Деятельность учителя – дефектолога в сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра

Автор: Безбабная Наталья Андреевна

Коррекционная работа учителя-дефектолога с обучающимися с расстройствами аутистического спектра имеет свои особенности.

Одним из характерных признаков искаженного развития у обучающих с РАС являются особенности становления их коммуникативной сферы. По мнению зарубежных и отечественных исследователей, изучавших данный вопрос (В. М. Башина, О. Богдашина, М. Ю. Ведина, Ф. Р. Волкмар, К. С. Лебединская, В. В. Лебединский, О. С. Никольская, Wing, L., Gould, J. и др.), недоразвитыми оказываются как речевые средства общения, так и невербальные.

Проведение диагностика у обучающихся с РАС вызывает затруднение из-за низкого уровня социальной адаптации, выраженных нарушений коммуникации и трудностей саморегуляции.

Работу с обучающимися с РАС можно разделить на этапы:

  • первичный контакт;
  • первичные учебные навыки;
  • работа над указательным жестом «да», «нет»;
  • обучения пониманию речи;
  • обучение экспрессивной речи.

Работая учителя – дефектолога с такими обучающимися необходимо учитывать создание оптимальных условий обучения для обучающихся с РАС в образовательном учреждении и следующие требования:

·         создание положительного эмоционального фона в учреждении;

·         создание благоприятной атмосферы;

·         организация неформальных контактов между детьми в перерывах между занятиями;

·         учет особенностей личности обучающегося.

·         организация учебного плана, использование стереотипов поведения.

В основе коррекционно-развивающей работы с обучающимися с РАС лежат комплекс коммуникативных навыков, полно отражающих специфические особенности развития данной группы обучающихся:

  • появление интереса к партнеру (отклик на собственное имя, выполнение простых инструкций, наглядных или словесных указаний, произнесение слов или фраз в ответ на речь партнера);
  • владение невербальными навыками коммуникации (установление визуального контакта, длительный контакт глаз, обмен взглядами, использование жестов, мимических комплексов и пантомимики);
  • владение вербальными коммуникативными навыками (построение фразы, задавание вопросов и ответы на вопрос, обмен репликами, обращениями, использование местоимения «я», выражение просьб словами).

На основе основных компонентов, определив их как задачи работы, реализуется поэтапный процесс, который включает деятельность всех специалистов, участвующих в комплексном сопровождении развития обучающегося с расстройствами аутистического спектра.

В своей работе учитель-дефектолог использует следующие принципы для наибольшей эффективности коррекционного процесса:

  • принцип позитивности — создание максимального эмоционального комфорта;
  • принцип междисциплинарности и партнерства специалистов на всех ключивых этапах коррекционной работы;
  • принцип семейной ориентированности, сотрудничества и партнерства учителя-дефектолога и семьи;
  • принцип комплексности коррекционно-развивающих усилий;
  • принцип личностно-ориентированного подхода;
  • иерархический принцип;
  • принцип ступенчатость, т.е. преемственный переход при переходе от одного этапа работы к другому;
  • принцип цикличности, как возращение к решению задач на более ранних этапах коррекционной работы в случае перехода на качественно новые уровни состояния и развития обучающегося.

Главные задачи деятельности учителя-дефектолога при работе с детьми с РАС:

·       организация адаптированной среды.

·       организация визуализации расписания и времени.

·       структурирование любых видов деятельности.

·       сокращение (преодоление) неравномерности в развитии.

·       организация коммуникативного общения.

·       сопровождение на основных этапах образовательного процесса.

·       социально-бытовая адаптация обучающегося.

В своей работе учителю – дефектологу следует сотрудничать с такими специалистами как психолог и логопед. Наиболее эффективными являются индивидуальные занятия с данными специалистами.

Динамическая оценка состояния обучающихся на ПМПк.

Цель работы специалистов сопровождения (педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда) в работе с обучающимися с РАС состоит в том, чтобы ввести его в образовательный процесс и коллектив сверстников.

Необходимо объединение усилий всех специалистов, работающих с обучающимся. Так педагог-психолог оказывает социально-психологическое сопровождение ребенку; учитель-дефектолог проводит исследовательско-диагностическую и непосредственно коррекционно-развивающую работу.

Учителю-дефектологу и специалистам в своей работе необходимо осуществлять преодоление (сокращение) неравномерности в развитии обучающихся:

·         отдавать предпочтение наглядным средствам преподнесения материала;

·         рационально дозировать информацию;

·         использовать адекватный возможностям темп восприятия подачи материала;

·         применять адаптированные тексты;

·         использовать вариативность уровней сложности заданий.

В работе с обучающимися с РАС очень важно продуктивно и тесно взаимодействовать с семьями. При работе с семьёй используют современные образовательные технологии и стандарты, привлекая родителей к участию в межшкольных мероприятиях. Понимая высокие требования, которые выдвигает современное информационное общество, следует активно использовать современные информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности. Активное внедрение компьютерных технологий позволяет существенно расширить возможности, обучающихся с РАС в получении информации.

Использование информационно-коммуникативных технологий позволяет оптимизировать коррекционно-педагогический процесс, дифференцировать и индивидуализировать обучение обучающихся с РАС и значительно повысить эффективность коррекционно-развивающих занятий.

Игровые технологии — это технологии, которые используются не только в самостоятельной деятельности обучающихся, но и непосредственно в образовательном процессе, а также в индивидуальной работе. Важным является и организация развивающей пространственно-предметной среды. Все это позволяет эффективно осуществлять работу с обучающимися с РАС, делая занятия более эффективными, разнообразными и интересными. Дефектологическое сопровождение данной категории обучающихся решает коррекционные цели и задачи, которые направленные на развитие познавательной деятельности, на речевое и социальное развитие, на развитие предпосылок социальной адаптации, на формировании личности обучающегося с комплексными нарушениями развития, на   формирование навыков коллективного взаимодействия. Правильно разработанная система дефектологического сопровождения помогает эффективно решить поставленные задачи. Знание потенциальных возможностей обучающегося с РАС и индивидуальный подход к обучению и воспитанию обучающихся данной категории, сотрудничество с другими специалистами является    залогом успеха учителя — дефектолога.

×
×