Автор: Жижимова Анастасия Алексеевна
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА УРОКАХ В ТРЕТЬЕМ КЛАССЕ
Развитие внимания у младших школьников с задержкой психического развития является одной из ключевых задач коррекционной педагогики, поскольку именно внимание выступает основой для успешного усвоения учебного материала и формирования познавательных процессов. Дети с задержкой психического развития часто испытывают трудности с концентрацией, устойчивостью и переключением внимания, что требует применения специальных средств, методов и приёмов, адаптированных к их особенностям. В третьем классе, когда учебная нагрузка возрастает, а требования к произвольному вниманию становятся более значимыми, особенно важно использовать разнообразные игровые, наглядные и дифференцированные упражнения, направленные на тренировку различных аспектов внимания: устойчивости, объёма, переключаемости и распределения.
Отмечается, что даже во время увлекательного, интересного, эмоционального рассказа дети с ЗПР начинают зевать, отвлекаться на посторонние дела, теряют нить повествования. Особенно ярко проявляются эти особенности, когда в окружающей среде присутствуют отвлекающие факторы. Неожиданный стук в дверь, посторонний человек в классе, упавший предмет ― все это отвлекает внимание детей настолько, что они полностью забывают задание учителя. Также распределение внимания у младших школьников с задержкой психического развития развито недостаточно. Если ребенок находит ответ на заданный вопрос, он уже не в состоянии следить за своим поведением: вскакивает с места, забывая, что этого не следует делать во время школьных занятий. Поэтому для развития внимания таких детей необходимо использовать различные средства, методы и приемы.
Метод обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие умственных сил и способностей учащихся, овладение ими средствами самообразования и самообучения. Методы обучения обозначают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия субъектов обучения.
Разные ученые предлагают различные классификации методов обучения, мы же остановимся на самой распространенной классификации методов обучения по источнику знаний. Соответственно выделяют словесные методы (источником знания является устное или печатное слово), наглядные (источником знания служат наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия) и практические (знания и умения формируются в процессе выполнения практических действий).
Прием – элемент метода, его составная часть, отдельный шаг в реализации метода.
Педагогические средства – материальные объекты и предметы духовной культуры, предназначающиеся для организации и осуществления педагогического процесса и выполняющие функции развития учащихся; предметная поддержка педагогического процесса, а также разнообразная деятельность, в которую включаются воспитанники: труд, игра, учение, общение, познание.
Так, к средствам развития внимания школьников в учебной деятельности, по мнению М. Н. Шардакова, относятся: первые минуты урока; взаимосвязь нового материала с уже усвоенным; разнообразие упражнений на закрепление изученного материала; заинтересованность всех учащихся в деятельности.
В первые минуты урока очень важно активно вовлекать детей в учебный процесс, чтобы сразу настроить их на работу и поддержать интерес к предстоящей деятельности. Для этого можно использовать различные приёмы: начинать урок с беседы, задавать вопросы для обсуждения, а также рассказывать интересные и познавательные истории, связанные с темой урока или жизненным опытом детей. Такие приёмы помогают создать эмоциональный контакт с учениками, пробуждают любопытство и стимулируют желание участвовать в уроке. Обсуждения дают детям возможность выразить свои мысли, обменяться мнениями, что способствует развитию коммуникативных навыков и формированию устойчивого внимания.
Кроме того, для успешного усвоения материала очень важно чётко планировать работу на уроке. Рекомендуется заранее составлять подробные планы и опорные схемы, которые наглядно показывают последовательность действий и основные этапы выполнения заданий. Такие визуальные ориентиры помогают детям лучше ориентироваться в учебном материале, уменьшают чувство растерянности и повышают уверенность в своих силах. Это особенно важно для младших школьников с ЗПР, которым проще воспринимать информацию, когда она структурирована и представлена в доступной форме.
Для того чтобы заинтересовать учащихся и удерживать их внимание на протяжении всего урока, полезно использовать приёмы привлечения внимания с помощью неожиданных смен видов деятельности. Например, можно чередовать работу с учебником с просмотром коротких видеоматериалов или прослушиванием аудиозаписей, проводить интерактивные обсуждения, задавать нестандартные и интересные вопросы, предлагать творческие или проблемные задачи. Такие разнообразные формы работы не дают детям заскучать, поддерживают их активность и способствуют развитию произвольного внимания.
Не менее эффективным средством повышения интереса и мотивации являются дидактические игры, которые делают учебный процесс более живым, эмоционально насыщенным и увлекательным. Упражнение является основным непосредственным материальным средством организации деятельности учащихся и учителя. В учебно-воспитательном процессе упражнение играет доминирующую роль. В целом, все методы и приемы, используемые учителем, материализуются в упражнении. Упражнение в широком понимании этого термина остается главной составной частью в структуре любого урока.
По определению В. Н. Кругликова, дидактическая игра представляет собой целенаправленную коллективную учебную деятельность, в которой участники объединены решением общей задачи и ориентируют своё поведение на достижение результата.
Главной особенностью дидактической игры является имитационное моделирование изучаемых систем, явлений или процессов, что способствует не только закреплению и совершенствованию знаний, но и освоению новых умений и навыков. В процессе такой игры формируется познавательный интерес, развиваются психические процессы, умственные способности и мотивация к обучению.
Основное различие между дидактической игрой и дидактическим упражнением заключается в структуре и характере деятельности участников. В дидактической игре обязательно присутствуют чёткие правила и игровой сюжет. По форме организации дидактическая игра может проводиться в коллективной или парной деятельности с взаимодействием участников, упражнение же может выполняться индивидуально, без взаимодействия. В дидактической игре включены игровые действия, элементы соревнования, роли, неожиданности, в упражнении игровые действия отсутствуют, только выполнение задания. В дидактической игре учебная задача скрыта за игровой, мотивация — игра и желание выиграть. Цель упражнения — выполнение конкретного учебного задания, мотивация — обучение. Структура дидактической игры — комплексная, включает дидактическую задачу, игровую задачу, правила и действия. Структура упражнения — простая, направлена на многократное повторение и закрепление навыков. Дидактическая игра эмоционально насыщенная, стимулирует интерес и активность, упражнение менее эмоционально, фокус на тренировке и закреплении.
Таким образом, дидактическая игра — это сложное педагогическое явление, сочетающее учебные задачи с игровыми элементами, что делает процесс обучения более занимательным и мотивирующим для детей. Она предполагает наличие игровой атмосферы, взаимодействия между участниками и соблюдение правил, что способствует развитию не только знаний, но и социальных навыков. В то время как дидактическое упражнение — это учебное задание, направленное на отработку конкретных умений и навыков, выполняемое чаще индивидуально и без игровых элементов.
Упражнение «Нахождение в таблице одинаковых картинок» направлено на развитие зрительного внимания, концентрации и умения быстро находить сходства в визуальной информации. Можно усложнять задание, увеличивая количество картинок или сокращая время выполнения. Упражнение можно использовать в начале урока как разминку для тренировки внимания или для закрепления темы, связанной с изображениями (например, предметы, животные, цвета). Для детей с ЗПР полезно сопровождать задание устными подсказками и демонстрацией образца (Приложение 1).
Упражнение «Цвет-слово» помогает развивать внимание, восприятие цвета и навыки чтения. Упражнение хорошо подходит для этапов актуализации знаний и закрепления, развивает произвольное внимание и умение сосредоточиться. Можно проводить в форме игры с соревнованием, кто быстрее и точнее выполнит задание (Приложение 1).
Упражнение «Найди слово» развивает зрительное внимание, память и навыки чтения. Можно варьировать сложность: искать слова по теме урока, с определённым звуком или буквой, либо слова-исключения. Упражнение помогает закрепить лексический материал, улучшить концентрацию и внимательность. Для младших школьников и детей с ЗПР рекомендуется использовать яркие наглядные материалы и давать чёткие инструкции (Приложение 1).
Эти упражнения можно эффективно комбинировать в ходе урока для поддержания интереса, развития различных аспектов внимания и закрепления учебного материала.
Игра «Найди отличие» способствует развитию концентрации, наблюдательности и умения анализировать визуальную информацию. Её можно использовать для тренировки зрительного внимания и памяти как индивидуально, так и в группах. Эта игра легко адаптируются под разные учебные темы и возрастные особенности детей, делая уроки более динамичными и эффективными в развитии внимания и других познавательных навыков (Приложение 2).
Игра «Морские волны» помогает тренировать координацию движений, устойчивость и переключаемость внимания, а также развивает слуховое восприятие и умение работать с несколькими источниками информации одновременно (Приложение 2).
Игра «Ай, да я!» отлично подходит для развития произвольного внимания, самоконтроля и быстроты реакции. Её можно проводить как разминку в начале урока или как упражнение для снятия утомления. Также игра способствует развитию навыков счёта и логического мышления (Приложение 2).
Физкультминутки являются важным средством развития внимания у младших школьников с задержкой психического развития. Эти короткие физические паузы помогают снять мышечное напряжение, восстановить работоспособность и повысить концентрацию внимания, что особенно актуально для детей с особенностями психического развития. Регулярное включение физкультминуток способствует активизации нервной системы, улучшению кровообращения мозга и формированию устойчивого внимания. Важно соблюдать регулярность и чёткий временной регламент — физкультминутки обычно длятся 1–3 минуты и проводятся 2–3 раза за урок.
Приёмы организации физкультминуток на уроках предполагают интеграцию упражнений с тематикой предмета. Например, на уроке окружающего мира можно предложить движения, имитирующие полёт птиц, что создаёт связь между физической активностью и учебным материалом (Приложение 3).
К методам развития внимания у младших школьников с ЗПР можно отнести использование наглядных методов, что требует учитывать особенности внимания младших школьников с задержкой психического развития (меньший объем восприятия, его замедленный темп, трудности концентрации внимания и др.) и применять четкие схемы и таблицы, приближенные к жизни, реалистические иллюстрации, рационально определять объем применения наглядных средств с соблюдением принципа необходимости и доступности. В обучении детей с задержкой психического развития важно избегать перегруженности, которая снижает качество восприятия материала и приводит к быстрому утомлению и эмоциональному пресыщению школьников.
Эффективность применения этих методов во многом зависит от использования качественных наглядных средств (натуральных, изобразительных, символических) и приспособлений для их демонстрации (экранов, медиа- техники и др.). Значимым является планирование продуманного и гармоничного использования наглядных средств на уроке, учет их различных дидактических функций и возможностей для комплексного применения и правильного соотношения наглядности и других источников информации. Кроме того, необходимо заранее подготовить четкие комментарии, обобщения информации, выделения главного в содержании и т.д., предусмотреть активное включение учащихся в процесс поиска информации, решения задачи, составления комментариев и т.д. на их основе [2].
Одним из приемов, которые позволяют развивать внимание у младших школьников с ЗПР является использование сигнальных карточек. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале, математическом диктанте, словарной работе (например: с одной стороны на карточке изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами: гласные и согласные, парные согласные). Также для развития внимания можно использовать вставки на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д. [26].
Таким образом, младшие школьники с ЗПР испытывают трудности с концентрацией, устойчивостью и переключением внимания, что требует применения специальных средств, методов и приёмов, адаптированных к их особенностям. К средствам развития внимания можно отнести различные упражнения и дидактические игры. К методам и приемам развития внимания можно отнести использование наглядности, в том числе сигнальных карточек, различных реалистических иллюстраций, схем, таблиц и др. Также отмечаются приёмы привлечения внимания с помощью неожиданных смен видов деятельности (чередование работы с учебником с просмотром коротких видеоматериалов или прослушиванием аудиозаписей и др.).
Внимание можно определить, как психический процесс, который обеспечивает сосредоточение сознания на определённых объектах или действиях, позволяя эффективно обрабатывать информацию. Структура внимания включает в себя несколько компонентов, таких как объём, устойчивость, переключаемость и распределение. Эти характеристики определяют, как дети с ЗПР воспринимают и обрабатывают информацию, а также как они могут управлять своим вниманием в процессе обучения.
Среди видов внимания, наиболее актуальных для младших школьников, можно выделить произвольное и непроизвольное внимание. Произвольное внимание связано с осознанным выбором объекта внимания и требует усилий для его поддержания, тогда как непроизвольное внимание возникает спонтанно, под влиянием внешних факторов. У детей с ЗПР наблюдаются трудности как с поддержанием произвольного внимания, так и с переключением между различными объектами, что требует применения специальных методов и приёмов в образовательном процессе.
Особенности развития внимания у младших школьников с ЗПР включают замедленное формирование навыков сосредоточения и поддержания внимания, а также трудности в переключении между задачами. Эти особенности обусловлены как индивидуальными характеристиками детей, так и их психоэмоциональным состоянием. Важно учитывать, что дети с ЗПР часто испытывают чувство неуверенности и тревожности, что также негативно сказывается на их внимании.
Для эффективного развития внимания у младших школьников с ЗПР на уроках в третьем классе необходимо использовать разнообразные методы и приёмы. К числу наиболее эффективных средств относятся игры, которые активизируют интерес и мотивацию детей, а также способствуют формированию устойчивого внимания. Например, использование интерактивных заданий, ролевых игр и творческих упражнений позволяет создать эмоционально насыщенную атмосферу, что способствует лучшему усвоению материала.
Регулярное чередование видов деятельности является ещё одним важным приемом. Это позволяет избежать монотонности и усталости, что особенно актуально для детей с ЗПР.
Методы, направленные на развитие внимания, могут включать в себя как индивидуальные, так и групповые формы работ. Индивидуальный подход позволяет учитывать особенности каждого ребёнка, в то время как групповые формы способствуют развитию коммуникативных навыков и взаимодействию между детьми. Важно также применять методические приёмы, такие как использование наглядных материалов, опорных схем и структурированных планов уроков, которые помогают детям лучше ориентироваться в учебном материале и поддерживать внимание.
Кроме того, визуальные и аудиальные стимулы играют важную роль в удержании внимания. Использование наглядных материалов, таких как картинки, схемы и видео, помогает детям лучше воспринимать информацию и запоминать её. Аудиовизуальные материалы, такие как музыкальные фрагменты или звуковые эффекты, могут также способствовать повышению интереса и вовлеченности детей в учебный процесс.
Таким образом, развитие внимания у младших школьников с задержкой психического развития требует комплексного подхода, включающего понимание специфики их психического развития, использование разнообразных методов и приёмов, а также создание благоприятной образовательной среды. Эффективная работа по развитию внимания не только способствует успешному обучению, но и положительно влияет на общее психоэмоциональное состояние детей, что является важным аспектом их всестороннего развития.
Приложение 1
Упражнения, направленные на развитие внимания у младших школьников с ЗПР
Упражнение |
Цель |
Инструкция/ стимульный материал |
«НАЙДИ СЛОВО»
|
определение степени избирательности и устойчивости внимания у детей и взрослых.
|
Инструкция: «Среди напечатанных букв в строке отыщи максимальное количество слов». Стимульный материал: бланк с набором букв без пробелов, причём некоторые буквы сочетаются в слова. |
«НАХОЖДЕНИЕ В ТАБЛИЦЕ ОДИНАКОВЫХ КАРТИНОК» |
развитие внимания, зрительной памяти, навыка сопоставления и нахождения сходства между предметами или изображениями. |
«Внимательно смотри и находи (зачеркивай, обводи) одинаковые картинки в таблице» |
«ЦВЕТ-СЛОВО»
|
оценка возможности концентрации внимания, способности к выделению основного фактора и игнорированию остальных побочных. |
Инструкция: «Читай напечатанные слова по строкам слева направо максимально быстро. Через 40 секунд я тебя остановлю. Если за это время ты успеешь дочитать последнюю строчку, начинай заново с верхней строки».
Стимульный материал: 2 бланка с названиями цветов. На первом из бланков названия цветов написаны чёрным по белому. На втором названия цветов написаны разными цветами, причём название цвета иногда совпадает, а иногда не совпадает с цветом надписи. |
Приложение 2
Дидактические игры, направленные на развитие внимания у младших школьников с ЗПР
Дидактическая игра |
Цель |
Ход игры |
«Найди отличие» |
развитие умения сосредоточить внимание на деталях. |
Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями. Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли. |
«Морские волны» |
научить детей переключать внимание с одного вида деятельности на другой, способствовать снижению мышечного напряжения. |
По сигналу педагога «Штиль» все дети в классе «замирают». По сигналу «Волны» дети по очереди встают за своими партами. Сначала встают ученики, сидящие за первыми партами. Через 2-3 секунды поднимаются те, кто сидит за вторыми партами и т. Д. Как только очередь доходит до обитателей последних парт, они встают и все вместе хлопают в ладоши, после чего дети, вставшие первыми (за первыми партами, садятся и т. Д. По сигналу учителя «Шторм» характер действий и последовательность их выполнения повторяется, с той лишь разницей, что дети не ждут 2-3 секунды, а встают. |
«Ай, да я!» |
Несколько учеников (5-7) выстраиваются в линейку и должны поочередно называть целые числа в порядке возрастания, начиная с единицы. |
Нельзя называть числа, содержащие цифру 3 или кратные числу 3. Вместо этого участник должен сказать: «Ай да я!» (другой вариант – молча хлопнуть в ладоши). Если ученик ошибся – он выбывает, и игра начинается с начала, пока не останется победитель. |
Приложение 3
Физкультминутки, направленные на развитие внимания у младших школьников с ЗПР
Из сборника В.И. Коваленко «Школа физминуток»
Урок |
Физкультминутка |
Русский язык |
Буква Е В алфавите, в букваре, (Хлопки в ладоши.) Проживала буква Е. Как-то раз она шагала (Ходьба на месте.) По тетрадке не спеша, Замечталась и упала, (Приседания.) Превратилась в букву Ш… Школьник был, конечно, рад: (Наклоны туловища влево-вправо.) Вот так буква-акробат! (Хлопки в ладоши.) |
Долгожданный дан звонок Долгожданный дан звонок Начинается урок. Звуки с буквами пришли, Чтоб порядок навести. Внимание, девочки! Внимание, мальчики! Приготовьте ваши ручки, Разомните пальчики. Ну-ка проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте, Все ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять И внимательно читать. |
|
Что ты плачешь: « Ы» да «Ы»? (Ученик «плачет» со звуком «Ы».) Слезы поскорей утри, («Плакса» перестает «плакать».) Будем мы с тобой играть, Песни петь и танцевать. (Дети могут сделать несколько танцевальных движений.) |
|
На лошадке ехали На лошадке ехали, (Шагаем на месте.) До угла доехали. Сели на машину, (Бег на месте.) Налили бензину. На машине ехали, До реки доехали. (Приседания.) Трр! Стоп! Разворот. (Поворот кругом.) На реке — пароход. (Хлопаем в ладоши.) Пароходом ехали, До горы доехали. (Шагаем на месте.) Пароход не везет, Надо сесть на самолет. Самолет летит, В нем мотор гудит: (Руки в стороны, «полетели».) — У-у-Ф. |
|
Мы читали, мы писали, Наши плечики устали. Чтобы плечики размять, Надо ручками махать. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком руки меняются.) А теперь давайте, братцы, За учёбу приниматься! (Дети садятся за парты’) |
|
Литературное чтение |
Едем, едем, долго едем Едем, едем, долго едем, Очень длинен этот путь. Скоро до Москвы доедем, Там мы сможем отдохнуть. Вот поезд наш едет, Колеса стучат, А в поезде нашем Ребята сидят. Чу-чу-чу-чу-чу! Бежит паровоз. Далеко-далеко ребят он повез. (Ходьба на полусогнутых ногах.) |
На зарядку становись! На зарядку становись! Вверх рука, другая вниз! (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком меняем руки.) Повторяем упражненье, Делаем быстрей движенья. (Руки перед грудью, рывки руками.) Раз — вперёд наклонимся. Два — назад прогнёмся. И наклоны в стороны Делать мы возьмёмся. (Наклоны вперёд, назад и в стороны.) Приседания опять Будем дружно выполнять. Раз-два-три-четыре-пять. Кто там начал отставать? (Приседания.) На ходьбу мы перейдём, (Ходьба на месте.) И урок наш вновь начнём. (Дети садятся за парты.) |
|
По дорожке, по дорожке По дорожке, по дорожке Скачем мы на правой ножке. (Подскоки на правой ноге.) И по этой же дорожке Скачем мы на левой ножке. (Подскоки на левой ноге.) По тропинке побежим, До лужайки добежим. (Бег на месте.) На лужайке, на лужайке Мы попрыгаем, как зайки. (Прыжки на месте на обеих ногах.) Стоп. Немного отдохнем. И домой пешком пойдем. (Ходьба ни месте.) |
|
Тик-так Кто там ходит влево-вправо? Это маятник в часах. Он работает исправно И твердит: «Тик-так, тик-так». (Руки на поясе, наклоны вправо и влево.) А над ним сидит кукушка. Это вовсе не игрушка. Птица дверцу отворяет, Время точное сообщает. (Руки согнуты перед грудью, резкими рывками руки распрямляются в стороны.) А часы идут, идут, Не спешат, не отстают. Мы без них не будем знать, Что уже пора вставать. (Ходьба на месте.) А теперь пора нам, братцы, За уроки приниматься. (Дети садятся за парты.) |
|
Ча-ча-ча Ча-ча-ча, (Три хлопка в ладоши.) Печка очень горяча (Четыре полуприседа.) Чи-чи-чи, (Три хлопка над головой.) Печет печка калачи (Четыре прыжка на месте.) |
|
Математика |
Арифметический диктант А теперь, ребята, встали Быстро руки вверх подняли. В стороны, вперед, назад. Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело. (Дети показывают ответы в движении (наклоны, повороты, прыжки, хлопки).) |
Все умеем мы считать. Раз, два, три, четыре, пять! (Шагаем на месте.) Все умеем мы считать, (Хлопаем в ладоши.) Отдыхать умеем тоже (Прыжки на месте.) Руки за спину положим, (Руки за спину.) Голову поднимем выше (Подняли голову выше.) И легко-легко подышим. (Глубокий вдох-выдох.) Подтянитесь на носочках — Столько раз, Ровно сколько, сколько пальцев (Показали, сколько пальцев на руках.) На руке у вас. (Поднимаемся на носочках 10раз.) Раз, два, три, четыре, пять, (Хлопаем в ладоши.) Топаем ногами. (Топаем ногами.) Раз, два, три, четыре, пять, (Прыжки на месте.) Хлопаем руками. (Хлопаем в ладоши.) В хоровод встал серый зайка (Шагаем на месте.) И поет: «Я был зазнайкой, (Хлопаем в ладоши.) А теперь могу считать — Раз, два, три, четыре, пять. (Прыжки на месте.) Прибавляю, отнимаю (Наклоны туловища влево-вправо.) Математику я знаю, (Повороты туловища влево-вправо.) И поэтому с утра Я кричу: «Ура! Ура!» |
|
Мы считали и устали Мы считали и устали, Дружно все мы тихо встали, Ручками похлопали, Раз, два, три. (Хлопки в ладоши под счет учителя.) Ножками потопали, Раз, два, три. (Шаги ногами на месте.) Сели, встали, встали, сели, И друг друга не задели. (Приседания.) Мы немножко отдохнем И опять считать начнем. (Повороты туловища. Ходьба на месте.) |
|
Ну-ка проверь, дружок Ну-ка проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте, Все ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? (Учитель усаживает детей.) Беритесь, ребята, Скорей за работу. Учитесь считать, Чтоб не сбиться со счета. |
|
Можешь пальцы сосчитать Можешь пальцы сосчитать: Раз, два, три, четыре, пять, Раз, два, три, четыре, пять — Десять пальцев, пара рук — Вот твое богатство, друг. Умножали, умножали, Очень, очень мы устали. (Движения кистями рук.) Раз, два — выше голова, Три, четыре — руки шире. Пять, шесть — тихо сесть. Посидим, отдохнем И опять считать начнем. |
|
Окружающий мир |
В понедельник В понедельник я купался, (Изображаем плавание.) А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.) В среду долго умывался, («Умываемся».) А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.) В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.) Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.) А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.), Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку—засыпают.) |
Вы, наверное, устали Вы, наверное, устали? (Ходьба на месте.) Да! (Хлопки в ладоши.) И поэтому все встали. (Руки вверх — потянулись.) Дружно вытянули шеи (Наклоны вперед.) И как гуси зашипели: «Ш-ш-ш». (Повороты туловища влево-вправо.) Пошипели, помолчали И, как зайцы, поскакали. (Прыжки на месте.) Поскакали, поскакали И за кустиком пропали. (Ходьба на месте.) |
|
Говорит цветку цветок Говорит цветку цветок: «Подними-ка свой листок. (Дети поднимают и опускают руки.) Выйди на дорожку Да притопни ножкой: (Дети шагают на месте, высоко поднимая колени.) Да головкой покачай Утром солнышко встречай. (Вращение головой.) Стебель наклони слегка— Вот зарядка для цветка. (Наклоны.) А теперь росой умойся, Отряхнись и успокойся. (Встряхивания кистями рук.) Наконец готовы все День встречать во всей красе. (Дети садятся за парты.) |
|
Лягушки На болоте две подружки, Две зеленые лягушки, Утром рано умывались, Полотенцем растирались. Ножками топали. Ручками хлопали. Вправо, влево наклонялись И обратно возвращались. Видим, скачут по опушке Две веселые лягушки, Прыг-скок, прыг-скок, Прыгай с пятки на носок. Вот здоровья в чем секрет. Всем друзьям физкультпривет! (Ученики выполняют движения в соответствии с текстом.) |
|
А в лесу растёт черника А в лесу растёт черника, Земляника, голубика. Чтобы ягоду сорвать, Надо глубже приседать. (Приседания.) Нагулялся я в лесу. Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.) В класс пора мне возвращаться, Чтобы снова заниматься. (Дети садятся за парты.) |