Доклад на августовской педагогической конференции по теме «Социальное партнерство в деятельности советника директора по воспитанию»

Автор: Головина Ольга Тимофеевна

Доклад

советника директора по воспитанию  и взаимодействию с

детскими общественными объединениями

на августовской педагогической конференции 2023 года

 

Добрый день!

Начну свое выступление с цитаты главы государства В.В.Путина.

21 июня 2017 года в Кремле состоялась встреча Президента России Владимира Владимировича Путина с учителями – наставниками выпускных классов, ученики которых показали высокие результаты на экзаменах, а также отличились во время подготовки и проведения внеурочных мероприятий. В ходе встречи были затронуты многие наболевшие темы сферы российского образования. Открывая встречу, В.В.Путин обратил внимание на важность воспитания подрастающего поколения, отметив, что воспитание первично, а получать знания – вторично.

 «Получить знания — это не просто, но это все-таки вторично по сравнению с воспитанием человека, с тем, чтобы он должным образом относился и к себе самому, и к своим друзьям, к семье, к Родине, — это абсолютно фундаментальные вещи и только на этой базе можно рассчитывать на то, чтобы человек стал полноценным и сам получил удовлетворение от жизни и окружающие его люди получали бы удовольствие от общения с ним».

Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к образованию  и воспитанию. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда являются важнейшими задачами школы. Усиление воспитательной функции образования (формирование патриотизма, гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе) рассматривается как одно из базовых направлений государственной политики в области образования.

В современных условиях школа может и должна взять на себя функцию координатора воспитательных воздействий всего образовательного пространства. Это актуализирует проблему теоретического осмысления вопроса.

Ребенку должны быть предоставлены все возможности для самореализации. Самое главное – это развитие ребенка. Задача не в том, чтобы дать ему сумму знаний, важно —  научить его, где можно взять ту или иную информацию, как ею пользоваться, чтобы восполнить пробелы.

Современное школьное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства.

Советник директора по воспитанию в образовательной организации играет важную роль в установлении партнерских отношений с социальными партнерами. Его задачи связаны с созданием сотрудничества между образовательным учреждением и организациями, которые имеют социальную значимость и могут внести вклад в формирование гармоничной социальной среды для учащихся.

Одной из задач советника директора по воспитанию является привлечение социальных партнеров для организации совместных мероприятий, проектов и программ. Это может быть сотрудничество с местными предприятиями, общественными организациями, медицинскими и культурными учреждениями и другими структурами, которые могут быть полезны для учащихся и создания благоприятной образовательной среды.

Важной задачей советника является выстраивание долгосрочных партнерских отношений с социальными партнерами. Для этого необходимо активно работать над установлением контактов, проводить переговоры, договариваться о сотрудничестве и оформлять все соглашения в письменной форме. Создание устойчивых и взаимовыгодных отношений с социальными партнерами позволяет образовательной организации получить доступ к новым ресурсам, экспертизе и опыту, которые помогут в реализации воспитательных программ и повышении качества образования.

Советник директора также должен активно участвовать в планировании совместных мероприятий и проектов с социальными партнерами. Он может предлагать идеи, разрабатывать планы и организовывать работу команды для проведения этих мероприятий. Важно, чтобы совместные проекты были целостными, имели ясную стратегию и позволяли достичь поставленных задач.

Кроме того, советник должен оценивать результаты сотрудничества с социальными партнерами и предлагать меры для их улучшения. Он может проводить анализ эффективности сотрудничества, изучать мнение учащихся, родителей и партнеров о качестве работы и предлагать изменения и улучшения в деятельности образовательной организации.

Советник директора по воспитанию имеет задачу распространения опыта сотрудничества с социальными партнерами. Он может организовывать семинары, мастер-классы и другие формы обмена опытом с другими образовательными учреждениями. Таким образом, образовательная организация может стать центром концепций и экспертиз в области партнерства с социальными партнерами.

В целом задачи советника по воспитанию в установлении партнерских отношений образовательной организации с социальными партнерами сводится к созданию и укреплению сотрудничества, планированию и реализации совместных мероприятий и проектов, оценке результатов и распространению опыта. Он должен быть активным и инициативным участником команды образовательного учреждения и способствовать развитию воспитательной работы.

 

Жизнь сельской школы имеет ряд особенностей. Численность детей сельских школ гораздо меньше городских. В этом есть и минусы, и плюсы. Зачастую участниками активностей становятся одни и те же дети, что значительно увеличивает нагрузку ребят. Но при этом в сельской школе все хорошо знают друг друга, что создает теплую атмосферу дружбы, взаимопонимания и сотрудничества.

Территориальная удаленность поселков от административного центра округа приводит к низкой занятости обучающихся в системе дополнительного образования детей, ограниченной возможности участия в культурных мероприятиях округа, посещения выставочных центров, экскурсий на предприятия города и, как следствие, к ограниченной возможности самореализации школьников в различных областях деятельности. Очень часто в сельской местности качество сети Интернет невысокое или вообще отсутствует. Здесь нет большого числа специалистов и совсем немного социальных партнеров, поэтому сельская школа является основным центром, который учит, воспитывает, развивает, реализует инициативы, вдохновляет, зажигает детские сердца и души. Поэтому для сельского поселения или деревни школа – это центр духовной жизни, важнейший социальный институт, призванный обеспечить социализацию личности в сельской местности, сохранение национальной культуры, традиций и обычаев, формирование гражданина своего Отечества. Как говорят, пока в деревне есть школа, деревня жива.

Все эти особенности накладывают на советника директора школы по воспитанию огромную ответственность за взаимодействие с родителями, педагогическим коллективом, общественностью и немногочисленными организациями, расположенными на территории сельского поселения и являющимися потенциальными социальными партнерами школы. Традиционно сельские школы – практически единственный культурный центр досуга для детей и подростков. Поэтому вся воспитательная работа проходит внутри самой школы, которую советник и его команда стараются сделать местом притяжения и развития детей. Имея тесное общение с семьей ребенка и сельской общественностью, советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями включает ребят в традиции села. Таким образом, советник по воспитанию – это связующая нить между детьми и воспитательными ресурсами, которые дают возможность воплотить мечты в реальность, реализовать свои идеи и таланты!

Сторонами социального партнерства являются представители предприятий и организаций,  органы местного самоуправления и государственной власти. Зачастую мы и не подозреваем, что социальные партнеры живут рядом с нами, периодически взаимодействуют с нами, но мы не привлекаем их в качестве воспитательного ресурса для развития наших детей.

Мы говорим, что на нашей территории нет каких-либо предприятий, больших организаций, с которыми школа могла заключить договор или соглашение. Но у каждого ребенка есть родители, которые трудятся в различных сферах деятельности. Пригласив их на собрание, встречу, слет, фестиваль, мы тем самым привлекаем родителя к воспитательному процессу и он является нашим партнером в профориентационном, информационном, культурно-досуговом направлениях.

Учреждения культуры, которые, можно сказать, единственные учреждения – социальные партнеры на селе, работают в тесном контакте со школой, т.к. учащиеся школы, их основной контингент. Планы деятельности учреждений культуры во многих направлениях совпадают с планами воспитательной работы образовательных учреждений.

 

Из опыта работы в 2022-2023 учебном году.

В самом начале нашей с вами деятельности, в январе этого года, мы принимали участие в диагностике воспитательной среды школьного сообщества.

Цель диагностики: увидеть на каком уровне развития находится школьное сообщество и принять качественные решения по развитию школы.

Все мы составили карту социального партнерства, определив круг наших потенциальных социальных партнеров. Он оказался довольно таки большим, с каждой из сторон мы сотрудничаем в рамках воспитательной деятельности в целом. Проводим совместные встречи, родительские собрания, принимаем участие в  выставках, конкурсах, смотрах, совместных рейдах и т.д. В Программе развития школы «Школа, в которой интересно» разработан отдельный раздел «Социальное партнерство». Но сегодня мы говорим о том, как в течение прошедшего учебного года советник по воспитанию организовывал свою деятельность в партнерстве с социумом.  Предисловием можно отметить то, что в последние годы в виду сложившейся ситуацией с ограничениями в проведении массовых, и не только, мероприятий, не только дети, но и взрослые отдалились, и сейчас снова ищут пути активизации взаимодействия.

В школе за воспитательную работу в основном отвечал заместитель директора по ВР и педагог-организатор. С появлением в школах должности советника, жизнь стала более оживленная. Дети постепенно стали интересоваться планами, мечтать, у них загорелись глаза. А социальные партнеры нашли в нашем лице соратника для реализации инициатив.

При проведении акции «Спасибо за заботу» дети сами выбрали людей, которых они хотят поблагодарить за их труд. Советник по воспитанию вышла с предложением к ребятам пришкольного интерната. Под руководством воспитателя интерната они подготовили открытки своими руками. В течение дня они вручали школьному непедагогическому персоналу свои небольшие презенты и очень порадовали технический персонал, охранников и, конечно, работников столовой. Работники и дети на целый день зарядились положительными эмоциями.

Акция «Красота спасет мир». В ней приняли участие обучающиеся школы, работники учреждений культуры. Провели уборку территории около памятников и по центральной улице. В комментариях получили отклик жителей, слова благодарности. На линейке были отмечены те, кто приняли участие.

3 декабря- День неизвестного солдата. Учащиеся  кадетского 9 класса совместно с работниками культуры приняли участие в очистке территории памятника от снега, в школе прошли уроки – мужества и возложение цветов к памятнику воинам-освободителям.

Благоустройство территорий памятников стало для учащихся, волонтеров плановым мероприятием. В школе был составлен график по уборке и тропинки к памятникам всю зиму  были очищены.

9 декабря – День Героев Отечества. Ребята собрали материал и пополнили музейные альбомы информацией о воинах, которые в настоящее время отдают свои жизни за мир на нашей Земле.

В дни российских новогодних каникул ребята приняли участие в акции «Российский Детский Дед Мороз», переодевшись в Деда Мороза и Снегурочку, поздравляли тех, кто в праздничные дни находится на своем рабочем месте, дарили им минуты праздника, сказки.

18 января – в День прорыва блокады Ленинграда учащиеся совместно с педагогами и работниками культуры приняли участие в акции «Свеча памяти», предварительно очистив территорию памятников от снега.

25 января – день российского студента. Социальным партнером выступила  студентка гуманитарного факультета ПНИПУ, рассказала выпускникам 11 класса о перспективах обучения в университете, дала напутственные слова по подготовке и успешной сдаче ЕГЭ. 4 человека из 9 поступили в политехнический университет.

23 февраля – День защитника Отечества. Традиционная акция «Память» и возложение цветов как дань уважения воинам- освободителям.

8 марта – прошла интеллектуальная игра «И сколько нежности в женщинах!» совместно с мамами, бабушками наших детей.

11 апреля – день рождения первичного отделения «Движение первых». На торжественном мероприятии присутствовали наши партнеры –начальник отдела культуры и социальной политики и заместитель начальника отдела дошкольного, дополнительного образования и воспитания.

1 мая – День солидарности трудящихся, баскетбольный матч на стадионе в состоялся благодаря совместным планам СДК и школы.

9 мая – Этот день объединяет весь социум, всех социальных партнеров, ни один человек не остается безучастным.

12 июня, 22 июня – торжественные мероприятия традиционно объединяют учреждения образования и культуры.

 

Наши дети общаются со взрослыми, хотят и умеют им доверять, ценят и уважают вклад поколений в развитие нашей страны. Практика работы советников по воспитанию показала, что искренность, порядочность и трудолюбие в совокупности с правильно выбранными форматами взаимодействия всегда востребованы не только в ученической, но и в родительской среде, что, в свою очередь, создает условия для сохранения семейных ценностей, укрепления межпоколенческих отношений и повышения доверия к школе. Социальное партнерство создает благоприятные условия для развития и социализации участников образовательного процесса в школе. Такая работа способствует разрушению привычного стереотипа и общественного мнения о работе школьного учреждения только с семьями своих воспитанников. Развивает позитивное общественное мнение об учреждении, повышает спрос на образовательные услуги для детей, обеспечивает доступность качественных образовательных услуг для семей, улучшает подготовку детей к более легкой адаптации в новой социальной среде.

Организация развивающей социокультурной среды, призванной содействовать формированию новой образовательной практики, помогает успешно решать поставленную перед школой приоритетную задачу – создание максимально возможных условий для получения детьми полноценного качественного образования. Объединение усилий учреждений культуры, дополнительного и дошкольного образования, учреждений здравоохранения с усилиями образовательного учреждения в этом направлении является перспективным и важным в свете комплексного решения проблем села. Использование ресурсов каждого субъекта социума, выстраивание с ним отношений социального партнёрства позволило школе расширить её возможности в удовлетворении образовательных и культурных потребностей жителей села, возродить нравственные и культурные традиции, укрепить семью, способствовать становлению информационной культуры взрослых и детей.

Таковы результаты совместной деятельности социальных партнеров на сегодняшний день. Многое достигнуто, а для того, чтобы были новые достижения, нужно основательно поработать, что мы и будем делать. Подводя  итоги вышесказанному, процитирую слова философа, в свое время сказавшего: «Как лодку назовешь, так она и поплывет». Если говорить образно, имя нашей лодки – СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО, а это — тесное сотрудничество, взаимодействие, конструктивный диалог, общая деятельность, направленная на благо подрастающего поколения. И значит, такой лодке суждено плыть долго и держаться на волнах уверенно, надежно, не сбиваясь с выбранного курса.

Анализируя прошлый учебный год, могу с уверенностью сказать, что мир детства у нас в школе получился насыщенным, интересным, плодотворным и немножечко «взрослым». Главное, что почти каждый ребенок принимал участие во всех проводимых делах, не было отстраненных детей и всё им не в тягость, а очень интересно.

В 2023-2024 учебном году, мы планируем продолжить реализацию уже поставленных ранее задач:

-воспитывать чувство патриотизма, формировать у подрастающего поколения верность Родине, готовность к служению Отечеству и его защите;

-предоставить возможности школьникам проявить себя, реализовать свой потенциал и получить признание;

-продолжить формировать содружество школьников на основе любви к малой родине, своей стране;

-продолжить работу по формированию у обучающихся позитивного отношения к здоровому образу жизни;

— включиться в участие во всероссийских проектах.

Первоочередная задача – регистрация обучающихся на сайте «Будь в движении», активизация деятельности Штаба воспитательной работы. «Движение первых» предлагает развитие детей по 12 направлениям. Используя результаты диагностики и 12 «направлений движения» необходимо выбрать несколько самых актуальных для школы и развития детей направлений для построения воспитательной деятельности на 2023-2024учебный год.

В заключение хочется отметить, что на педагогов возложена ответственная миссия – развитие личности ребенка. Это бесконечный и многогранный процесс. Только сотрудничая вместе с детьми, мы сможем создать все те условия, в которых ребенок станет чувствовать себя нужным и значимым, сможет раскрыть свои творческие способности.

×
×