«Дидактическая игра как средство сенсорного развития младшего дошкольного возраста»

Автор: Казицка Ирина Петровна

Дидактическая игра как средство сенсорного развития младшего дошкольного возраста.

   Возраст 2-3 года – период, когда происходит активное развитие процессов ощущения и восприятия, формирование познавательной деятельности детей. При грамотно созданных условиях это обеспечивает дальнейшее развитие мышления, памяти, внимания, успешную подготовку к обучению в школе.

   Исходя из этого, главенствующей задачей периода раннего детства становится создание благоприятных условий для сенсорного развития детей. Для начала разберемся, что же включает в себя объемное понятие «сенсорное развитие»?

   Итак, сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов (их форме, цвете, величине, запахе, вкусе). Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой.

   Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным.

   Сенсорное воспитание у детей раннего возраста наиболее успешно осуществляется в условиях различных дидактических игр. Осваивая сенсорный опыт стихийно, без систематического руководства со стороны взрослых, ребенок длительно идет путем проб и ошибок. И только посредством различных дидактических игр ребенку наиболее легко усвоить признаки предметов.

   Предлагаю вашему вниманию несколько категорий игр, которые помогут обеспечить малышам полноценное сенсорное развитие.

Условно они подразделяются на:

· игры на развитие тактильных ощущений.

· игры и упражнения для закрепления понятия формы.

· игры и упражнения на закрепления понятия величины.

· игры и упражнения на закрепление цвета.

Среди игр первой категории можно выделить следующие:

— «Чудесный мешочек»

— «Определи на ощупь»

— «Узнай фигуру»

— «Найди пару».

Одной из безумно любимых игр малышей, несомненно, является «Чудесный мешочек».

Закрепить понятие о форме помогут такие игры, как:

— «Найди предмет указанной формы»

— «Какая фигура лишняя?»

— «Найди предмет такой же формы».

Закрепление понятия величины одно из самых сложных для малышей, однако, и в этом помогут дидактические игры:

— «Сравни предметы по высоте»

— «Самая длинная, самая короткая»

— «Дальше – ближе»

— «В какую коробку?» (перед нами пять видов игрушек разных размеров, распределите их по пяти разным коробкам в зависимости от размера).

Последняя категория — игры и упражнения на закрепление цвета:

— «Какого цвета предмет?»

— «Собери гирлянду»

— «Какие цвета использованы?»

— «Уточним цвет».

   Подводя итоги, хочется отметить, что игра ребенка по внутреннему психологическому значению – это процесс непреднамеренного обучения. Своеобразие дидактической игры определяется рациональным сочетанием двух задач: дидактической и игровой.

    видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет является предметная игра. С детьми данного возраста проводятся игры, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности. Следовательно, главное в этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве.

Играйте с детьми!

Развивайтесь вместе!

×
×