Автор: Шутов Василий Васильевич
Дидактический материал по технологии (технический труд) для учащихся 5 классов
Пояснительная записка
Материал пособия представляет собой карточки-задания, расположенные в соответствии с разделами учебной программы по технологии (технический труд).
В зависимости от целевого назначения предлагаются задания трех типов: для индивидуальной проверки и закрепления знаний, для коллективного обсуждения конструкции объекта труда и планирования процесса его изготовления, для обучения анализу конструкции по графическому изображению объекта труда.
Задания для индивидуальной проверки и закрепления знаний содержат вопросы репродуктивного и продуктивного характера и расчетные задачи. Эти задания целесообразно использовать на каждом уроке при повторении пройденного, изложении нового материала или его закреплении, а также для небольших письменных контрольных работ.
Для коллективного обсуждения конструкции объекта труда и планирования процесса его изготовления, а также при работе с технологическими картами целесообразно использовать приведенную ниже систему вопросов на чтение графических изображений; анализ и изменение конструкции объекта труда; анализ, планирование и изменение технологического процесса:
Как называется изделие? Каково его назначение?
Какими графическими изображениями оно представлено?
Каковы габаритные размеры изделия?
Из какого материала оно должно быть изготовлено? Почему?
Из какого количества деталей состоит изделие? Как они называются? Из какого материала они будут или должны изготавливаться?
Какое количество операций необходимо для изготовления
изделия? Какие это операции? Какие из них не указаны в технологической карте?
Какие инструменты и приспособления необходимы для выполнения операций (указываются конкретные операции)?
Какова должна быть последовательность действий при выполнении операции (указывается конкретная операция)?
Кроме этих вопросов, в процессе коллективного обсуждения целесообразно использовать и задания, построенные на материале определенных технологических карт и поэтому имеющие двойную нумерацию, например 33.27 и т. п. Они необходимы для уяснения некоторых конструктивных особенностей определенных изделий.
Задания для обучения учащихся анализу конструкции по графическому изображению и формированию умений планировать технологический процесс построены только на основе графического изображения объекта труда при отсутствии технологической карты, например задания 35, 40 и др. В отдельных случаях учащиеся должны сравнить различные конструкции и оценить их, выбрать и обосновать один из способов обработки. Здесь необходима постоянная помощь учителя в организации умственной деятельности учащихся, коллективное обсуждение предлагаемых учащимися решений. Задания данного типа могут служить образцом организации работы с учащимися по любому другому объекту труда, графическое изображение которого имеется на доске или плакате.
Основное целевое назначение инструкционных карт — формирование и закрепление у учащихся трудовых умений по выполнению различных операций. Их целесообразно использовать на уроках по изучению новых операций в качестве руководства при проведении упражнений.
В целом дидактический материал предназначен для закрепления основных технологических понятий, формирования умений применять знания на практике, развития технического мышления школьников и руководства их самостоятельной работой по изготовлению различных изделий, объектов общественно полезного, производительного труда.
КАРТОЧКИ-ЗАДАНИЯ
ОБРАБОТКА ДРЕВЕСИНЫ (часть 1)
ОД-1
1. На рисунке цифрами обозначены виды пиломатериалов, а буквами — их названия. Определите, какая цифра какой букве к какой букве соответствует. Результаты запишите в тетрадь, например 3—А,… .
А-горбыль Б-доска обрезная В-брус Г-брусок Д-доска обрезная
|
2. Запишите в тетрадь пропущенные термины. Доска, у которой кромки обрезаны, называется … , а кромки которой не обрезаны — … . Крайние обрезки, получаемые при продольной распиловке бревна, называются … . Пиломатериалы, ширина которых не превышает более чем в два раза их толщину, называются … и … .
|
ОД-2
1. В каком направлении легче расколоть древесину: вдоль или поперек поперек волокон? Почему? |
2. Зарисуйте форму торца бревна, горбыля. |
3. Работу по изготовлению пиломатериалов из бревен выполняет … , а различных заготовок из пиломатериалов — … |
ОД-3
1. Путем прессования из древесины изготавливают … , … и другие материалы. |
2. В чем преимущество ДСП по сравнению с пиломатериалами? |
3. Рабочих, которые выполняют основную работу по изготовлению ДСП, называют…... |
ОД-4
|
|
|
Для обозначения деталей на сборочном чертеже применяют линии-…, о конце которых над горизонтальной полкой проставляют порядковый номер детали. Название детали записано в правом нижнем углу чертежа в специальной таблице — …
|
ОД-5
1. Какими буквами обозначены инструменты, используемые для строгания: а — нож, б — шерхебель, в — лобзик, г—шило, д — рубанок, е- ножовка, ж — шлифовальная шкурка?
|
2. Запишите пропущенные термины. Для грубого строгания применяют инструмент, называемый . Его резец имеет закругленное лезвие и легко снимает толстую стружку. Чистовое строгание осуществляют при помощи … . |
ОД-6
1. Какой из перечисленных инструментов рубанок, шерхебель, двойной рубанок, торцовочный рубанок — целесообразнее использовать при строгании торцовых поверхностей? Ответ обоснуйте.
|
2. Каким должен быть вылет резца у рубанка, шерхебеля?
|
3. Запишите операции по изготовлению бруска из зaготовки и правильной последовательности: а) выстрогать базовую кромку; б) разметить ширину бруска; в) выстрогать базовую пласть; г) выстрогать вторую пласть; д) разметить толщину бруска; е) выстрогать вторую кромку; ж) отпилить по длине; з) разметить длину бруска. |
ОД-7
1. На рисунке цифрами обозначены основные детали рубанка и их элементы, а буквами — их названия. Какая цифра какой букве соответствует?
А- рожок Б- леток В-клин Г – колодка Д-подошва Е—упор Ж- пятка З-Резец И-стружколоматель |
2. При строгании прямолинейной поверхности необходимо перераспределять усилия рук, прилагаемые к рубанку. Для чего это делается? Запишите правильный ответ: а) чтобы не затупить лезвие рубанка; б) для получения гладкой поверхности; в) для равномерного снятия стружки по всей длине заготовки.
|
3 . Чем отличается двойной рубанок от одинарного? |
ОД- 8
1. Для строгания длинных кромок применяют фуганок, который отличается от рубанка более длинной (до 70 см) колодкой. С какой целью это делается? |
2. Как правильно закрепить и строгать тонкую длинную рейку, чтобы она не сломалась? |
3. Доска размером 3000*200*30 мм после сушки выгнулась так, что ее середина оказалась на 5 мм выше краев. Какой наибольшей толщины строганую доску можно из нее получить? |
ОД-9
1. При разметке заготовок призматической формы можно пользоваться линейкой, разметочной планкой или рейсмусом. Какой из этих инструментов удобнее и производительнее? Ответ обоснуйте.
А- клин Б-колодка В- разметочные бруски Г.- шпильки
|
2. На рисунке цифрами обозначены детали рейсмуса, а буквами — их названия. Какая цифра какой букве соответствует? |
3. Предложите иной способ крепления разметочных брусков в колодке рейсмуса, кроме клинового. |
ОД- 10
1. Какими буквами обозначены инструменты, используемые для выпиливания деталей с криволинейным контуром: а — ножовка, б — наградка, в —лобзик, г -— узкая ножовка? |
2. Для чего разводят зубья пил? |
3. Запишите пропущенные термины. На деревообрабатывающих предприятиях пиломатериалы получают из бревен на … . Продольный раскрой пиломатериалов производят на … станках, а поперечный, продольный и комбинированный раскрой — на … станках. Строгают древесину на … и … станках. Работу по распиловке и строганию древесины выполняют рабочие … , … и … . |
ОД-11
1. Запишите пропущенные термины. Слой материала, оставляемый для дальнейшей обработки, называется … . При пилении его величина составляет около … мм. |
2. Заготовка разделочной доски на 8 мм шире, чем размер готового изделия. Каким инструментом (шерхебелем, рубанком или пилой) доводить заготовку до требуемого размера? Ответ обоснуйте. |
ОД-12
1. Запишите пропущенные термины. Круглые отверстия в древесине получают специальными инструментами … . Для их вращения применяются … , … и … . |
2. На рисунке цифрами обозначены основные части коловорота, а буквами— их названия. Определите, какая цифра какой букве соответствует.
А- ручка Б- патрон В- упор Г- стальное колесо
|
3. Для сверления отверстий в древесине применяются ложечные, центровые, спиральные и винтовые сверла, которые обозначены на рисунке цифрами. Определите, какое название сверла какой цифре соответствует. А-винтовое Б-спиральное В-центровое Г-перовое |
ОД-13
1. Крепежная деталь, состоящая из головки и стержня с глубокой винтовой нарезкой, называется … . Прорезь в головке этой детали называется … . |
2. Какой должна быть длина шурупа для прикрепления к доске толщиной 20 мм фанерной детали толщиной 10 мм? Ответ обоснуйте. |
3. При помощи каких инструментов завинчивают шурупы на производстве? |
ОД-14
1. В чем заключается подготовка деревянного изделия к окрашиванию?
|
2. Почему в одних случаях изделия из древесины красят, а в других лакируют? |
3. На производстве окраску изделий выполняют рабочие … . |
ОД-15
1. Почему доска для разделки продуктов изготавливается из древесины лиственных пород: березы, граба, дуба, бука, а не из хвойных пород? |
2. Какие действия включает в себя понятие «контроль заготовки»? |
3. Предложите другую форму доски для разделки продуктов. |
4. Какими способами можно выполнить отделку доски? |