Диагностика, комплекс методик по развитию эмоционально-волевой сферы личности детей младшего школьного возраста через формирование мотивации к успешной учебной деятельности

Автор: Анохина Вероника Верналовна

Научная статья

Original article

Диагностика, комплекс методик по развитию эмоционально-волевой сферы личности детей младшего школьного возраста через формирование мотивации к успешной учебной деятельности

 

Анохина Вероника Верналовна (студент), Колесникова Татьяна Викторовна (канд. пед. наук, доцент)

ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», город Ставрополь, Россия

Аннотация: в статье описывается констатирующий этап по развитию эмоционально-волевой сферы личности детей младшего школьного возраста через формирование мотивации к успешной учебной деятельности, а также дана интерпретация результатов после проведения методик. Автор раскрывает специфику влияния педагогических занятий на эмоции и чувства учащихся и на успешную учебную деятельность, характеризуя их целевое значение, возможности. Объектом данной работы является процесс развития эмоционально-волевой сферы личности детей младшего школьного возраста. Предметом явились педагогические занятия, способствующие формированию и развитию эмоционально-волевой сферы личности младшего школьного возраста.

Ключевые слова: эмоции, воля, эмоционально-волевая сфера, младший школьный возраст, учебная успешная деятельность, мотивация.

 

Для того чтобы проверить гипотезу исследования нами была организована экспериментальная работа, состоящая из нескольких этапов.

Цель констатирующего этапа исследования – выявить уровень развития учебной мотивации младших школьников.

В соответствии с поставленной целью нами были определены конкретные задачи:

1. Произвести анализ методической и диагностической литературы по исследуемой проблеме;

2. Подобрать диагностические методики по выявлению уровня сформированности мотивации учения у младших школьников;

3. Выявить уровень развития эмоционально-волевых качеств и педагогически условия для успешной учебной деятельности младших школьников.

Экспериментальная работа проводилась на базе государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Ставропольского края «Лицей №14 имени Героя Российской Федерации Владимира Вильевича Нургалиева» города Ставрополя.

В исследовании приняли участие 38 учащихся 4 классов.

В рамках данной выпускной квалификационной работы был проведен констатирующий этап работы, направленный на выявление уровня развития учебной мотивации младших школьников.

1. Методика диагностики учебной мотивации младших школьников Н.В. Елфимовой «Лесенка побуждений»

Инструкция. Давай построим лесенку, которая будет называться «Зачем я учусь». Перед тобой разложены 8 карточек, на которых написано, зачем школьники учатся в школе. Разложи их перед собой. Внимательно прочитай, что написано на каждой карточке.

Выбери карточку, где написано самое главное про то, зачем ты учишься. Это будет первая ступенька нашей лесенки. Из оставшихся семи карточек снова выбери ту, где написано самое главное про то, зачем ты учишься. Это будет вторая ступенька лесенки. Положи эту карточку ниже первой. Понятно, как строить лесенку? Продолжай строить ее самостоятельно. Мы закончили лесенку «Зачем я учусь». Проверь, правильно ли ты ее составил. На первой ступеньке написано самое главное про то, зачем ты учишься. На ступеньке ниже — то, что ты считаешь менее главным, и т.д. На нижней ступеньке лесенки написано то, что ты не считаешь главным в твоей учебе в школе.

Лесенка побуждений

Здесь ученик в форме лесенки ранжирует 2 вида мотивов учения — социальные и познавательные.

Познавательные мотивы:

1) широкий познавательный — ориентация на овладение новыми знаниями; 2) процессуальный — ориентация на процесс учения; 3) результативный — ориентация на результат учения (оценку); 4) учебно–познавательный — ориентация на усвоение способа получения знаний.

Социальные мотивы:

1) широкий социальный мотив — стремление приобрести знания, чтобы быть полезным обществу; 2) «учительский мотив» — стремление заслужить похвалу и одобрение со стороны учителя; 3) «родительский мотив» — стремление заслужить похвалу и одобрение родителей; 4) «товарищеский мотив» — стремление заслужить уважение своих товарищей.

Ученикам предъявляются на отдельных карточках следующие 8 утверждений, соответствующих вышеуказанным 4 познавательным и 4 социальным мотивам:

Познавательные мотивы:

1. Я учусь для того, чтобы все знать.

2. Я учусь потому, что мне нравится процесс учения.

3. Я учусь для того, чтобы получать хорошие оценки.

4. Я учусь для того, чтобы научиться самому решать задачи.

Социальные мотивы:

1. Я учусь для того, чтобы быть полезным людям.

2. Я учусь для того, чтобы учитель был доволен моими успехами.

3. Я учусь для того, чтобы своими успехами радовать родителей.

4. Я учусь для того, чтобы за мои успехи меня уважали товарищи.

Результаты, полученные с помощью данной методики, свидетельствуют о соотношении социальных и познавательных мотивов учения школьника, которые определяются по тому, какие мотивы занимают первые четыре места в иерархии. В случае, если эти места занимают 2 социальных и 2 познавательных мотива, делается вывод об их гармоничном сочетании у школьника. Если эти места занимают 4 мотива одного типа, делается вывод о доминировании данного типа мотивов учения (например, социальных);

Результаты исследования по методике «Типология мотивов учения «Лесенка побуждений» (Н.В. Елфимовой) представлены в форме таблицы 1.

 

Таблица 1. –Показатели  мотивов учения обучающихся в контрольной и экспериментальной группах на констатирующем этапе

Имя ученика (КГ)

Преобладающий мотив

1

Виктория А.

Познавательные

2

Павел С.

Гармоничное сочетание

3

Никита Е.

Гармоничное сочетание

4

Егор Ф.

Социальные

5

Владимир Г.

Познавательные

6

Ярослав З

Социальные

7

Дмитрий У.

Социальные

8

Дина Е.

Гармоничное сочетание

9

Эдуард В.

Познавательные

10

Валерия М.

Социальные

11

Тимофей П.

Познавательные

12

Альбина Ц.

Социальные

13

Ксения В.

Гармоничное сочетание

14

Василий А.

Социальные

15

Мирослав Г.

Гармоничное сочетание

16

Виталина П.

Гармоничное сочетание

17

Денис Д.

Социальные

18

Кирилл Х.

Гармоничное сочетание

19

Виолетта Л.

Социальные

Имя  ученика (ЭГ)

Преобладающий мотив

1

София П.

Познавательные

2

Ярослава Г.

Гармоничное сочетание

3

Эльмира К.

Гармоничное сочетание

4

Аврора У.

Гармоничное сочетание

5

Анастасия Ш.

Познавательные

6

Мария В.

Социальные

7

Федор Р.

Гармоничное сочетание

8

Жанна И.

Познавательные

9

Нинель Ш.

Познавательные

10

Александр Н.

Социальные

11

Денис О.

Познавательные

12

Вячеслав Н.

Гармоничное сочетание

13

Георгий М.

Гармоничное сочетание

14

Виталий Ч.

Социальные

15

Милена Е.

Гармоничное сочетание

16

Николай М.

Социальные

17

Дмитрий Н

Познавательные

18

Семен В.

Социальные

19

Маргарита О.

Социальные

 

В графическом виде результаты исследования по методике «Лесенка побуждений» представим на рисунке 1.

 

Рисунок  SEQ Рисунок \*
ARABIC 1. Сравнительные результаты исследования в обеих группах по методике диагностики «Лесенка побуждений» (Н.В. Елфимовой), %

У  школьников контрольной группы преобладают социальные мотивы (42,1 %). Учащиеся ориентированы на общение, стремятся занять определенную позицию в коллективе. У 21,05 %  выявлены познавательные мотивы. Такие дети хотят учиться, познавать новое. Еще у 36,8 % от числа учащихся отмечается гармоничное сочетание мотивов. Данного типа дети ориентированы, как на учебную деятельность, так и на общение друг с другом. Дети хотят быть полезными обществу, радовать своих родителей и педагогов. Учащиеся экспериментальной группы показали иные результаты. А именно, познавательные и социальные мотивы показали процент сходный- 31,5%, когда гармоничное сочетание имеет одинаковый процент с первой группой (36,8%).

2. Методика диагностики структуры учебной мотивации школьника (Н. П. Фетискин)

По методике Н. П. Фетискина детям предлагается оценить, в какой степени значимы для школьника причины, по которым он учится в школе.

0 баллов — не имеет значения;

1 балл — значимо частично;

2 балла — значимо заметно;

3 балла — сильно значимо.

Для этого необходимо обвести кружком нужный балл. (Прил.1)

После такой анкеты подведены результаты, ключи к интерпретации представлены в Прил.2

Представим результаты исследования учебной мотивации по методике  Н.П. Фетискина (Рис.2)

 

Рисунок  SEQ Рисунок \*
ARABIC 2. Результаты исследования учебной мотивации по методике Н.П. Фетискина, %

            

 

 

В обеих группах можно наблюдать средний показатель, который примерно одинаковый. Так, у большинства младших школьников преобладают коммуникативные мотивы (39,5% или 15 человек).  Такие школьники приходят в школу по большей части за общением со сверстниками. Тем не менее, учащиеся имеют желание занять конкретную позицию с окружающими людьми, получить одобрение. У 18,4% школьников (7 человек) преобладают мотивы поощрения. Таким детям важна оценка их учебной деятельности со стороны педагога. У 13,1 % школьников (5-х человек) – мотивы достижения. Младшие школьники стремятся проявить себя, показать свои способности, реализовать их. Только у 6-х детей (15,8%) преобладают познавательные мотивы. Такие ученики ориентированы на учёбу, хотят овладеть новыми знаниями, навыками, интересуется знаниями, интересуются приемами самостоятельного их приобретения; стремление к самообразованию. Трое младших школьников показали себя и тем самым определили роль- позиция школьника (7,9%). Но в таких классах слабо были достигнуты уровни эмоциональных мотивов и мотива саморазвития, лишь по 2,6%, что составляет по одному ученику из каждого исследуемого класса.

Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Главные достижения такого возраста обуславливаются определяющим характером учебной деятельности, служат весомыми для дальнейшего обучения.

Именно от педагога зависит, какие приемы и методы обучения он будет применять в школе для формирования и поддержания положительной мотивации к учению. Для повышения учебной мотивации, важно применять словесные, наглядные и практические, репродуктивные и поисковые методы и пр.

Как показало проведенное исследование, большинство младших школьников ориентированы на общение, выстраивание коммуникации. У детей преобладают коммуникативные мотивы. Познавательные мотивы отмечаются только у некоторых детей. У большинства детей преобладает низкий уровень развития учебной мотивации.

Список литературы

1.                  Аверин, В. А. Психология детей и подростков / В. А. Аверин. – Санкт-Петербург : Питер, 2018. – 121 с.

2.                  Вилюнас, В. К. Мотивация трудовой деятельности / В. К. Виханский//Киберленинка. – 2018. – № 6. – С. 25-29.

3.                  Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. — М.: Просвещение, 1992 г.

4.                  Джашакуева, А.К. Младший школьный возраст: характеристика, особенности и ведущая деятельность / А.К. Джашакуева // Инновационные процессы в научной среде. — 2016 — № 2 — С. 73-74.

5.                  Изард К.Е. Психология эмоций. — СПб, Питер, 2000 г.

6.                  Крылова, Д. А. Учебная мотивация младших школьников / Д. А. Крылова // Молодой ученый. – 2016. – № 23. – С. 437-439. 25.

7.                  Мамедова Л.В., Павлова В.В. Диагностика эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста // Сборник статей XXIII Международной научно-практической конференции. 2018 С. 246-248.

8.                  Маркова, А. К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников / А.К. Маркова. – Москва : Педагогика,1983. – 64 с.

9.                  Пивоварова Н.Л. Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника // Педагогическое мастерство и современные педагогические технологии. Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. 2018 С. 69-71.

10.              Трубайчук Л.В. Педагогика развития и становления личности младшего школьника. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2001 г.

11.              Фетискин, Н. П. Диагностика учебной мотивации школьников/Н. П. Фетискин // Педагогика. – 2016. – № 6. – С. 18-24.

12.              Щукина, Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: Кн. для учителя / Г. И. Щукина. – Москва : Просвещение, 1986. – 214 с.

13.              Якобсон, П. М. Эмоциональная жизнь школьника: дошкольный и младший школьный возраст / П. М. Якобсон // Возрастная и педагогическая психология. – 1999. – № 1. – С. 16-21.

 

×
×