Автор: Лапшина Ирина Валерьевна
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЕДИНОГО РЕЧЕВОГО РЕЖИМА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В МЛАДШИХ КЛАССАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В статье рассмотрены особенности деятельности педагога по обеспечению единого речевого режима для обучающихся с речевыми нарушениями в младших классах образовательной организации.
Эффективное обеспечение обучающихся комплексом знаний и навыков, которые будут способствовать личностному росту и сформируют потенциал для продуктивной адаптации и развития личности в социуме – это одна из глобальных задач, которые в настоящее время стоят перед российской школой.
Опорной нормативной базой для понимания роли русского языка и основных видов речевой деятельности (ОВРД) являются, в частности, Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации» от 1 июня 2005 года № 53-ФЗ, «Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации» [2] и федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – ФГОС) [3].
Одним условий успешной образовательно-коррекционной работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, является создание благоприятной речевой среды. Это предполагает постоянное мотивированное общение с ребенком независимо от его возможностей и уровня речевого развития. Организация и постоянное соблюдение единого речевого режима позволяет обеспечить эффективные условия для такого общения.
Речевой режим – это организация текущей коррекционной работы, строго индивидуализированной, в процессе любой деятельности обучающихся в стенах образовательного учреждения и вне его [4].
Обязательными компонентами речевого режима являются [5]:
— создание условий для речевого общения обучающихся с педагогами, сотрудниками образовательного учреждения, с другими учащимися, а также вне стен образовательного учреждения;
— правильная речь окружающих (педагогов, сотрудников школы и др.);
— целенаправленное создание ситуаций необходимости речевого общения, обеспечение постоянного речевого тренинга, стимуляция потребности в правильной речи;
— активизация вновь изученной лексики, закрепление ее и расширение;
— активизация грамматических форм и конструкций, их закрепление в ходе учебного и бытового общения;
— постоянный, подчиненный единым требованиям, тактичный контроль за качеством устной и письменной речи и речевым поведением детей;
— индивидуализация заданий, требующих оречевления, в соответствии с уровнем развития речи, коммуникативных навыков, недостатков чтения и письма, а также пройденным программным материалом.
Для обеспечения речевого режима необходимо тесное взаимодействие логопеда, учителей и других педагогов, работающих с ребёнком, которые должны быть осведомлены об индивидуальных речевых возможностях обучающегося, подготовлены к оказанию логопедической поддержки (дать необходимый речевой образец, подсказать, что необходимо сделать вдох и говорить на выдохе, взять паузу, и т.д.). Для этого рекомендуется регулярное проведение логопедических семинаров-практикумов, консилиумов, консультаций для заинтересованных участников образовательного процесса.
При проведении мероприятий, предполагающих устные публичные выступления обучающихся с нарушениями речи, требуется большая предварительная работа. При подготовке таких выступлений должны быть учтены речевые возможности обучающегося и его личностные особенности. Для полноценного соблюдения речевого режима следует проводить работу с родителями, родственниками обучающихся, ориентируя их также создание соответствующей речевой среды и на соблюдение требований к собственной речи и речи ребенка.
Только тесная взаимосвязь в работе учителей-логопедов и воспитателей позволяет добиваться положительных результатов в коррекции речи дошкольников. Эта система предполагает соблюдение всеми участниками образовательного процесса речевых норм, воспитание речевой культуры, грамотное оформление всех материалов, документов, наглядной агитации в учреждении.
Соблюдение единого речевого режима – это соблюдение в речи норм русского литературного языка: литературного произношения, образования форм слов, построение словосочетаний и предложений, употребление слов в соответствии с их лексическим значением [4].
В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» и федеральных государственных образовательных стандартах обозначено приоритетное направление модернизации школьного образования — создание условий для индивидуального развития всех обучающихся, особенно тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения — детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), детей-инвалидов и реализация их прав на получение образования. В последние годы вырос заказ общества на инклюзивное образование [6, с.14].
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья — ребенок особенный. Но он, как и любой другой ребенок, нуждается в образовании, воспитании и общении со сверстниками. Инклюзивное образование дает возможность детям с особенностями развития ходить в обычные школы и учиться вместе с другими детьми.
Приоритетными направлениями в области инклюзивного образования являются [6, c.94]:
— создание безопасной среды;
— профессиональная компетентность педагогов и специалистов школы;
— максимальное удовлетворение социального запроса родителей.
Проблема воспитания и обучения учащихся с нарушениями в развитии устной и письменной речи является актуальной проблемой коррекционной педагогики. Нарушения чтения и письма оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения, на школьную адаптацию детей, на формирование личности и характер всего психического развития ребенка.
Целью логопедического воздействия в условиях общеобразовательной школы является обеспечение образовательного процесса и оптимальной социальной интеграции детей, имеющих различные формы речевой патологии путем развития познавательной деятельности и формирования речи как средства коммуникации.
Цель и задачи организации логопедического воздействия в условиях общеобразовательной школы [7, с. 115].
Цель: коррекция и профилактика речевых нарушений.
Задача 1. Комплексное обследование (логопед–психолог–врач)
Задача 2. Организация коррекционных логопедических занятий с учетом типических и индивидуальных проявлений речевого недоразвития.
I этап.
Развитие звуковой стороны речи
II этап.
Формирование лексического и грамматического строя речи.
III этап.
Формирование связной речи.
Задача 3. Взаимодействие в сферах логопед–учитель, логопед–родители.
Задача 4. Оптимизация коррекционной логопедической работы.
Речевые карты.
Документация.
Дидактический материал.
Необходимо акцентировать внимание на принципиальных моментах организации и реализации логопедического воздействия. Вся коррекционная работа по устранению нарушений письменной и устной речи имеет целью не повторение изученного в классе, а восполнение пробелов в развитии средств языка и функции речи, а это значит, что в процессе логопедических занятий формируются предпосылки к обучению детей родному языку. Это составляет суть логопедической работы.
Проводится обследование устной и письменной речи учащихся начальных классов.
Важную роль в диагностике речевых нарушений выполняют анамнестические данные развития ребенка, полученные в ходе заполнения родителями специально разработанных учителем-логопедом анкет.
По результатам логопедического обследования формируются группы обучающихся с учетом структуры речевого нарушения и тяжести его проявления. Логопедические занятия проводятся во внеурочное время с учетом режима работы общеобразовательного учреждения [8, c.54].
В процессе организации логопедических занятий эффективно применяются разнообразные технологии: здоровьесберегающие (дыхательная и артикуляционная гимнастика, логопедический массаж, пальчиковая гимнастика, физкульминутки и динамические паузы, упражнения на релаксацию), игровая технология, технология коррекционно-развивающего обучения и др. Успешно используется метод усложнения речевых упражнений в зависимости от разной степени речевой самостоятельности.
Компьютерные программы, объединенные общим названием «Текстовые редакторы» (MicrosoftWord), рассматриваются как новое средство развития письменной речи детей, испытывающих по тем или иным причинам выраженные трудности в овладении данной формой речи. В процессе работы с данной программой улучшается состояние навыка чтения и письма, т.к. используется орфографическое проговаривание. В программе существует модуль проверки орфографии. Ученик, допустив ошибку, может увидеть, в каком слове она допущена и самостоятельно ее исправить.
В коррекционной работе используется компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры», логопедический тренажер «Дэльфа-142.1», предназначенные для коррекции нарушений речи при стертой форме дизартрии.
Программа позволяет эффективно работать и с детьми с другими речевыми нарушениями. Занятия с педагогом должны проводиться на основе индивидуального и дифференцированного подходов для восполнения пробелов в развитии звуковой стороны речи.
Коррекция речевых нарушений у детей младшего школьного возраста включает 6 направлений деятельности педагога [9, c.62]:
— развитие фонематического слуха, анализа и синтеза;
— дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство;
— дифференциация букв, имеющих оптическое сходство, состав слова;
— согласование, управление, работа с текстом;
— чтение и пересказ текста;
— составление рассказов.
Сегодня как никогда важно создать целостную методическую систему, направленную на более глубокое понимание педагогами и обучающимися роли ОВРД и необходимости создания единого речевого режима. Подобная методическая система, прежде всего, призвана повысить квалификацию педагогов, а, самое главное, на метапредметном и предметном уровнях раскрыть феномен русского языка как одной из значимых ценностей русского народа, определить привлекательные для современных школьников и педагогов ценностные ориентации, которые могут формироваться в процессе изучения русского языка в современных условиях и разработать пути их представления в школьном курсе.
Список использованных источников
1. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли / Асмолов А. Г. [и др.]; под ред. Асмолова А. Г. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 № 637-р «Об утверждении Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации». – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_196947.
3. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 N 19644). – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110255/.
4. Памятка для учителей «Единый речевой режим в общеобразовательных организациях – URL: http://2gimn51.ru/files/Pam.pdf.
5. Александрова С. А. Комплексное обучение видам речевой деятельности в начальной школе как условие реализации ФГОС НОО. – URL: http://nsportal.ru/node/995695.
6. Ильина О. М. Инклюзивное образование: проблемы и перспективы развития / О. М. Ильина. — (Образование и спорт) // Вестник Саратовской государственной академии права. — 2009. — N 1 (65). — С. 194-198.
7. Филичева Т. Б. Особенности речевого развития дошкольников. Дети с проблемами в развитии №1, Спб., 2014.