Дополнительное образование как важная составляющая всестороннего развития ребенка

Автор: Плотникова Екатерина Дмитриевна

В современном мире дополнительное образование занимает важное место в системе образования детей. Оно является факультативным, но трудно себе представить образование полным без дополнительных занятий, кружков или секций.  

   Дополнительное образование направлено на развитие творческих способностей детей, на формирование личностных ценностей, на поддержание здоровья, на организацию свободного времени ребенка. Именно дополнительное образование дополняет основное в соответствии с потребностями и предпочтениями ребенка; помогает ребенку «найти себя», определиться с выбором хобби.

   В дополнительном образовании ставятся следующие цели:

1)    занятия направлены не на результат, а на сам процесс, поэтому позволяют ребенку без проверок, контроля и ограничений раскрывать свои способности;

2)    такие формируют всесторонне развитую личность, предоставив при этом возможности к творческому и профессиональному росту.

При достижении этих целей решатся и следующие задачи: формирование и

развитие творческих способностей, привитие культуры общения, физическое развитие, воспитание моральных качеств, привитие любви к труду.

В современной педагогике выделяются следующие основные направления

дополнительного образования:

— социально-педагогическое (уход за людьми с ограниченными возможностями, волонтерство);

—     художественное (рисование, лепка, игра на музыкальных инструментах, вокал, шитье);

—      техническое (робототехника, компьютерное моделирование);

—      естественно-научное (химия, кружок натуралистов);

—      туристско-краеведческое (путешествия, познание природы);

—      физкультурно-спортивное (волейбол, футбол, баскетбол, фехтование и др.)

     Каждое из этих направлений призвано решить задачи дополнительного образования детей и реализуется в учреждениях дополнительного образования.

    Посещая определенную секцию, кружок, ребенок постоянно находится в коллективе, осваивает определенные знания и умения, обучается ключевым навыкам общения, но самое главное – он учится интегрировать полученные навыки в различные сферы деятельности.

    В отличие от системы обязательного образования, в дополнительном происходит внедрение различных инновационных подходов к обучению. Это продиктовано динамичностью развития ДО, необходимостью подстраиваться под нужды социума, под интересы современного ребенка, здесь не могут проходить скучные и обыденные занятия, которые не увлекут детей. Однако и в дополнительном образовании есть образовательные программы, особые технологии и методики, которые направлены на получение конкретного результата.

   В зависимости от направления деятельности организации ДО относят к одному из видов: дома, дворцы, станции, центры и школы. Услуги по предоставлению дополнительного образования могут оказывать не только специализированные центра, но и помещения на базе школ. Большое влияние на работу центров оказывает материальная база и кадровый состав.

   Чтобы выбрать учреждение ДО, родители и дети должны ориентироваться на интересы и предпочтения детей, ДО не должно наносить вред здоровью ребенка, ребенок должен быть заинтересованным в получении новых знаний. Только при соблюдении этих принципов дополнительное образование будет качественным и эффективным. Помочь родителям в выборе учреждения может Навигатор дополнительного образования – информационный сервис для детей от 5 до 18 лет, где представлены все кружки, секции ДО.

   Удовлетворяя потребности разных групп населений, дополнительное образование отвечает за формирование лидерских качеств ребенка, обеспечивает социальную безопасность и занятость детей, помогает многим «раскрыть себя».

  

   

 

×
×