Дипломный проект Комплект интерактивных заданий по разделу «Как говорит искусство?» для уроков изобразительного искусства как средство развития познавательных универсальных учебных действий, обучающихся 2 класса

Автор: Аксенова Полина Дмитриевна

Оглавление

 TOC \h \z \t "диплом;1" Пояснительная записка. PAGEREF
_Toc137939680 \h 3
08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F0054006F0063003100330037003900330039003600380030000000

Теоретико-методологическое обоснование развития познавательных универсальных учебных действия младших школьников на уроках изобразительного искусства посредством интерактивных заданий.
PAGEREF _Toc137939681 \h 3
08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F0054006F0063003100330037003900330039003600380031000000

Обоснование структуры и содержания комплекта интерактивных заданий по разделу «Как говорит искусство» для уроков изобразительного искусства как средство развития познавательных универсальных учебных действий, обучающихся в 2 классе.
PAGEREF _Toc137939682 \h 21
08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F0054006F0063003100330037003900330039003600380032000000

Анализ ресурсов и условий реализации комплекта интерактивных заданий по разделу «Как говорит искусство?» для уроков изобразительного искусства как средство развития познавательных универсальных учебных действий, обучающихся в 2 классе.
PAGEREF _Toc137939683 \h 29
08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F0054006F0063003100330037003900330039003600380033000000

Педагогические условия реализации комплекта интерактивных заданий по разделу «Как говорит искусство?» для уроков изобразительного искусства как средство развития познавательных универсальных учебных действий, обучающихся в 2 классе.
PAGEREF _Toc137939684 \h 33
08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F0054006F0063003100330037003900330039003600380034000000

Оценка результативности реализации комплекта интерактивных заданий по разделу «Как говорит искусство?» для уроков изобразительного искусства как средство развития познавательных универсальных учебных действий, обучающихся в 2 классе.
PAGEREF _Toc137939685 \h 39
08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F0054006F0063003100330037003900330039003600380035000000

Комплект интерактивных заданий по разделу «Как говорит искусство», направленных на развитие познавательных универсальных учебных действий, обучающихся 2 класса на уроках изобразительного искусства. PAGEREF
_Toc137939686 \h 46
08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F0054006F0063003100330037003900330039003600380036000000

Список литературы.. PAGEREF
_Toc137939687 \h 63
08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F0054006F0063003100330037003900330039003600380037000000

Приложения

 

 

 

Пояснительная записка

 

 

Теоретико-методологическое обоснование развития познавательных универсальных учебных действия младших школьников на уроках изобразительного искусства посредством интерактивных заданий

 

Универсальные учебные действия (далее – УУД) – это базовый элемент умения учиться, совокупность способов действий учащегося и навыков учебной работы, обеспечивающих его возможностью самостоятельно развиваться и совершенствовать в направлении желаемого социального опыта на протяжении всей жизни. По мнению А.В. Федотовой, это «обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащегося, — как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и общенациональных характеристик».

Существует концепция развития универсальных учебных действий (УУД), которая разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина). В ней раскрываются закономерности формирования УУД у детей на разных этапах возрастного развития. Кроме того, подходы формирования УУД рассматривались такими учеными как А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, O.A. Карабанова и др.

Познавательные УУД – это инструмент формирования у ребенка представления об особенностях развития, существования и взаимодействия человека с окружающим миром. Познавательные УУД у младших школьников позволяют им использовать полученные навыки для упрощения освоения учебного материала. Познавательные УУД по ФГОС, примеры которых могут иметь форму моделирования ситуацией для целей облегчения усвоения знаний, позволяют в кратчайшие сроки сформировать комплекс необходимых ребенку.

Значимость развития универсальных учебных действий, в том числе познавательных, подчеркивается в ряде нормативно-правовых документов.

Так в Федеральном законе № 273 «Об образовании в Российской Федерации», в главе 5, статье 48 в пункте 4 прописано: «педагогические работники образовательной организации обязаны: развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности …». Именно эти составляющие являются основой универсальных учебных действий, следовательно, учитель должен вести работу по их развитию.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее – ФГОС НОО) дается характеристика результатов образования, к числу которых относят предметные, личностные и метапредметные, которые и являются универсальными учебными действиями.

Для формирования УУД на уроках изобразительного искусства используются следующие методы, приемы и технологии: метод проектов, исследовательский метод, дискуссии, игра, информационно-компьютерные технологии (ИКТ), здоровье-сберегающие технологии и др.

Эффективным средством развития познавательных УУД могут стать интерактивные задания. Однако можно обозначить проблему, связанную с отсутствием интерактивных заданий для уроков изобразительного искусства по ряду тем или их низким качеством разработанности.

В связи с этим можно сформулировать ряд противоречий:

— между требованиями, которые предъявляются к результату образования, зафиксированном во ФГОС НОО, в части развития познавательных универсальных учебных действий обучающихся 2 класса, и недостаточным уровнем сформированности познавательных универсальных учебных действий у обучающихся 2 класса.

— между достаточной теоретической изученностью проблемы развития познавательных универсальных учебных действий в психолого-педагогической литературе и неполной степенью выявления возможностей интерактивных заданий на уроках изобразительного искусства для развития познавательных универсальных учебных действий на ступени начального общего образования;

— между необходимостью развития познавательных универсальных учебных действий у обучающихся 2 класса и недостаточным количеством интерактивных заданий для уроков изобразительного искусства, направленных на развитие познавательных универсальных учебных действий обучающихся 2 класса.

Выявленные противоречия указывают на проблему: недостаточное количество интерактивных заданий в форме комплекта, направленных на развитие познавательных универсальных учебных действий обучающихся 2 класса на уроках изобразительного искусства.

Возможность и актуальность 

×
×