Автор: Золотарева Инна Владимировна
Индивидуальный подход для развития творческой активности обучающихся разных возрастных групп.
Высшей ценностью нашего общества является человек. Внимание к воспитанию человека, забота о всестороннем развитии его способностей и творческого мышления, совершенствование личных качеств — входит в круг проблем современного общества.
Существование индивидуальных различий между людьми предполагает необходимость индивидуального подхода к каждому ребенку, так как любое воздействие на личность преломляется через ее индивидуальные особенности, через «внутренние условия », без учета которых невозможен по-настоящему действенный процесс обучения, воспитания, выявление творческих способностей.
Существуют моменты дифференцированного подхода к детям:
· Знание и понимание детей.
· Любовь к детям.
· Основательный теоретический баланс.
· Способность педагога размышлять и умение анализировать.
Индивидуальный подход является органической частью педагогического процесса, он помогает вовлечь всех детей в активную творческую деятельность. Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, характер деятельности, круг запросов, интересов, особенности мышления, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии. Н — р: у младших школьников, по сравнению с дошкольниками, возрастает чувствительность к цвету на 45%, суставно-мускульные ощущения улучшаются на 50%, зрительные – на 80% (А.Н. Леонтьев). Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в тоже время остротой и свежестью. Средний школьный возраст (11-12, до 15 лет), переходный от детства к юности (5-11 кл.) характеризуется общим подъемом жизнедеятельности; восприятия подростка целенаправленно, планомерно и организованно. Характерная черта – специфическая направленность.
Работая с детьми педагогу нужно учитывать что:
1
· Кто-то работает самостоятельно;
· Кому-то нужна небольшая помощь;
· У кого-то проблемы с непониманием материала, здесь подключается сам педагог;
· Кто-то нуждается в жесткой регламентации во времени или постоянном напоминании о включении в работу.
Пример: Совместный проект «Витражное оформление аквариума» объединений «Юные натуралисты» и «Шкатулочка».
1. Определить количество участников проекта.
2. Дать задание по способностям: собрать информацию о водных растениях и ландшафте; сделать зарисовки, на их основе создать композицию; нанести контур; сделать работу в цвете.
3. Подготовить доклад для защиты проекта (как велась работа над проектом).
Педагог не должен забывать, что ребенок – это субъект собственного развития, он самоцелен. Но дети всегда должны чувствовать поддержку взрослого. В индивидуальной работе педагог должен руководствоваться следующими принципами:
1. Установление и развитие деловых и межличностных контактов на уровне «обучающийся – педагог — группа»;
2. Уважение самооценки личности обучающегося;
3. Вовлечение обучающегося в творческую деятельность для выявления его способностей;
4. Создание психологической почвы для реализации творческих замыслов.
Проблеме индивидуального подхода к детям уделяли внимание представители прогрессивной педагогики, как русской, так и зарубежной. Я.А. Каменский – великий чешский педагог четко обозначил, что весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и выявлять эти особенности путем систематических наблюдений.