«Дифференцированный подход к процессу организации двигательной активности детей»

Автор: Татьяна Александровна Мячина

Теория

 «Дифференцированный подход к процессу организации двигательной активности детей»

 

Ход семинара-практикума.

1.   Вступление. Теоретическая часть с презентацией.

В общей системе всестороннего и гармоничного развития человека физическое воспитание ребенка дошкольного возраста занимает особое место. В дошкольном возрасте закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности. В эти годы происходит становление двигательной деятельности, а также начальное воспитание физических качеств.

 

    Блиц опрос «Двигательная активность»

 Что же такое двигательная активность? Как на Ваш взгляд можно одним или несколькими словами образно выразить это понятие?

(здоровье, энергичность, движение, хорошее настроение, отсутствие усталости). (Педагогам предлагается передавая друг другу мячик назвать образное слово или выражение)

     Мы уточнили, что двигательная активность — это вид деятельности человека, при котором активация обменных процессов в скелетных мышцах обеспечивает их сокращение и перемещение человеческого тела или его частей в пространстве. Проще говоря двигательная активность — это суммарное количество двигательных действий, осуществляемых ребенком в течении дня.

Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, двигательная активность положительно влияет на все системы организма и необходима каждому человеку.

Слайд 2

Дети, регулярно занимающиеся физкультурой, имеют преимущества перед малоподвижными: они менее подвержены стрессу и напряжению, лучше спят, у них меньше проблем со здоровьем.

Мы знаем, что для растущего организма решающее значение имеет двигательная активность (ДА). Согласно данным, современные дети двигаются в два раза меньше, чем это предусмотрено возрастной нормой. 

Потребность детей дошкольного возраста в двигательной активности достаточно высока, но не всегда она реализуется на должном уровне. В настоящее время дети все больше времени проводят за компьютерными играми, конструированием, просмотром телепередач. Недостаточная двигательная активность — гиподинамия отмечается не только у детей старшего дошкольного возраста, но и у малышей. Поэтому организация двигательного режима дошкольников является актуальной и занимает важное место в системе дошкольного образования.

Понимая важность проблемы развития двигательной активности детей, необходимо ставить перед собой и решать следующие задачи:

Слайд 3

§  увеличить двигательную активность;

§  создать оптимальные условия для каждого ребенка в процессе освоения двигательного опыта;

§  повысить интерес детей к различным видам двигательной деятельности;

§  воспитывать у детей осознанное отношение к выполнению двигательных действий.

В настоящее время, в период обновления системы дошкольного образования, вопросам охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, полноценного развития личности ребёнка уделяется особое внимание. Так 

ФГОС ДО направлен на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия, формирование общей культуры личности детей, в т.ч. ценностей здорового образа жизни, развития их физических качеств. 

Слайд 4

Определены целевые ориентиры по физическому развитию на этапе завершения ДО:

Двигательная активность является видом деятельности образовательной области…………..«Физическое развитие».

Двигательный режим в ДОУ состоит из трех блоков:

 Специально организованное обучение.

— Совместная деятельность взрослых и детей в режимных моментах.

— Свободная, самостоятельная деятельность детей.

Как Вы думаете Какие формы организации двигательной активности относится к первому блоку?

— физ.занятия

—  хореография

— логоритмика

Совместная деятельность взрослых и детей в режимных моментах.

— утренняя гимнастика,

— прогулка

— физминутки

— динамические паузы м/у занятиями

— П/и и физ.упражнения на прогулке

— гимнастика после сна

— дыхательная гимнастика

— гимнастика для глаз

— пальчиковая гимнастика

— индивидуальная работа по физ.воспитанию

Свободная, самостоятельная деятельность детей.

Она организуется в зависимости от инд. особенностей детей, проводится ежедневно в помещении и на открытом воздухе.

Двигательные навыки, полученные в совместной физкультурной деятельности, дети закрепляют в самостоятельной двигательной деятельности. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительность её зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности. занимаясь самостоятельно, ребенок сосредотачивает внимание на действиях, ведущих к достижению увлекающей его цели.

   Стимулом самостоятельной двигательной активности детей всех возрастов служит прежде всего, наличие в группе или на участке различных игрушек, мелких и крупных физкультурных пособий.

Немаловажное значение для развития двигательной активности имеет работа с родителями. Педагогическому коллективу детского сада необходимо уделять большое внимание работе с родителями воспитанников, стараясь вовлекать их в единое образовательное пространство. 

Для этого можно использовать разнообразные формы работы:

§  организация совместной деятельности детей и взрослых на территории детского сада и вне территории (выход на природу).

§  дни открытых дверей для родителей 

§  совместное творчество детей и родителей.

§  создание физкультурно – оздоровительной среды в группе, на территории.

§  тематические родительские собрания.

Для успешной организации работы по «физическому развитию» детей важно не только соблюдать требования ФГОС к психолого-педагогическим условиям реализации программы ДОУ и РППСреде, но и уровень профессиональных умений педагогов.

 

2.   Практическая часть.

     

«Мозговой штурм»

Предлагаю вам карточку, в левой колонке которой даны основные движения. Напишите примеры подвижных игр, способствующих развитию того или иного движения. 

Карта для прове.рки

О/Д Бег, ходьба: П/И «Воробушки и автомобиль», «У медведя во бору», «Гуси-гуси».

О/Д Прыжки, равновесие: П/И «Кот и мыши», «Зайцы и волк», «Лягушки» (по кочкам).

О/Д Метание: П/И «Попади в цель», «Снежный бой», «Белые медведи».

 

Малоподвижная игра  «У кого мяч?». 

     Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, по слову, быстро строится в круг. Упражнять в игре сообща.

Ход игры: Играющие образуют круг. Выбирается водящий. Он становится в центр круга, а остальные плотно придвигаются друг к другу, руки у всех за спиной.

Воспитатель дает кому-либо мяч (диаметр 6—8 см), и дети за спиной передают его по кругу. Водящий старается угадать, у кого мяч. Он говорит: «Руки!»— и тот, к кому обращаются, должен выставить вперед обе руки ладонями вверх, как бы показывая, что мяча у него нет. Если водящий угадал, он берет мяч и становится в круг, а тот, у кого найден мяч, начинает водить. Игра повторяется 2—З раза

 

«Спортивный калейдоскоп»

Я Вам предлагаю разделиться на две команды. Каждой команде необходимо подготовить и провести пальчиковую гимнастику, другой команде физминутку. Необходимо пояснить для какого возраста, в какой режимный момент можно включить данный вид двигательной активности.

 

 

×
×