Доклад «Индивидуальный подход для развития творческой активности обучающихся разных возрастных групп»

Автор: Золотарева Инна Владимировна

 Индивидуальный подход для развития творческой активности обучающихся разных возрастных групп.

  Высшей ценностью нашего общества является человек.  Внимание к воспитанию человека, забота о всестороннем развитии его способностей и творческого мышления, совершенствование личных качеств —  входит в круг проблем современного общества.

  Существование  индивидуальных различий между людьми  предполагает необходимость  индивидуального подхода к каждому ребенку, так как любое воздействие на личность преломляется  через  ее индивидуальные особенности, через «внутренние условия »,  без учета которых невозможен по-настоящему  действенный процесс  обучения, воспитания, выявление творческих способностей.

Существуют моменты  дифференцированного подхода к детям:

·        Знание и понимание детей.

·        Любовь к детям.

·        Основательный теоретический баланс.

·        Способность педагога размышлять и умение анализировать.

  Индивидуальный подход  является органической  частью педагогического процесса, он помогает вовлечь всех детей  в активную  творческую деятельность.  Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных  и  индивидуальных  особенностей,  характер деятельности, круг  запросов, интересов, особенности мышления, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту  присущи свои возможности и ограничения в развитии.  Н — р: у младших школьников, по сравнению с дошкольниками, возрастает чувствительность к цвету на 45%,  суставно-мускульные ощущения  улучшаются на 50%, зрительные – на 80% (А.Н. Леонтьев). Восприятие младших  школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в тоже время  остротой и свежестью. Средний школьный возраст (11-12, до 15 лет), переходный от детства к юности (5-11 кл.) характеризуется общим подъемом жизнедеятельности; восприятия подростка целенаправленно, планомерно и организованно. Характерная черта – специфическая направленность.

Работая  с детьми педагогу нужно учитывать что:

1

·        Кто-то работает самостоятельно;

·        Кому-то нужна небольшая помощь;

·        У кого-то проблемы с непониманием материала, здесь подключается сам педагог;

·        Кто-то нуждается в жесткой регламентации во времени или постоянном напоминании о включении в работу.

Пример: Совместный проект «Витражное оформление аквариума» объединений «Юные натуралисты» и «Шкатулочка».

1.     Определить количество участников проекта.

2.     Дать задание по способностям: собрать информацию о водных растениях и ландшафте;  сделать зарисовки, на их основе создать композицию; нанести контур; сделать работу в цвете.

3.     Подготовить доклад для защиты проекта (как велась работа над проектом).

Педагог не должен забывать, что ребенок – это субъект собственного развития,  он самоцелен. Но дети всегда должны чувствовать поддержку взрослого.    В индивидуальной работе   педагог должен руководствоваться  следующими принципами:

1.      Установление и развитие деловых и межличностных  контактов на уровне «обучающийся – педагог —  группа»;

2.     Уважение самооценки личности  обучающегося;

3.     Вовлечение обучающегося в творческую деятельность  для выявления его способностей;

4.     Создание психологической почвы для реализации творческих  замыслов.

Проблеме индивидуального подхода к детям  уделяли внимание представители прогрессивной педагогики, как русской, так и зарубежной.  Я.А. Каменский – великий чешский педагог  четко обозначил, что весь процесс  обучения  и воспитания  детей необходимо строить  с учетом их возрастных и индивидуальных  особенностей и выявлять  эти особенности путем  систематических наблюдений.

 

     

 

×
×