Дидактические игры и игровые упражнения как средство совершенствования грамматического строя речи дошкольников.

Автор: Поздеева Марина Вячеславовна

Дидактические игры и игровые упражнения как средство совершенствования грамматического строя речи дошкольников.

Поздеева М.В., воспитатель МБДОУ «Детский сад №75» г.Орёл

Детская игра всегда воспринималась и воспринимается в связи с отношением в обществе между взрослым и ребенком. Суть детской игры состоит в том, чтобы учиться приспосабливаться к изменчивым условиям существования, а также моделировать действия и взаимоотношения взрослых.

Игра — главная деятельность ребенка во все времена. Она важна и необходима независимо от результата и этим принципиально отличается от целенаправленности, с точки зрения взрослых, трудовой деятельности. Игровая деятельность является ведущей для ребенка дошкольного возраста.

Ребенок во время игровой деятельности начинает осознавать правила игр и выделять их как центральный момент ее. Он относится к правилам, как к простому требованию взрослого – к полному его осознанию и выполнению, а затем к самостоятельному формированию до начала игры.[1, с. 113]

Особый вид игровой деятельности – дидактическая игра. Она создается специально в обучающих целях и проектируется на основе игровой и дидактической задачи.

В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации и с определенными предметами, приобретая собственный действительный и чувствительный опыт. В создании современной системы дидактических игр велика роль Е. И. Тихеевой, разработавшей ряд игр для знакомства с окружающим и развития речи. Игры Е.И.Тихеевой, связаны с наблюдениями жизни и всегда сопровождаются словом [2]. Она утверждает, что речь — неизменный спутник всех действий ребенка; слово должно закреплять каждый действенный навык, усваиваемый ребенком. Проявления речи ребенка наиболее ярко выступают в игре и через игру. Между речью и игрой существует двусторонняя связь: с одной стороны, речь активизируется в игре, а с другой стороны сама игра развивается под влиянием речи [2,с.175].

Дидактические игры и упражнения с грамматическим содержанием являются важным средством стимулирования языковых игр детей, их поисковой активности в сфере грамматики. В процессе дидактических игр и упражнений дошкольников обучают тем навыкам, которые обычно трудно усваиваются в условиях повседневного общения. Обучение изменению слов по падежам, согласованию прилагательных с существительными в роде и числе проводится в специальных играх и упражнениях («Чудесный мешочек», «Разноцветный сундучок»). В играх с предметами («Чего не стало?», « Где наши ручки?») дети усваивают формы единственного и множественного числа родительного падежа (не стало утят, игрушек, нет тапочек, платья, рубашки)…

Игра «прятки» помогает освоить эти грамматические формы (игрушки прячутся в разных местах; дети, находят эти места, правильно называют слова с предлогами).

Особое место занимает работа с глагольной формой. Необходимо научить, правильно употреблять формы единственного и множественного числа, повелительного наклонения глаголов (беги, лови, потанцуйте, покружитесь), изменять глаголы по лицам и числам (бегу, бежишь, бежит, бежим).

Соотносить видовые пары глаголов (один ребенок уже встал, а другой только встает; умылся – умывается, оделся – одевается). Для этого проводятся разнообразные игры («Летает – не летает», « Кто что делает»).

Различные способы образования глаголов закрепляются в играх «Добавь слово», «Кто, что делает», «Кто больше назовет действий?», «Что делают на музыкальных инструментах?», «Какие профессии вы знаете?», задаются вопросы трех вариантов: « Что вы делаете в группе, зале, дома? Где вы играете, спите, умываетесь? Когда вы здороваетесь, прощаетесь, раздеваетесь?» Такие игры можно проводить на улице, спрашивая о временах года, о знакомом ребенку окружении.

По мнению Кулиапановой М.В. «дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ». [3,с.71-74].

Таким образом, выше приведенные сведения еще раз доказывают уникальность дидактической игры, ее эффективность в обучении.

В своих работах Давидчук А.Н. утверждал, что дидактические игры относятся к « рубежным играм», представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. [4,с.178].

Такая игра не дает способы ориентировки в готовом виде, а вызывает потребность в поиске, т. е. предоставляет возможность для саморазвития; обеспечивают благоприятные возможности для реализации способностей посредством овладение в доступной форме систематизированным человеческим опытом. [4,с.176].

Приведенные выше сведения являются доказательством того, что  дидактическая игры и упражнения  являются наиболее подходящей  и активной формой обучающего воздействия для детей дошкольного возраста.

Воспитатель имеет возможность систематически, постепенно усложняя материал, развивать восприятие детей, сообщать им доступные сведения, формировать умения и некоторые важные качества. Играя, ребёнок незаметно для себя усваивает те сведения и умения, которые взрослый считает необходимым ему дать.

Список литературы

1.                Губанова, Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду / Н.Ф. Губанова. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. — 128 с.

2.                Тихеева, Е.А. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста / Е.А. Тихеева. М.: Просвещение,1972. – 175 с.

3.                Маланчук, И.Г. Методологические основания исследования развития речи в раннем онтогенезе человека / И.Г. Маланчук // Сибирский психологический журнал. — 2013. – №3. — С. 76-80.

4.                Ковшиков, В.А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности — 3-е изд.  / В.А. Ковшиков, В.П. Глухов. — М.: Астрель, 2017. — 320 с.

×
×