Автор: Загирова Шекерханум Изамутдиновна
Друдлы — развитие креативного мышления у дошкольников.
С приходом обновленной системы дошкольного образования перед педагогом стоит задача воспитания дошкольника «нового поколения» с творческим или креативным, как сейчас модно говорить, мышлением.
В наше время именно такие понятия сразу обращают на себя внимание, когда мы говорим об интересной, «продвинутой» личности. Мы, педагоги, не должны забывать о том, что именно в дошкольном детстве формируются основы творческого мышления.
Безусловно, врождённые способности очень важны, но без своевременного их развития, обучения и воспитания даже одарённый ребенок, став взрослым, не сможет мыслить, а тем более, действовать творчески! Здесь большое значение имеет — умение мыслить нестандартно, с разных точек зрения, находить новые пути достижения цели.
В условиях развития современного общества приоритет отдается людям, обладающим опытом творчества и высоким уровнем креативного мышления. Настоящее время требует от молодых людей быстроты реакций, гибкости, нестандартности в решении разнообразных задач. Но процесс формирования данных качеств необходимо начинать еще в детстве, а именно в дошкольном возрасте. Исследования изменений современного детства, приведенные Д.И. Фельдштейном, показывают резкое снижение фантазии, любознательности, творческих проявлений современных детей. В целевых ориентирах Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования выделяется задача развития инициативной, самостоятельной, любознательной, творчески активной личности дошкольника.
В связи с реализацией в детском саду инновационного проекта «Острова успеха», нами совместно с педагогами-психологами был проведен мониторинг по выявлению уровня развития креативного мышления у дошкольников. На основании результатов мониторинга был сделан вывод о том, что у детей подготовительной группы недостаточно развито креативное мышление. Требовалось найти эффективный и интересный для детей прием, метод развития аналитического и творческого мышления.
Эффективным средством развития креативного мышления детей может стать игра. И одной из них является игра в виде техники – друдлы. Что же такое друдлы? Друдлы (по-английски droodles) – это интересное изобретение американского автора-юмориста Роджера Прайса и креативного продюсера Леонарда Стерна, предложенное ими в 1950-х годах.
Название droodle представляет собой винегрет из 3х английских слов:
Друдлы — это графические загадки-головоломки, в которых нужно домыслить рисунок, на основании которого невозможно точно сказать, что это такое. Задача сводится к тому, чтобы увидеть в кляксе самые разные предметы. Единственно правильного ответа нет. Чем больше креативных названий, образов, тем лучше.
Друдлы обладают удивительной способностью развивать речь и воображение.
Чем полезна эта техника?
— развитие образного мышления, как у взрослых, так и у детей;
— развитие креативного воображения «Я учусь видеть необычное в обычном»;
— использование друдлов для развития диалогического общения, когда рисуют, думают и проговариваю то, что рисуют.
— тренируется воображение детей, мелкая моторика;
— расширяется словарный запас дошкольников
Использование техники друдлы происходит по принципу от простого к сложному. То есть с возрастом происходит усложнение выполняемых детьми игровых действий. Знакомство детей с данной техникой желательно начинать с более простых игр таких, как «На что похожа геометрическая фигура?», «Придумай название друдлу» где в процессе игры постепенно дорисовываются и оговариваются дополнительные детали.
В старшей группе игровые задания постепенно усложняются. При необходимости картинку можно перевернуть вверх ногами и фантазийные высказывания ребенка продолжатся. Подобные игры способствуют развитию речевого планирования у ребят. Если ранее слова сопровождали действие или шли за ними, то теперь слова выходят на первый план. Дети сначала продумывают и рассказывают о том, что они намереваются дорисовать. Дети шестого года жизни достаточно последовательно и четко, с использованием эмоциональной окраски описывают дорисованные ими друдлы.
В подготовительном к школе возрасте ребенку уже предлагается самостоятельно нарисовать друдл (игра «Придумай и нарисуй друдл»), придумать название, никому при этом не сообщая. Отгадать друдл и описать его предлагается другим детям или взрослым (педагогам, родителям). После заслушивания возможных вариантов озвучивается авторская версия. Это позволяет развить у ребят не только воображение, но и умение вести диалог. Таким образом, с помощью друдлов можно расширить словарный запас, тренировать воображение, мелкую моторику, развить умение вести диалог, заставить работать мозг и получить эмоциональный эффект.
В работе с детьми технику друдлы использую в совместной образовательной и игровой деятельности. Упражнения проводятся со всей группой и индивидуально в соответствии с планом реализации проекта «Острова успеха». Упражнения и картинки подбираю с учетом индивидуальных особенностей детей, их уровнем развития воображения, внимания, памяти, мышления. Детям нравится работать в парах, сравнивая и добавляя рисунки друг друга, составляя совместный рассказ о получившемся изображении.
Информация для родителей предоставляется в виде наглядности: папок – передвижек, консультаций в приемной или индивидуальных о развитии креативного и логического мышления. Наша группа подготовительная это еще и подготовка к школе. Так же информацию размещаю в виде буклетов, памяток и брошюр, которые удобно взять с собой домой, ознакомиться с информацией и выполнить упражнения и игры дома. На практических занятиях с родителями во время мастер-классов, творческой лаборатории и игровых тренингов обучаю родителей приёмам работы с друдлами, упражнениям по развитию творческого мышления у дошкольников.
Своими педагогическими находками по применению друдлов в развитии креативного мышления дошкольник делюсь с коллегами на мастер-классах и заседаниях рабочей группы проекта. Приёмы и методы использования друдлов в познавательном развитии детей в разных видах деятельности стала актуальным новшеством, которое привлекло внимание педагогов нашего детского сада.
В результате применения техники Друдлы в развитии дивергентного мышления у дошкольников ожидаются следующие результаты:
· Дети легко вспоминают и зарисовывают сюжеты из жизни и игр.
· Самостоятельно придумывают разнообразные сюжеты в изобразительной деятельности.
· Качественно и количественно обогатится словарный запас детей.
· Сформируется способность к речевому описанию сюжета.
· Активизируется фантазия, воображение.
Мною планируется разработка комплекса упражнений и заданий с друдлами для дошкольников, картотеки изображений друдлов для среднего и старшего дошкольного возраста, а также диссеминация своего опыта по применению друдлов в развитии креативного мышления дошкольников на региональном и всероссийском уровне.
Изучение применения друдлов в развитии креативного мышления у дошкольников сейчас в процессе. Но я вижу, как детям нравится придумывать, воображать, искать собственные пути решения поставленных задач, высказывать своё мнение при обсуждении заданий и могу сказать, что друдлы как ребусы для детей представляют большой интерес и сподвигают их на размышления и творчество. Мы вместе с ними идём по пути развития нестандартной и креативной личности.
В заключение хочу отметить – учитесь у детей иногда быть детьми. Дети как никто видят самые оригинальные картины в окружающем нас мире.