Автор: Желтякова Ирина Владимировна
Дорога детства начинается с тропинки
И.В.Желтякова
Бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3 г.Тары»
Аннотация. В данной статье рассмотрена проблема духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Одним из решений этой проблемы может служить проектная деятельность в рамках музейной педагогики в дошкольном учреждении. В статье обобщается практический опыт работы, отслеживается формирование у дошкольников этических представлений.
Ключевые слова: нравственно-патриотическое воспитание, традиция, проект, этические представления, личность.
На основании Приказа Министерства Просвещения Российской Федерации с 1 сентября 2023 года дошкольные учреждения начали работать по новой федеральной образовательной программе. Её содержательный раздел включает в себя рабочую программу воспитания, которая направлена на приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Необходимо отметить, что работа по духовно-нравственному воспитанию ведется в дошкольном учреждении постоянно. Нравственно-патриотическое воспитание – одно из главных направлений нашего детского сада. Однако, программа воспитания помогла упорядочить мероприятия, заложив их в календарный план учреждения. Такая расстановка помогает педагогам поэтапно знакомить дошкольников со значимыми событиями детского сада, города, страны, более тщательно готовиться к мероприятиям, соотнося их с мероприятиями других учреждений.
Воспитание патриотических чувств у дошкольников — трудоёмкий процесс, который затрагивает все стороны жизни ребёнка. Участие в нём должны принимать все: семья, педагоги, социальные партнёры. Только общими усилиями можно воспитать поколение людей, которые станут полноценными гражданами и патриотами своей страны. Именно поэтому педагогический коллектив учреждения считает наиболее эффективным методом воспитания — введение традиций в образовательный процесс. Ведь традиции способствуют развитию чувства сопричастности сообществу людей, помогают ребенку освоить ценности коллектива.
Традиционные мероприятия детского сада отображены в оформлении предметно-развивающей среды учреждения, на сайте ДОУ, в госпабликах социальных сетей. Приобщение к государственной символике Российской Федерации – одна из приоритетных задач в патриотическом воспитании дошкольников. Поэтому в каждой возрастной группе имеется уголок с простыми и понятными сведениями о Родине и ее важных ценностях. Это символика страны, сведения о государстве и её защитниках, о малой родине и о природных ресурсах, значимых предприятиях, о выдающихся людях.
В День России (12 июня — рождество святого благоверного Александра Невского) и День Государственного флага России (22 августа — память апостола Матвея) педагоги проводят с детьми беседы, квесты, виртуальные экскурсии, дидактические и настольные игры в соответствии с тематикой мероприятий. Дети рассматривают плакаты и альбомы о символике РФ. Совместно с филиалом библиотеки Телезавода «Кварц», в старших группах детского сада проходят мероприятия на тему: «Символы моей страны»
Педагоги детского сада, формируя у дошкольников первоначальные достоверные представления об истории нашего города, нашей Родины, истории возникновения Дня народного единства (4 ноября), проводят занятия, фотовыставки и выставки творческих работ дошкольников в рамках тематических недель «Тара – город, в котором я живу» и «Моя родина — Россия!».
Готовясь к празднику Рождества, дети и взрослые трудятся в мастерской Дедушки Мороза, а продукты своего творчества представляют на конкурсы различного уровня, передают в дар детям младших групп или жителям Дома ветеранов, оформляют ими свою группу, пространство учреждения.
В реализации программы воспитания мы опираемся на музейную педагогику. В детском саду создан мини-музей «Русская изба» и у детей есть возможность исследовать предметы крестьянского быта 19-20 веков. Это домашняя утварь (весёлка, туеса, чугунок, деревянная ложка, самовар), орудия труда (прялка, серп, ухват, маслобойка, веретено, коромысло, рубель и скалка для глажки белья), одежда (валенки, варежки, кушак, тулуп), самотканые рушники, наволочки, половики. Рассматривание детьми каждой вещи музея вызывает интерес к более подробному изучению.
Наш музей постепенно пополняется. В рамках проекта «Русская матрёшка» оформлена выставка. Матрѐшка, которую знают во всём мире, считается традиционным русским символом, хранительницей русской культуры. В музее представлены не только сувенирные матрешки, особое место здесь занимает коллекция, выполненных руками родителей, детей и педагогов. А недавно мы приняли участие в районном конкурсе «Новогодняя игрушка в этническом стиле» и пополнили выставку народными куклами (мотанка-крупеничка, кувадка, зайчик на пальчик и другие). В каждой игрушке, отразились представления детей и взрослых о мире, добре и красоте.
В ходе реализации проекта «Голосок России – колокольчик», у нас открылась выставка колокольчиков. Это теперь колокольчик – музыкальный инструмент, а зарождался он как пастуший колокольчик, который служил отпугивающим средством от диких животных и исполнял сигнальную функцию для заблудившихся домашних животных. В ходе проекта у детей и родителей расширилось представление о колокольчиках, их формах, видах и назначении, им было интересно узнать, что колокольчик может быть в виде чайника, ангела, утюга или девушки. Они проявили свои творческие способности в изготовлении колокольчиков, поучаствовав в конкурсе «Рождественский колокольчик» и пополнив коллекцию мини-музея.
Есть в нашем музее и сундучок старинных инструментов. Использование наших экспонатов эффективно для ознакомления детей с народными сказками и промыслами. Праздники, которые отмечаются в детском саду, создают у детей радостное настроение, вызывают положительный эмоциональный подъем, формируют праздничную культуру: понятие о традициях праздника, его организации, гостевом этикете.
Весной, готовясь к народному празднику «Масленица», мы знакомим детей с бытовыми предметами и технологией их использования в быту. К «Встрече жаворонков» – организуем выпечку булочек из пресного теста в виде птиц. И здесь мы, так же активно используем экспонаты музея, демонстрируя детям, как сажали хлеб в русскую печь на лопате. Печь была неотъемлемой частью крестьянской избы. В печи готовили пищу: пекли пироги и хлеб, варили кашу, щи. И все получалось удивительно вкусно и питательно.
Ещё одно традиционное мероприятие — это Осенины, праздник прощания с летом и встречи осени, который отмечают широким хлебосольством. К этому времени уже собран урожай, заготовлено зерно и храниться в амбарах. В процессе празднования имеется возможность продемонстрировать дошкольникам орудий труда, предназначенные для выращивания заготовки зерна: серп и коса, колотило и жёрнова.
Мини-музей — это прекрасное место для организации традиционных выставок к народным праздникам. А еще это своеобразная сцена с декорациями, на которой дети могут разыгрывать различные сценки из сказок, былин, рассказывать потешки малышу и петь колыбельную песню.
Тут же мы можем провести познавательные занятия. В 2023 году было разработано и представлено на региональный конкурс «Воспитать человека» ряд мероприятий в рамках проекта «Чайный путь». (Стали победителями среди дошкольных учреждений области).
Большое внимание уделяем созданию условий для двигательной активности детей: разучиваем и проводим русские народные игры, хороводы. Благодаря комплексной работе, создаем условия для личностного развития каждого ребенка: стихи, сказки, участие в развлечениях, поделки собственными руками — все это дает простор для детской деятельности и творческой активности. Расширяется простор и для творческой активности педагогов.
Данная работа позволяет вовлечь родителей в совместный творческий процесс, сблизить их с детьми, раскрыть их творческий потенциал и сохранить народные традиции. И, если дошкольное воспитание является фундаментом для дальнейшего развития человека, то необходимо помнить: идя рядом за руку с ребенком по тропинке детства только мы – взрослые, можем научить его доброму, светлому, важному. А полученные в дошкольном возрасте навыки, станут основой для получения фундаментальных знаний о семье, стране, обществе и формирования нравственных личностей с активной жизненной позицией.