Другие жанры в творчестве И.О и М.И Дунаевских

Автор: Низамутдинова Аделина Ильдаровна

Дорогие  друзья!

Замечали ли вы, что по фамилиям некоторых людей можно определить профессию их предков?  Например, у Кузнецовых в роду обязательно были кузнецы. У Рыбаковых — рыбаки. У Столяровых — столяры Ну, а если фамилия Бах? В переводе с немецкого     «das Bach»  означает  ручей,    но любой житель Германии обязательно воскликнет: Знаем, знаем, все Бахи музыканты!»  Еще с XVII века в Германии ходила шутка «Каждый Бах -музыкант, каждый музыкант — Бах». Среди   огромной  Баховской  династии есть капельмейстеры, органисты, флейтисты, композиторы.  Дети   великого немецкого композитора  Иоганна Себастьяна  Баха   тоже от природы имели великолепные музыкальные данные, но 4 из них обладали исключительной музыкальной одарённостью. Они тоже стали композиторами и оставили свой след в истории музыки.А были ли композиторские династии в других странах?  Конечно  же были.Во Франции – одной из самых  известных  и многочисленных  династий, преимущественно органистов и композиторов  —   династия Куперенов.  В Австрии   —  композиторские династии Моцартов и Штраусов.   Уникальным явлением Республики Башкортостан являются 6 композиторских династий!   Это — композиторские династии Исмагиловых,    Сабитовых, Ахметовых,  Каримовых,  Сальмановых и Хасаншиных!При знакомстве  с композиторскими династиями всегда  хочется узнать, что же унаследовали дети от своих отцов?   И сегодня мы попытаемся найти ответ на этот вопрос, исследуя     творчество  замечательной композиторской  династии  Исаака и Максима Дунаевских, двойной юбилей  (отцу 125, а сыну – 80)  которых отмечает этом году  наша страна.  Есть композиторы, которые обладают особым острым ощущением времени. Их музыка насыщена воздухом своей эпохи, как кислородом. Каждый такт их произведений, подобно камертону у настройщика, даёт эмоциональный тон эпохи и его времени.

  К числу именно таких композиторов можно отнести отца и сына Дунаевских.  Исаак Дунаевский и Максим Дунаевский – два имени, которые неразрывно связаны с   песней,   кино и театром.  

Как-то в одном из интервью Михаил Боярский назвал отца и сына Дунаевских «джентльменами мелодии», тем самым проведя некую параллель между их творчеством. И действительно, если в середине прошлого века страна на все лады распевала песни из «Веселых ребят», то в конце 70-х на пике популярности оказалась музыка из «Мушкетеров». 

Каждый, кто видел фильм «Дети капитана Гранта»,      помнит эту романтическую мелодию   Исаака Дунаевского. Увертюра к фильму   ассоциируется  с  головокружительными  морскими приключениями,    завораживает и зовёт в дорогу.

 Дунаевский написал к фильму прекрасные песни — «Песню о капитане»,   «Песню о  веселом ветре», но главное — романтическую, подлинно симфоническую увертюру. Дмитрий  Шостакович   писал: «Эта увертюра — симфоническое произведение большого накала и темперамента…»  

Исаак Дунаевский  и сам считал эту увертюру одним из лучших своих произведений.  Величественная, заставляющая выйти из оцепенения обыденности увертюра к фильму —   пик его творений. Если бы можно было определить нерв эпохи, нерв того великого времени, если бы можно было облечь его в звучащую, зримую форму — это и была бы она, увертюра к «Детям капитана Гранта».

         И как хорошо, что   Максим Дунаевский   использовал увертюру отца для многосерийного телевизионного  приключенческого фильма   «По следам  капитана Гранта».  Данная  работа стала  для   Максима Дунаевского своеобразным сотрудничеством с отцом    и знаком уважения к легендарной картине с музыкой  Исаака Дунаевского  «Дети капитана Гранта».  

         

 

×
×