Дидактическая кукла «ФЕЯ ЦВЕТА» как средство формирования базовых национальных ценностей.

Автор: Жданова Наталья Владимировна

Дидактическая  кукла  «ФЕЯ ЦВЕТА» как средство формирования базовых национальных ценностей.

 

Фея знала своё дело,
И  летая в небесах,
Днём и ночью, то и дело,
Совершала чудеса.
Фея кукол создавала,
Мастерила, колдовала.
Всё, чего она касалась,
Оживало, просыпалось.
И в её руках послушно
Обретали куклы души.
Ведь у кукол судьбы тоже
С  человеческими схожи…
А потом свои трофеи
Раздавала людям Фея.
Потому, что это средство,
Чтобы вечно помнить детство…

                                                                                              Лариса Рубальская   

Кукла – одна из интереснейших страниц в истории культуры. Повторяя  человека и отталкиваясь от него, она  связана с ним физическими и психологическими связями.                                                                                            Кукла – знак человека, его  игровой образ, символ, который фиксирует время, историю культуры, страны и народа, отражая их движение и развитие. В  словаре русского языка С.И. Ожегова объясняется, что кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. Сегодня рукотворная кукла выполняет новую коммуникативную функцию: она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту. Кукла  была многофункциональном: в одном и том же образе она могла выполнять разные роли, детская забава, средство воспитания, предмет волшебства, праздничный подарок, украшении  — все эти значения сплетались воедино, в одну главную функцию – общение. Рукотворная кукла, как игрушка вообще, является необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе. Игрушка служила и служит своеобразным   наглядным пособием для передачи ребенку знаний об окружающем мире и его необыкновенной красоте. Возрождение рукотворной куклы следует оценить как вклад в сохранение и развитие отечественной культуры.

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда  развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине  является накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение  к миру его культуры. Именно поэтому мы в своей работе уделяем большое внимание художественно-эстетическому развитию воспитанников, знакомство с творчеством  народных художников, поэтов, писателей, художественной литературе, народному творчеству. Детское художественное творчество проявляется в подготовке к праздничным событиям, совместном оформлении окружающей обстановке, изготовлении атрибутов, символов украшений к празднику. Наилучшему прочувствованию и проживанию этих событий способствуют такие виды деятельности, как рисование, лепка, аппликация, соответствующая приближающемуся празднику, или отражающая события, только что случившиеся.  

Поэтому в  своей педагогической деятельности я постоянно  стараюсь найти новые формы и методы работы, чтобы ребенок был увлечен, занимался с интересом.   Стараюсь  использовать сюрпризные моменты, дидактические пособия, созданные своими руками. Для  повышения эффективности сенсорного воспитания и чувства цвета  детей  мною была изготовлена «Дидактическая кукла Фея Цвета». Согласно ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, вариативной, трансформируемой,  доступной и безопасной. Я постаралась изготовить куклу, опираясь на эти требования.                                                             Данную куклу можно использовать, воспитателям  в  работе с  детьми   дошкольного возраста. Вариантов её  применения множество. Кукла  красочная, эстетичная, удобная  в использовании, а многофункциональность позволяет применять  её на многих  этапах воспитательной работы. Актуальность мой разработки заключатся в том, что творческий подход и фантазия воспитателя позволяет использовать данное дидактическое пособие очень широко, что делает игровые занятия более увлекательными и разнообразными.

     Обучение с применением данного дидактического пособия  значительно позволяет повысить    творческий  интерес у дошкольников,   активизировать сенсорную, речевую, познавательную деятельность, а также способствует -созданию тёплых и доверительных отношений педагога с ребенком.            Это прекрасное  средство обучения и развития, используемое как в образовательной деятельности, так в игровой, в индивидуальной  деятельности  и режимных моментах. С помощью смены   наряда и аксессуаров, кукла Фея Цвета  помогает познакомиться  с цветом и играть с ним. Например: «Какие цвета нас окружают?», «Какие цвета мы можем  смешать, чтобы получить этот цвет?» (в соответствии с возрастными особенностями детей), «А этот цвет бывает разным?(оттенки цвета)», «Что может быть в кармашке у куклы этого цвета?», «Подари подарок кукле такого же цвета?» (подарок может быть любым рисунок, поделка из пластилина и т.д), «Какой это цвет холодный или теплый, а почему?». При смене платья, вместе с куклой можно попасть в разноцветную сказку, с использованием методической пособия Н.В. Нищевой «Разноцветные сказки».

      Дошкольники знакомятся с разнообразием тонов по светлоте и, естественно с названием цвета, через такие виды изобразительной деятельности, как рисование, лепка и аппликации. Применение нетрадиционных техник способствует расширению индивидуальной  творческой деятельности детей. Повышает насыщенность цвета детских рисунков, обогащение сюжета, росту уровня развития целостного эстетического  восприятия. Также куклу можно использовать в индивидуальной работе с детьми. В ходе работы дети могут научиться выделять цвет предметов, называть оттенки цвета, закрепить детали  на платье куклы по определенному цвету, сравнивать,  группировать предметы и т.д..

 

×
×