Автор: Низамутдинова Аделина Ильдаровна
Дорогие друзья!
Замечали ли вы, что по фамилиям некоторых людей можно определить профессию их предков? Например, у Кузнецовых в роду обязательно были кузнецы. У Рыбаковых — рыбаки. У Столяровых — столяры Ну, а если фамилия Бах? В переводе с немецкого «das Bach» означает ручей, но любой житель Германии обязательно воскликнет: Знаем, знаем, все Бахи музыканты!» Еще с XVII века в Германии ходила шутка «Каждый Бах -музыкант, каждый музыкант — Бах». Среди огромной Баховской династии есть капельмейстеры, органисты, флейтисты, композиторы. Дети великого немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха тоже от природы имели великолепные музыкальные данные, но 4 из них обладали исключительной музыкальной одарённостью. Они тоже стали композиторами и оставили свой след в истории музыки.А были ли композиторские династии в других странах? Конечно же были.Во Франции – одной из самых известных и многочисленных династий, преимущественно органистов и композиторов — династия Куперенов. В Австрии — композиторские династии Моцартов и Штраусов. Уникальным явлением Республики Башкортостан являются 6 композиторских династий! Это — композиторские династии Исмагиловых, Сабитовых, Ахметовых, Каримовых, Сальмановых и Хасаншиных!При знакомстве с композиторскими династиями всегда хочется узнать, что же унаследовали дети от своих отцов? И сегодня мы попытаемся найти ответ на этот вопрос, исследуя творчество замечательной композиторской династии Исаака и Максима Дунаевских, двойной юбилей (отцу 125, а сыну – 80) которых отмечает этом году наша страна. Есть композиторы, которые обладают особым острым ощущением времени. Их музыка насыщена воздухом своей эпохи, как кислородом. Каждый такт их произведений, подобно камертону у настройщика, даёт эмоциональный тон эпохи и его времени.
К числу именно таких композиторов можно отнести отца и сына Дунаевских. Исаак Дунаевский и Максим Дунаевский – два имени, которые неразрывно связаны с песней, кино и театром.
Как-то в одном из интервью Михаил Боярский назвал отца и сына Дунаевских «джентльменами мелодии», тем самым проведя некую параллель между их творчеством. И действительно, если в середине прошлого века страна на все лады распевала песни из «Веселых ребят», то в конце 70-х на пике популярности оказалась музыка из «Мушкетеров».
Каждый, кто видел фильм «Дети капитана Гранта», помнит эту романтическую мелодию Исаака Дунаевского. Увертюра к фильму ассоциируется с головокружительными морскими приключениями, завораживает и зовёт в дорогу.
Дунаевский написал к фильму прекрасные песни — «Песню о капитане», «Песню о веселом ветре», но главное — романтическую, подлинно симфоническую увертюру. Дмитрий Шостакович писал: «Эта увертюра — симфоническое произведение большого накала и темперамента…»
Исаак Дунаевский и сам считал эту увертюру одним из лучших своих произведений. Величественная, заставляющая выйти из оцепенения обыденности увертюра к фильму — пик его творений. Если бы можно было определить нерв эпохи, нерв того великого времени, если бы можно было облечь его в звучащую, зримую форму — это и была бы она, увертюра к «Детям капитана Гранта».
И как хорошо, что Максим Дунаевский использовал увертюру отца для многосерийного телевизионного приключенческого фильма «По следам капитана Гранта». Данная работа стала для Максима Дунаевского своеобразным сотрудничеством с отцом и знаком уважения к легендарной картине с музыкой Исаака Дунаевского «Дети капитана Гранта».