Автор: Садыкова Лилия Мухаметовна
Деятельность педагога дополнительного образования в детском саду.
Организация дополнительных образовательных услуг в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) — неотъемлемый компонент социального заказа общества, а также результат последовательного решения федеральных и региональных задач в области образования. Как отличить дополнительное образование от основного? И может ли дополнительное образование стать главным в жизни человека? Специалисты до сих пор сомневаются, развивает ли дополнительное образование или только создаёт перегрузки. Но сейчас современное дошкольное образование уже сложно представить без дополнительного.
Дополнительные образовательные услуги организуются администрацией ДОУ совместно с коллективом педагогов и осуществляются посредством организации кружковой работы.
Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – возможность перейти на более высокий уровень образования за счет обеспечения его непрерывности. Главный механизм построения системы непрерывного образования – соединение и развитие возможностей общего, дополнительного и профессионального образования, сохранение всего лучшего и развитие на его основе новых интегративных возможностей.
Дошкольная образовательная организация – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребёнка. Большое значение для развития дошкольника имеет организация системы дополнительного образования в ДОУ, которое способно обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей. Развитие творческой активности каждого ребёнка представляется главной задачей современного дополнительного образования в ДОУ и качества образования в целом.
Система дошкольного образования в настоящем времени должна быть гибкой, разноплановой, отвечать социальным запросам родителей, и призвана повышать качество дошкольного образования, развивать потенциал детского сада как организации через внедрение дополнительных образовательных услуг в ДОУ.
Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в дошкольном образовательном учреждении, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. Важно, чтобы учебно-воспитательный процесс объединял основное и дополнительное образование. Дополнительное образование направлено на максимальное раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, развитие детской одаренности, навыков адаптации к современному обществу и получение возможности полноценной организации своего свободного времени, а так же на освоение образовательной программы ДОУ.
Организация дополнительных услуг в ДОУ — неотъемлемый компонент выполнения социального заказа общества, а также результат последовательного решения федеральных и региональных задач в области образования. В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации о дополнительном образовании, вступившего в силу 1 января 2002 года, дополнительные образовательные программы дополнительного образования детей могут быть различных направленностей: физкультурно-оздоровительной, художественной, естественнонаучной, познавательной, развивающей и других направленностей.
Дополнительное образование в дошкольных учреждениях дает возможность выявить и развить творческие способности детей. На занятиях по дополнительному образованию идет углубление, расширение и практическое применение приобретенных знаний в основной образовательной деятельности.
Педагог дополнительного образования детей даёт возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы. При организации деятельности дополнительного образования педагог должен учитывать:
интересы детей и добровольность выбора ими студии, возрастные особенности детей, имеющийся у них опыт участия в такого рода занятиях, необходимость решения воспитательных и образовательных задач в единстве с основной программой детского сада, понимание игры как ведущего вида деятельности и выстраивание содержания дополнительного образования детей именно на ее основе, необходимость создания комфортной обстановки, в которой будет развиваться творческая личность, нормы нагрузки на ребенка.
Дополнительное образование детей в детском саду — одно из направлений творческого, физического, социально-личного и интеллектуального развития воспитанников помимо реализуемой в дошкольных учреждениях основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Дополнительное образования осуществляется во внеурочной деятельности, и осуществляется в течение всего учебного года педагогом дополнительного образования. Дети занимаются 1 – 2 раза в неделю во вторую половину дня. Результаты деятельности детей выражаются в издании альбомов, оформлении стенгазет, в проведении отчетных концертов, мероприятий, в оформлении коллективных выставок.
Кружок как форма дополнительного образования в ДОУ
Изучив литературу по данной теме я решила организовать деятельность по дополнительному образованию в детском саду в форме кружка. Его работу я решила спланировать по тематическим разделам основной программы ДОУ. Таким образом, закрепить и расширить полученные в рамках обязательных занятий знания, умения и навыки.
Кружок — это неформальное, свободное объединение детей в группу для занятий, на основе их общего интереса, строящихся на дополнительном материале к задачам Программы под руководством педагога дополнительного образования.
Цель определила следующую: внедрение новых вариативных форм дошкольного образования с целью повышения качества образовательного процесса и удовлетворения запроса общества.
Функции кружка:
— образовательная — каждый воспитанник ОУ имеет возможность удовлетворить (или развить) свои познавательные потребности, получить дополнительное развитие умений, навыков в интересующем его виде деятельности;
— социально-адаптивную — занятия в кружках позволяют воспитанникам получить социально значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать «ситуацию успеха», научиться самоутверждаться;
— коррекционно-развивающую — воспитательно-образовательный процесс, реализуемый на занятиях кружка, позволяет развивать интеллектуальные, творческие, физические способности каждого ребенка;
— воспитательную — содержание и методика работы в кружках оказывает значительное влияние на развитие социально значимых качеств личности, формирование коммуникативных навыков, воспитание социальной ответственности, коллективизма, патриотизма.
Задачи кружка были определены следующие:
1. Углубление и расширение базовых знаний, опережающее развитие ребенка или компенсирующие занятия (для детей с отставанием в развитии).
2. Ознакомление с областями знаний, выходящими за рамки ООП (работа с одаренными детьми).
3. Ознакомление с областями знаний и умений, включающих развитие самопознания, саморегуляцию, саморазвитие, формирование навыков межличностных коммуникаций.
Определила следующие прогнозируемые результаты реализации программы дополнительного образования:
• развитие любознательности и повышение работоспособности детей, формирование социально-интеллектуальной компетенции у воспитанников, развитие сенсорных и умственных способностей, формирование умений действовать в ситуации предоставления свободы выбора;
• снижение детской заболеваемости, овладение разнообразными видами двигательной активности и способами освоения пространства, сформированность умений создавать двигательную импровизацию;
• самостоятельный выбор ориентировки в языковой способности у детей с нарушениями речи;
• удовлетворение потребностей родителей в образовательных услугах ДОУ, активное, систематическое, результативное участие родителей в работе ДОУ.
Моя деятельность регулировалась следующими нормативноравовыми документами:
— Уставом ДОУ;
— Основной образовательной программой ДОУ;
— Положением о кружке;
— Программой кружка (цель и задачи, предполагаемый конечный результат);
— Планом работы кружка на год;
— Списком детей;
— Расписанием деятельности;
— Материалами контроля качества (результативностью) работы кружка (диагностические карты).
Чтобы организовать кружок мне пришлось:
1. Изучить нормативно-правовую базу ДОУ.
2. Выявить потребности ОУ, родителей, детей в дополнительных образовательных услугах.
3. Проанализировать результативность работы по усвоению детьми государственной программы дошкольного образования.
4. Разработать или подобрать и утвердить программу кружка.
5. Разработать и утвердить плана кружка на учебный год.
6. Реализовать план работы кружка на практике.
7. Проанализировать результативность работы кружка.
8. Защитить результаты работы перед родительской и педагогической общественностью.
9. Оформить в групповых ячейках уголки кружковой работы, выставки, участие в конкурсах, показах и т. д.
Важно учесть, что организация кружка предполагает добровольное (без психологического принуждения) включение детей в деятельность, поэтому помимо подбора интересного содержания педагогу дополнительного образования необходимо
— организовать рабочее пространство;
— дать возможность детям заниматься по своим силам и интересам;
— организовать игровой характер подачи любого материала.
Основными формами обучения и развития детей на дополнительных занятиях:
• фронтальные развивающие занятия с подгруппой детей (в основе которых лежит личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога и ребёнка);
• занятия-инсценировки;
• занятия-путешествия;
• занятия-игры;
• познавательно-досуговые занятия: экскурсии, дидактические игры, развлечения;
• соревновательные: соревнования, тренировки, упражнения, игры;
• контрольно-диагностические: беседы, дискуссии, викторины;
• научно-исследовательские: опыты, наблюдения, эксперименты;
• нетрадиционные: домашнее задание, моделирование.
С педагогами проводились консультации, мастер-классы, семинары, а для родителей был оформлен «Уголок родителей», где вывешивались консультации, на собраниях проводились мастер-классы, на сайте размещалась дополнительная информация, проводились также дни открытых дверей и открытые занятия..
Тематика кружка может быть разнообразна, но при организации деятельности, я учитывала:
— интересы детей и возрастные особенности, имеющийся у них опыт участия в такого рода занятиях;
— необходимость решения воспитательных и образовательных задач в единстве с основной программой детского сада;
— понимание игры как ведущего вида деятельности, выстраивание содержания дополнительного образования детей именно на ее основе;
— необходимость создания комфортной обстановки, в которой будет развиваться творческая личность;
— нормы нагрузки на ребенка.
Учитывая интересы дошкольников и запросы родителей по дополнительным услугам, в нашем детском саду был востребовано социально-педагогическое. Штатная численность позволила включить педагога дополнительного образования. Я работала в тесном контакте с воспитателями и другими педагогами. Таким образом, старалась не просто механически увеличить количество предоставляемых услуг, а благодаря внедрению новых форм и технологий организации детской деятельности разнообразить образовательное пространство ДОУ.
Руководящий документ для педагога дополнительного образования – программа, которая утверждается на педагогическом совете. Часто от педагога требуют авторскую программу, забывая, что ее разработка – очень сложное дело, которое не каждый осилит.
При планировании работы по дополнительному образованию мне не составило сложности составить рабочую программу, так как я была направлена на курсы повышения квалификации по дополнительному образованию детей, также имела стаж работы в школе детьми 6 – 10 лет. Чаще всего педагог дополнительного образования использовал парциальные программы дополнительно к основной, или разрабатывал на основе комплексных.
Содержание дополнительной образовательной программы было направлено:
• на создание условий для развития личности ребёнка;
• развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
• обучение эмоциональному благополучию;
• приобщение к общечеловеческим ценностям;
• профилактику асоциального поведения;
• создание условий для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграцию в систему мировой и отечественной культуры;
• интеллектуальное и духовное развитие личности;
• укрепление психического и физического здоровья;
• взаимодействие педагога с семьёй.
Дополнительные занятия должны сочетаться с обязательными (нежелательны вечерние занятия в пятницу, нерациональность организации одного рода деятельности в один день). Учитывается загруженность и возможности педагогов, соблюдаются нагрузка детей по продолжительности занятий и по дням недели. Как правило, педагога дополнительного образования реализовывал деятельность во второй половине дня.
Деятельность кружков проводится в специально оборудованном помещении: музыкальный зал, спортивный зал, холл и даже спальные комнаты. Проблема заключается в том, что количество охваченных детей дополнительными образовательными услугами требуют подгрупповой формы занятий, а при таких факторах как занятия доп. услугами организуются в основном во второй половине дня, занятость воспитателей по «скользящему» графику не позволяют закрепить за определенной услугой то или иное помещение. И здесь выручает смекалка и оперативность старшего воспитателя (ответственного за координацию работы по дополнительному образованию). Изначально учитывается время привлеченных специалистов. Это кадры требующие постоянства, за ними изначально по договору закрепляется время и место проведения занятий. А с воспитателями ежемесячно утверждается новый график реализации услуги в соответствии с графиком основной работы. Таким образом, координируется право на полноценную реализацию рабочей программы дополнительного образования.
Чтобы выявить заказы семьи, мною совместно с педагогами ежегодно проводится опрос родителей в форме анкетирования и бесед. А для того, чтобы родители проявили больший интерес к предоставляемому комплексу дополнительных образовательных услуг ДОУ, для них организуются дни открытых дверей, отчетные концерты, мастер-классы, где педагоги демонстрируют свою деятельность.
Как правило, родители считают, что их дети, проявляющие большой интерес к различным видам деятельности. Но требования СанПиН и других нормативных документов, регламентирующих образовательную деятельность, не позволяют проводить большее количество занятий, чем это предусмотрено программой. Поэтому посещая различного рода организованные практики дополнительных услуг, родители определяют наиболее интересные и приемлемые для их детей направления деятельности.
Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает ,приложению знаний и навыков, полученных в дошкольном образовательном учреждении, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное – в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени
Введение дополнительных образовательных услуг предполагает системную работу и большую ответственность перед заказчиками, то есть родителями. Перед руководителями образовательных учреждений новый подход к управлению является сложным и непривычным делом и на практике порождает много вопросов и трудностей. Руководитель сам должен инициировать нововведение образовательных услуг, видеть его последствия, достижения и издержки. При введении дополнительных образовательных услуг следует тщательно продумать учебную нагрузку на ребёнка в течение дня с учётом возрастных и индивидуальных особенностей. Для этого следует составить единое по всему саду расписание, предполагая занятия после дневного сна или прогулки .
Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает ,приложению знаний и навыков, полученных в дошкольном образовательном учреждении, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное – в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени.
Библиографический список
1. Зацепина М., статья «Дополнительному образованию в ДОУ – 10 лет!», журнал «Обруч» № 3-2006 г.;
2. , статья «Кружковая работа в ДОУ», журнал «Управление дошкольным образованием, № 8-2007 г.;
3. «Практика оказания платных образовательных услуг», журнал «Управление дошкольным образованием» № 7-2006 г.;
4. , статья «Дополнительное образование в ДОУ», журнал «Управление дошкольным образованием» № 5-2008 г.