Дисциплина в образовательной организации

Автор: Наталья Юрьевна Давыдова

                                                                                      МБОУ Центр образования № 1

                                                                                      Г.Новомосковск Тульской области

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА  ПЕДАГОГА-ОРГАНИЗАТОРА ДАВЫДОВОЙ Н.Ю.НА ТЕМУ :

«ДИСЦИПЛИНА УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ» .

                                                                                                                                                      Жизнь требует от человека высокой дисциплины и исполнительской четкости. В их формировании значительная роль принадлежит учебно-воспитательному процессу школы, в частности школьной дисциплине

Школьная дисциплина — соблюдение обучающимися правил поведения в школе и за ее пределами, четкое и организованное выполнение ими своих обязанностей, подчинения гражданскому долгу.

Показателями высокого уровня дисциплины является понимание учащимися необходимости соблюдения ее в школе, общественных местах, в личном поведении, готовность и потребность в выполнении общепринятых норм и правил л дисциплины труда, обучения, проведения свободного времени; самоконтроль в поведении, борьба с нарушителями дисциплины в школе и за её пределам.

Сознательная дисциплина оказывается в осознанном выполнении общественных принципов и норм поведения, основывается она на формировании у учащихся таких черт:

а) дисциплинированность — стремление и способности личности управлять своим поведением в соответствии с общественными нормами и правилами;

б) обязательность — осознание личностью необходимости соблюдения общественных и моральных норм, подчинение своего поведения их требованиям;

в) ответственность — качество личности, характеризующееся стремлением и умением оценивать свое поведение с точки зрения ее целесообразности или вреда для общества, сравнивать свои поступки с господствующими требованиями, нормами, законами, руководствоваться интересами социального прогресс.

Школьная дисциплина является условием нормальной учебно-воспитательной деятельности школы. При ее отсутствии нельзя провести на должном уровне ни урока, ни воспитательного мероприятия, ни любой другой дела Она способствует повышению воспитательной эффективности деятельности учащихся, ограничению, торможению их безрассудных действий и поступков.

Важную роль в воспитании чувства долга и ответственности играет работа учителей по усвоения учащимися правил поведения в школе.

Необходимо приучать их к выполнению этих правил, формировать, напоминать их содержание, требования. Неуместно разделять правила поведения на основные и второстепенные, когда за нарушение одних ученик несет ответственность, а несоблюдение других остается незамеченным.

Соответствующую работу следует проводить также с родителями. Ведь правила охватывают основные обязанности школьников, добросовестное выполнение которых свидетельствует об их общем воспитанность Воспитание привычки соблюдать правила поведения, дисциплинированности начинается с первых дней пребывания ученика в школе. Учитель начальных классов должен четко знать, какими методами добиваться её, что даже самый молодой ученик — это уже гражданин, наделенный определенными правами и обязанностями.

Требовательность и строгость учителя должны быть доброжелательны. Он должен понимать, что ученик может ошибаться только на уроке, когда отвечает на вопросы, но и допускать ошибки. Суровый и добрый учитель умеет прощать такие ошибки и учит несовершеннолетних поведения в сложной жизненной ситуации.

Большая роль в формировании дисциплины  учащихся принадлежит школьном режиму, который, по утверждениям  А. Макаренко, выполняет свою воспитательную роль только тогда, когда целесообразен. Целесообразность режима в том, что все элементы жизнедеятельности учащихся в школе и дома продуманы и педагогически оправданы.

 Точность режима проявляется в отсутствии отклонений во времени и по месту проведения намеченных мероприятий.

Точность прежде всего должна быть присуща педагогам, тогда она передается детям. Всеобщность режима является свидетельством его обязательности для всех членов школьного коллектива. В отношении педагогического коллектива это черта проявляется в единстве требований, которые  педагоги выдвигают к воспитанникам Каждый воспитанник должен четко представлять, как он должен действовать, выполняя определенные обязанности Такой режим способствует развитию у учащихся способно управлять собой, полезных навыков и привычек, положительных ,моральных и правовых.

Важное место в приучении учащихся к должного поведения в школе и за ее пределами принадлежит контролю за их поведением, предполагает учет посещения ими уроков, принятия соответствующих мер к тем, кто с систематически опаздывает или пропускает уроки без уважительных причин.

В некоторых школах ведут специальные журналы поведения учащихся, в которых директор или его заместитель по воспитательной работе регулярно фиксируют нарушения учащимися порядка в школе, на улице, в общественных местах, а также воспитательные воздействия, примененных к ним, и результаты этих воздействий. Это помогает педагогам своевременно анализа в ты состояние дисциплины в коллективе, намечать и принимать меры по его улучшению, подробнее и полнее изучать условия жизни учащихся, ближе знакомиться с их семьями, глубже вникать во внутренние и мир отдельных учащихся, выявлять недостатки воспитательной работы школы и совершенствовать ее Ведение журнала учета поведения способствует конкретизации индивидуальной воспитательной работы с учащимися, склонными к нарушениям.

Препятствуют воспитанию дисциплинированности учащихся попытки отдельных учителей и родителей скрыть случаи нарушения дисциплины, чтобы не компрометировать класс. Не реагируя на недисциплинированность, они воспитывают у несовершеннолетних чувство безответственности. Если на определенном этапе воспитания ученика начинают упрекать за плохое поведение, он не может понять, чем последний его поступок хуже предыдущих.

В развитии дисциплины учащихся важную роль играет дневник. Педагог должен требовать от них аккуратного ведения дневника. Оценивая поведение школьника за неделю, следует учитывать и его внешний вид, отношение к товарищам.

Систематический контроль за поведением учащихся в школе и за ее пределами приучает их к ежедневному соблюдению дисциплины. Особенно нужен он детям, у которых сформировались негативные привычки, поскольку создает условия для выработки у них положительных привычек, блокирует появление и закрепление негативных.

В воспитании вообще и в укреплении дисциплины частности особое значение имеет правильный тон и стиль деятельности ученического коллектива. Если царствует жизнерадостный тон, в основе которого присутствует сознательная дисциплина, дружба, чувство собственного достоинства каждого члена коллектива, воспитание учащихся дается легче.

Действенной является профилактика конфликтных отношений и предотвращения негативных поступков. Нарушение дисциплины и требований школьного режима часто встречаются там, где недостаточно организована деятельность учащихся.

В воспитании сознательной дисциплины обучающихся роль классного руководителя особенно ответственна и сложна.  Именно классный руководитель доводит до сознания школьников и их родителей мысль о том, что главное в нашей дисциплине не принуждения и запреты, а глубокое понимание каждым своего общественного долга, искреннее стремление принести пользу ученическому коллективу и обществу в целом, разъясняет, что активный член нашего общества добровольно и сознательно борется с нарушителями нравственных норм человеческих отношений. 


Чтобы успешно воспитывать у обучающихся сознательную дисциплину, классный руководитель должен заботиться о повышении своего нравственного уровня, овладевать педагогическим мастерством, знать психологию детей, быть требовательным, но в то же время душевным человеком и умелым организатором. Наряду с этим следует помнить, что работа по воспитанию у обучающихся сознательной дисциплины пойдет успешнее, если классному руководителю удастся объединить усилия трех коллективов: ученического, педагогического и родительского, что видно на следующей схеме: классный руководитель + ученический коллектив + педагогический коллектив + родительский коллектив = сознательная дисциплина. 

Я полагаю, что работа классного руководителя с современными детьми должна основываться на принципах гуманизма, уважения к личности ребенка.

×
×