пр. Кто же склонен к совершению противоправных действий, так субъектом преступления является физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Но девиантное поведение, а именно оно является предшественником противоправных действий может существенно влиять на проведение человека в социуме. Но все ли так плохо, коснемся и позитивная девиации — это поведение, приносящее обществу благо, но тем не менее всё равно отклоняется от общепринятых норм. К позитивной девиации можно отнести: самопожертвование, героизм, аскетизм, чрезмерная щедрость, чрезмерная добродетельность, обострённое чувство жалости, способности, талант, гениальность и др.

Девиантное поведение характеризуется противоправным поведением аут агрессивное поведение это могут быть такие формы как причинение себе вредоносных моментов и до суицидальных историй. Аутоагре́ссия  — активность, нацеленная (осознанно или неосознанно) на причинение себе вреда в физической и психической сферах. С точки зрения психоанализа относится к механизмам психологической защиты. Аутоагрессия проявляется в самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений различной степени тяжести вплоть до самоубийства, саморазрушительном поведении.

Формы девиантного поведения

Девиантное поведение относительно, потому что соизмеряется только с культурными нормами данной групп. Например, преступники считают нормальным видом заработка вымогательство, однако большая часть населения считает такое поведение девиантным. Это касается и некоторых видов социального поведения в одних обществах они считаются девиантными, в других нет. В целом к формам девиантного поведения обычно относят уголовную преступность,  алкоголизм, наркоманию, проституцию, азартные игры, психическое расстройство, самоубийство.  Типология девиантного поведения Мертона основывается на представлениях о девиации как разрыве между культурными целями и социально одобряемыми способами их достижения, в соответствии с этим он выделяет четыре возможных типа девиации. Изменения в нашей жизни, связанные с увеличением жизнедеятельности в виртуальном пространстве, обусловливают появление и новых форм отклоняющегося поведения, такие как  формы девиантного поведения подростков в информационном пространстве, как кибербуллинг и шоплифтинг (кража). Выявлено, что кибербуллинг опасен для подростков, причем как проявляющих агрессию (буллеров) в сети Интернет, так и для подверженных нападкам: у одних формируется устойчивое агрессивное поведение, у других наблюдаются психические расстройства, суицидальные проявления. Склонность подростков к шоплифтингу нередко говорит о социальной расторможенности, низкой правовой грамотности. Проведенный опрос школьников подросткового возраста г. Челябинска позволил отметить: с одной стороны, недостаточную их осведомленность о последствиях кибербуллинга и шоплифитига, а с другой, высокий риск быть подверженным их опасному воздействию и низкий уровень профилактики распространения этих социально опасных явлений.

Виды девиантного поведения.

Аддиквитное поведение один из видов девиантного поведения выражается в выражается в пагубно пристрастии к какому-либо действию. Зависимое (аддиктивное) поведение. Основные положения Зависимые формы отклоняющегося поведения ‒ достаточно распространенный вид де различные формы зависимого поведения нередко называют вредными, или пагубными привычками. Понятие «зависимость» заимствовано из медицины. В широком смысле под зависимостью понимается «стремление полагаться на кого-то или что-то в целях получения удовлетворения или адаптации».

Агрессивное поведение выражается в криках ударах. Проявлении физической агрессии, распространение сплетен, обидных постов в интернете. Агре́ссия (от лат. aggressiō — нападение) — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический, моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт. Во всех социумах агрессивное поведение, направленное на членов социума, осуждается и агрессор подвергается наказанию вне зависимости от того, затронули ли его агрессивные действия интересы наказывающего («наказание третьей стороной»). Эта норма осознаётся людьми в самом раннем детстве, как минимум с восьмимесячного возраста.

Аутоагрессивное поведение зависит от территории, так где севернее и тяжелее климат, девиантное поведение наиболее выражено. Па́ттерн (англ. pattern «узор, образец, шаблон; форма, модель; схема, диаграмма») — схема-образ, действующая как посредствующее представление, или чувственное понятие, благодаря которому в режиме одновременности восприятия и мышления выявляются закономерности, как они существуют в природе и обществе. Паттерное поведение, касающееся саморазрушения, нарушение пищевого поведения (анорексия, булимия, нарушение собственной телесности, перфекционизм)  понимается в этом плане как повторяющийся шаблон или образец. Элементы паттерна повторяются предсказуемо. Так, из графических паттернов складываются красивые узоры. Для подросткового возраста, когда идет протестное поведение, может проявляться не в совсем адекватное поведение, но это может пройти с учетом возраста, отдельным пунктом является склонность  к компьютерные зависимости, алкоголя, психотропные веществам. В частности такие как социализация также играет роль, чем лучше ребенок лучше себя чувствует в школе, в кругу друзей, в общественных местах , тем выше у него дивиантный потенциал. Прямая связь бывает связь девиантным поведением встречается у людей  с девиантным поведением к которых чаще проявляется тревожность, другой показатель некоторые формы копинг стратегии, формы которые позволяют справляться с стрессом, умение переживать стрессовые ситуации. Так выработаны следующие методы ухода от стресса в виде дистанцирования, бегство, избегание. Склонность к диленквентному поведению обычно встречается у подростков с высокой степенью тревожности, и копинг стратегией бегство, попытками уйти из ситуации, а также такие показатели как уверенность в себе, интеллект, чем выше данные показатели, тем сильнее устойчивость к девиантному поведению.

Делинквентное поведение – нарушаются нормы права, в силу его возраста, подросток не несет уголовную ответственность, при достижении возраста уголовной ответственности может понести наказание за свое поведение.

Виктимность (от лат. victime — жертва) — психологическое свойство личности, возникающее вследствие дефекта интерактивного культурогенеза и характеризующееся предрасположенностью личности стать жертвой фрустрации социогенных и персоногенных воздействий, ведущих к деформации развития личности. Личность компенсирует свою «ущербность» в различных формах девиантного поведения и виктимности. Ввиду своей социальной некомпетентности личность становится жертвой отклоняющегося поведения — наступает девиантная виктимизация.

Виктимная личность как психологический феномен имеет следующие индикаторы:

·                  тревожность;

·                  эмоциональная ригидность (негибность, жесткость);

·                  эмоциональная вязкость (фиксация аффекта);

·                  эмоциональная монотонность (однообразность, неподвижность эмоций);

·                  эмоциональное огрубление (утрата тонких эмоциональных дифференцировок);

·                  эмоциональная тупость (черствость, душевная холодность);

·                  утрата эмоционального резонанса (отсутствие эмоционального отклика);

·                  алекситимия (затрудненность в вербализации эмоциональных состояний).

Личность девианта характеризуется ростом компенсирующих тенденций, направленных на изменение своего статуса и избавление от дискомфортного состояния путем интенсификации отклоняющихся от культурного статуса ситуации социального функционирования форм поведения. К девиантному поведению подростков и молодежи приводят следующие факторы:

·                  культ насилия, утвердившийся в современном искусстве (широкий поток фильмов, книг, песен и др.);

·                  состояние аномии (падение нравственности);

·                  неудовлетворенность социальных потребностей;

·                  плохая организация досуга и т.д.

 

Индикаторы девиантной виктимизации – это тревожность. Любое изменение равновесия системы «человек ‒ внешняя среда», ведущее к нарушению удовлетворения актуальной потребности, порождает состояние тревоги. Эмоциональная ригидность (лат. rigidus ‒ жесткий, твердый). Состояние, при котором снижена приспособляемость, переключаемость психических процессов к меняющимся требованиям среды. Проявляется в том, что человек слабо и очень избирательно, в ограниченном диапазоне эмоционально реагирует на различные внешние и внутренние воздействия.  Эмоциональная вязкость. Сопровождается фиксацией аффекта и внимания на каких-либо значимых событиях, объектах. Вместо живой, опосредованной интеллектом реакции человек длительно сосредоточивается на психотравмирующих обстоятельствах, на неудачах и обидах, волнующих темах, и как следствие происходит выработка своеобразного стереотипа мышления, привычек, впечатлений, устойчивости воспоминаний.  Эмоциональная монотонность. Эмоциональные реакции лишены естественной гибкости, естественной зависимости от внешних и внутренних воздействий. Эмоциональное огрубление. Утрата тонких эмоциональных дифференцировок. Идет потеря сдержанности, деликатности, такта по отношению к окружающим и появляется назойливость, циничность, бесцеремонность, заносчивость и др. Утрата эмоционального резонанса. Полное или почти полное отсутствие эмоционального отклика на различные события.  Алекситимия (греч. а ‒ отрицание, lexis ‒ слово, thymos ‒ чувство; буквально «без слов для чувств»). Сниженная способность или затрудненность вербализации эмоциональных состояний. Девиантное поведение выражается в непонимании своих гражданских обязанностей. Люди не воспринимают критику в свой адрес, в душе как правило состояние отчаяния, человек с девиантным повелением е моет строить отношения с людьми. У таких людей имеют значение генетика, но также важны отношения в среде, где растут и воспитываются такие подростки, очень важно самореализация. Такие люди считают, что его поведение может оказаться правильным. Отвержение семьи, общение с друзья с таким же поведением. Как правило дети такие закрыты, они не готовы строить отношения на взаимопонимании. Как правило люди с девиантным поведением озлоблены. Только через мотивацию, работу с психологом, может помочь такому ребенку и вывести из такого состояния. Наладить разговор без давления, без осуждения  и агрессии. В наше время люди разучились разговаривать. Только путем переговоров можно договориться с такими подростками.  Оправдать  девиантное поведение нельзя, нормы в обществе созданы для соблюдения, если человек нарушает, это приводит к санкциям, лишению свободы. Зачастую девиантное поведение идет из семьи, например оскорбление, нежелание ходить в школу, учиться, посещать секции. Поэтому специалисты рекомендуют терапию проходить подростку в месте с членами его семьи поскольку девиантное поведение не всегда идет от ребенка, зачастую это система ценностей которая принята в данной семье, например, где родители злоупотребляют спиртными напитками, и другими запрещёнными веществами, проявляют систематическую агрессию. В основе реабилитации такого поведения лежит доброе отношение, понимание, и возможность договориться. Зачастую у таких деток пропадает интерес к учебе, родители не знаю как себя вести в таких ситуациях.

Причины девиантного поведения.

К таким причинам можно отнести с точки зрения медицинской нормы, то есть генетические нарушения психики. С точки зрения психопатологии на этапах социализации, изоляции. К видам девиантного поведения относятся ранее проблемное поведение, рискованное поведение, суицидальное поведение. Дезодатаптация сниженная способность и неумение, нежелание по субъективным причинам придерживаться требованиям социальной среды, возможности реализовывать свои способности. Много факторов в социальной среде, которые предшествуют отклоняющего поведения и характеризуются дезодаптацией.  Есть такая теория ядерная психопатия, это редкое поведение, здесь только может помочь психиатр, когда неуверенности в семье, подросток брошен, предоставлен сам себе. Этo аномалия характера, стойкое врождённое или приобретённое расстройство, которое мешает человеку строить межличностные отношения, адаптироваться в социальной среде. Основное отличие расстройства личности от душевного расстройства – для психопатии свойственная стабильность, отсутствие течения. Конечно, со временем личностные черты могут претерпевать определённые изменения, однако столь существенных сдвигов, как пpи психических заболеваниях, изменений различных сфер личности пpи психопатии нe бывает. Каждый из нас рождается c определённым набором индивидуальных качеств. Цвет глаз, цвет волос, конституция тела, рост — все это генетически запрограммировано. Так же и заложены пpи рождении определённые черты или аномалии (кaк пpи психопатии) характера. Безусловно, каждый человек в течение своей жизни претерпевает некоторые изменения, развивается, сосуществуя c другими людьми, находясь в обществе. Но в целом, большинство наших качеств уже заложено при зачатии. Если говорить o причинах психопатии, то в основном причины возникновения данного психического отклонения кроются в генах: малыш уже рождается c определёнными чертами, не только внешности, но и характерна. Но бывают ситуации, когда развитие аномалии характера, прежде всего, связано c неблагоприятной ситуацией. Сочетание исходно свойственных данному человеку черт характера c неблагоприятной ситуацией способствует закреплению аномального поведения, усугубляет дeзaдaптaцию. Примером нестандартных социальных ситуаций, которые ухудшают течение расстройства личности, может быть пребывание в детском доме, в тюремном заключении. Так что, в большинстве случаев во всех проблемах в жизни, в отношениях c другими людьми виновата мaтyшкa-пpиpoдa, которая создала человека таким, какой он есть. Еще одна крайность – это отсутствие стойких интересов, повышенная внушаемость, недоразвитие волевых качеств и отсутствие собственной точки зрения. Эти симптомы присущи диccoциaльнoмy расстройству личности. Таким образом, симптомы психопатии могут быть разнообразнейшими.  Причины девиантного поведения раньше пытались объяснить исходя из биологических особенностей нарушителей норм специфическими физическими чертами генетическими отклонениями  на основе психологических особенностей, умственной отсталости  различных проблем психического характера.  При этом психологическим механизмом формирования большинства девиаций объявлялось аддиктивное поведение (аддикция   пагубное пристрастие,  когда человек стремится убежать от сложностей реальной жизни,  используя для этого алкоголь  наркотики азартные игры). Итогом аддикции является разрушение личности). Биологические и психологические трактовки причин девиации не нашли однозначных подтверждений в науке.  Более достоверны выводы социологических теорий, рассматривающих происхождение девиации в широком общественном контексте. Согласно концепции дезориентации предложенной французским социологом Эмилем Дюркгеймом (питательной почвой для девиаций являются социальные кризисы, когда происходит рассогласование принятых норм и жизненного опыта человека и наступает состояние аномии, отсутствия норм). Американский социолог Роберт Мертон (считал,  что причиной девиаций является не отсутствие норм,  а невозможность им следовать) Аномия (  это разрыв между предписанными культурой целями и доступностью социально одобряемых средств для их достижения. Девиантное поведение появляется вследствие микросоциальных факторов: потребность детей в нежной заботе и привязанности со стороны родителей; физическое или психологическое насилие или культ силы в семье; отсутствие отца или его недостаточное влияние; острая травма: развод родителей, смерть; недостаточный или чрезмерный контроль родителей; постоянные конфликты между родителями, насилие.

В наше время к биологическим причинам девиантного поведения относят аномалии половых хромосом или дополнительные хромосомы.  Психологическими причинами девиации называют  слабоумие  «дегенеративность, психопатию). Фрейд обнаружил тип человека с врожденным психическим влечением к разрушению. Некоторые социологи полагают, что низшие социальные слои обладают повышенной готовностью к риску, острым ощущениям и т.д.  Одновременно влиятельные группы обращаются с людьми низшего слоя как с девиантными, распространяя на них единичные случаи своего девиантного поведения.  Например, в современной России лиц кавказкой национальности  считают потенциальными торговцами,  ворами,  преступниками. Здесь можно упомянуть и влияние телевидения, назойливую демонстрацию сцен девиантного поведения. К общественным процессам относятся политика, средства массовой информации или традиции. Средства массовой информации оказывают непосредственное влияние на поведение человека. По телевидению то и дело транслируют образцы насилия. Это ведет к усилению агрессивности, повышению порога чувствительности зрителей к насилию, формированию неадекватных взглядов на социальную реальность. Сейчас речь идет про телевидение, так как оно, по сравнению с остальными видами СМИ, оказывает большее влияние из-за своей интерактивности. Традиция — это передача из поколения в поколения определенных норм и правил поведения. Традиции существуют в любой культуре и субкультуре, в том числе и в криминальной. Они транслируются новым поколениям правонарушителей возможные и желаемые формы поведения со стороны антиобщественного образа жизни.

Влияние на формирование девиантного поведения оказывают группы, в которых состоит индивид, например, социальный статус, расовая и классовая принадлежность. Человек существует в группе, и конформности выступает одной из возможностей взаимодействия индивида и группы. Конформность — подчинение группе, даже когда индивид имеет мнение отличное от данной группы. С одной стороны, взрослые стремятся противостоять непослушанию, и именно конформность считается позитивным эталоном поведения. С другой стороны, принятие мнения группы, приводит неустойчивого человека к совершению преступления. Поведение индивида, в частности подростка, определяется реакциями эмансипации и имитации. Реакция эмансипации заключается в желании ребёнка скорее стать взрослым, высвободиться из-под опеки родителей. Но при этом он отвергает все ценности взрослых и даже старается делать все наоборот, выражая тем самым некий протест. Ребёнок пытается показать себя взрослым и начинает копировать поведение людей, которые являются для него авторитетом. Здесь проявляется реакция имитации. Но от простого подражания недалеко и до слепого подчинения. Подростки очень впечатлительны, и завлечь их в какую-либо группу проще простого. И они под влиянием старших или влиятельных людей начинают совершать поступки, выходящие за рамки нормы.

Профилактика девиантного поведения.

Профилактика девиантного поведения – это социально-педагогическая деятельность государственных и общественных организаций, образовательных учреждений, семьи, которая направлена на предупреждение и устранение риска возникновения отклоняющегося от норм поведения, при помощи формирования у них социально-полезных навыков и интересов, нравственных и правовых знаний.  Тяжесть преступлений людей с девиантным поведением растет. С развитием информационных технологий преступления происходят с использованием сети Интернет. Так обратимся к трудам советского педагога Макаренко А.С. к одной из его книг «Проблемы школьного советского воспитания» в одной из лекций автор делится своим личным опытом, который проходил в несколько особых условиях, главным образом, в колониях и коммунах для правонарушителей. По мнению автора, подростки становятся правонарушителями или ненормальными благодаря правонарушительской или ненормальной педагогике. Никаких прирождённых преступников, никаких прирождённых трудных характеров нет. Что такое дисциплина это по мнению автора результат воспитания, и как средство воспитания должна отличаться от режима. Таким образом, воспитание дисциплины при помощи рассуждений и убеждения может обратиться только в бесконечные споры. В своей практике Макаренко А.С. пришёл к убеждению, что необходима теория морали. В наших современных школах такого предмета нет. Прежде всего дисциплина как форма нашего политического и нравственного благополучия, дисциплина должна требоваться от коллектива. Нельзя рассчитывать, что дисциплина придёт сама благодаря внешним мерам, приёмам или отдельным разговорам. Нет, перед коллективом задачу дисциплины, цель дисциплины нужно поставить прямо, ясно и определённо. Дисциплина ставит каждую отдельную личность, каждого отдельного человека в более защитное, более свободное положение. Представьте себе, что это парадоксальное утверждение, что дисциплина есть свобода, понимается самими ребятами очень легко, и на практике ребята вспоминают это утверждение, они на каждом шагу получают подтверждение, что это верно, и многие говорят в своих активных выступлениях за дисциплину, что дисциплина — это свобода. Дисциплина в коллективе — это полная защищённость, полная уверенность в своём праве, путях и возможностях именно для каждой отдельной личности. В коллективе, где нет дисциплины, власть подчинена отдельным вожакам, которые эксплуатируют слабых. Не маловажный пункт в борьбе с трудны поведением подростков играет мораль. У нас к личности предъявляются глубокие, сознательные и общие требования, но, с другой стороны, мы нашей личности оказываем необыкновенно чуткое, принципиально отличное уважение. Это соединение требований к личности и уважения к ней — не две разные вещи, а одно и то же. Еще один важнейший элемент в воспитании, по мнению Макаренко С.А. это требование, необходимый элемент дисциплинированнее коллектива. Кроме требования есть привлечение и понуждение. Эти две формы есть выражение как бы в слабой форме требования. И, наконец, более сильная форма; чем обыкновенное требование, это угроза. Что такое привлечение? Оно тоже должно испытывать некоторое развитие. Одно дело привлечение подарком,наградой, премией или какими-нибудь благами для отдельной личности, и другое дело — привлечение эстетикой поступка, его красивой внутренней сущностью. То же самое понуждение. В более совершенном случае понуждение высказывается намёком, улыбкой, юмором. Оно что-то ценное и видное для детей. То же самое угроза. Если в начале развития коллектива вы можете угрожать наказаниями, неприятностью, то в конце развития коллектива — это уже не нужно. Такой угрозы в развитом коллективе нельзя допускать. Никакого физического и нравственного страдания не должно быть. В чём же сущность наказания. Сущность наказания в том, что человек переживает то, что он осуждён коллективом, зная, что он поступил неправильно. Поэтому и к наказанию нужно прибегать только в том случае, когда вопрос логически ясен, и только в том случае, когда общественное мнение стоит на стороне наказания. Там, где коллектив не на вашей стороне, там, где коллектив мы не перетянули на свою сторону, наказывать нельзя. Наказание должно быть чрезвычайно индивидуальным, чрезвычайно приспособленным к отдельной личности, тем не менее и в области наказания могут быть определённые законы и формы, ограничивающие правонаказания.

 

Заключение.

В подавляющем большинстве случаев отклоняющееся поведение начинается с реакции дезадаптации, подобного типа реакции, могут стать причиной как асоциального поведения. Отсутствие специальных знаний и навыков здорового образа жизни, а также современных социально адаптивных стратегий поведения у взрослой части населения ‒ родителей, педагогов ‒ не позволяет им оказывать результативное воспитательное воздействие, психологическую и социальную поддержку. Профессионалы (социальные педагоги, социальные работники, психологи, работники правоохранительных органов), работающие с детьми и подростками, должны взять на себя ответственность за решение вопросов предупреждения отклоняющегося поведения и преступности среди детей и подростков, найти совершенно новые подходы к взаимодействию со своими подопечными. Чтобы обучить молодых людей новым формам преодоления жизненных проблем, новым стереотипам поведения, воспитать стрессоустойчивую личность, способную самостоятельно, эффективно и ответственно строить свою жизнь, нужно самому обладать всеми этими качествами и демонстрировать их в процессе профессионального взаимодействия с молодежью.

 

 

 

 

 

×
×