Дистанционные обучающие технологии в гуманитарном образовании

Автор: Сафронова Елена Викторовна

Дистанционные обучающие технологии в гуманитарном образовании

 

В учебнике по английскому языку есть тема: «Жизнь в 2100году» и в одном из текстов говорится, что в будущем будут онлайн школы и не придется ходить в обычную школу. Тогда это выглядело как фантастическое предсказание, но пандемия, ограничения, самоизоляция 2020 года существенно приблизили это будущее. Конечно, дистанционное обучение очень трудоемкое для педагога на этапе подготовки- создание тестов для проверки текущей успеваемости, итоговых тестов, презентаций, подготовка к онлайн семинарам требует от педагога хороших знаний компьютерных программ.Но самое главное преимущество, которое перекрывает все сложности — это то, что благодаря новым технологиям получение информации не ограничивается местом нашего нахождения. Новые дистанционные технологии предлагают огромное количество способов получения информации. Главная цель дистанционного обучения-это обеспечить равные возможности для всех учащихся, независимо от места их проживания. Целью использования дистанционных обучающих технологий в гуманитарном образовании является повышение эффективности учебного процесса, улучшение качества обучения гуманитарным специальностям, саморазвитие и самосовершенствование в процессе использования новых современных технологий, доступность для проживающих в отдаленных поселках и деревнях, доступность для детей с ОВЗ.

Следовательно, одной из приоритетных задач развития системы образования является использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий.

Рассмотрим некоторые моменты обучения с использованием дистанционных средств:

1.      Исследовательско- поисковая деятельность учащегося.

Поиск информации по заданной теме осуществляется через поисковые системы сети Интернет. Обучающийся должен оценить источник информации, его авторитетность. Обучающийся осуществляет поиск информации для ответа на вопрос преподавателя, решения практической задачи, для написания письменной работы.

Письменная работа.

Написание письменной работы осуществляется с использованием материалов изсети Интернет. Одно из основных требований к написанию письменной работы-правильное оформление ссылок на Интернет-ресурсы. Обучающийся к определенному сроку пересылает письменную работу преподавателю на электронную почту. При необходимости работа может быть возвращена на доработку.

Рецензия на письменную работу других обучающихся.

Письменная работа пересылается преподавателю и другому обучающемуся, которого преподаватель назначает в качестве рецензента. Каждый обучающийся не только пишет свою работу, но и рецензирует чужую. Таким образом обучающийся получает две оценки.

2.      Взаимодействие обучающихся с преподавателями.

Взаимодействие обучающихся с преподавателями может быть групповым и индивидуальным. Групповое взаимодействие осуществляется посредством информационных писем, заданий и электронных презентаций, посредством массовых рассылок и групповых консультаций. Электронные презентации готовятся преподавателем и представляются занятиях. Электронные презентации могут быть высланы обучающимся по электронной почте. Преподаватель рассылает план работы на установленный период.После выполнения заданий составляется график сдачи заданий. За определенное время до сдачи открывается «сезон вопросов».Преподаватель обрабатывает вопросы, группирует по подтемам и отсылает ответы всей группе. Для контроля выполнения заданий преподаватель использует электронный журнал.

3.      Взаимодействие обучающихся друг с другом.

Взаимодействие обучающихся друг с другом осуществляется через коллективную деятельность во время виртуальных дискуссий.

Групповая дискуссия.

Обучающиеся распределяются по малым дискуссионным группам. Группа выбирает лидера, который ведет дискуссию. Вопросы для дискуссии высылаются лидеру заранее. Каждый член группы прорабатывает вопроси и формирует сове собственное мнение, а затем в ходе дискуссии формируется мнение группы. Лидер каждой группы докладывает о сформировавшемся мнении. Далее происходит общее обсуждение.

4.      Тестирование

Компьютерная система тестирования-это информационная система, предназначенная для проверки знаний в рамках учебного процесса. Компьютерные системы тестирования позволяют освободить преподавателя от рутинной проверки тестов, а при обучении с использованием дистанционных технологий становятся основным средством контроля.

Итак, при дистанционном обучении гуманитарным дисциплинам большое внимание следует уделить коммуникативной составляющей, а именно, взаимодействию преподавателя и обучающихся, обучающихся друг с другом. Для этого на вооружение необходимо взять современные дистанционные технологии, с их помощью можно организовать полноценный учебный процесс, который по своей эффективности не будет уступать традиционному очному образованию. Дистанционное обучение учит нас работать с новыми технологиями, идти в ногу со временем. Конечно, дистанционный формат обучения требует от учащихся гораздо большей дисциплинированности и самоорганизованности, но и делает процесс обучения гораздо более интересным для обучающихся и мотивирует их к активной деятельности в процессе обучения.

 

Список использованной литературы

1.      Абдуллаев С. Г. Оценка эффективности системы дистанционного обучения // Телекоммуникации и информатизация образования. – 2017. — N 3. — С. 85-92.

2.      Лепшокова Е.А. Значимость дистанционного обучения в условиях самоизоляции / Е.А. Лепшокова // Клычевские чтения: материалы научно-практической конференции с международным участием-Изд-во: Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, 2020-С.143-147

3.      Авраамов Ю. С. Практика формирования информационно-образовательной среды на основе дистанционных технологий // Телекоммуникации и информатизация образования. – 2016. — N 2. — С. 40-42.

4.      Бочков В. Е. Учебно-методический комплекс как основа и элемент обеспечения качества дистанционного образования // Качество. Инновации. Образование. – 2014. — N 1. — С. 53-61.

5.      Шапиев Д.С. Цифровые образовательные ресурсы в деятельности учителя //Молодой ученый. 2019. №16(254). С.296-298.

 

×
×