Автор: Медведева Мария Владимировна
Аннотация: В статье представлены результаты исследования
духовно-нравственного развития и воспитания младших
школьников во внеурочной деятельности по литературному
чтению. Духовно-нравственное развитие и воспитание направлено
на формирование черт характера, навыков, моральных качеств и
привычек поведения. Духовно-нравственное развитие и воспитание
учащихся начальной школы во внеурочной деятельности по
литературному чтению предполагает целостное формирование и
развитие личности школьника, становление его отношений к
людям, к Родине, своим обязанностям, обществу, прежде всего к
самому себе.
Abstract: The article presents the results of a study of the spiritual
and moral development and upbringing of younger schoolchildren in
extracurricular literary reading activities. Spiritual and moral
development and education are aimed at the formation of character
traits, skills, moral qualities and behavioral habits. The spiritual and
moral development and upbringing of primary school students in
extracurricular literary reading activities presupposes the holistic
formation and development of a student's personality, the formation of
his relationship to people, to his Homeland, his duties, society, above all
to himself.
Ключевые слова: внеурочная деятельность, нравственность,
развитие, воспитание, качество, формирование.
Keywords: extracurricular activities, morality, development,
education, quality, formation.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности во все
времена оценивалось достаточно высоко. Так и в настоящее время,
приоритетной задачей общества, является духовно — нравственное
развитие и воспитание ответственного и инициативного
гражданина Российской Федерации.
На сегодняшний день материальные ценности доминируют над
духовно — нравственными. Вследствие этого, у современного
школьника отмечается безнравственное отношение к
окружающему его миру. Интерес к культуре и художественной
литературе младших школьников стремительно падает. Свободное
от учёбы время учащиеся проводят с наименьшей пользой для себя
и своего развития. Это времяпрепровождение занимают различные
компьютерные игры и развлекательные телепередачи. К
сожалению, данная деятельность школьников не способствует
повышению уровня развития и воспитания их духовно-
нравственных качеств.
Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования (ФГОС НОО) определяет ряд
положений, в которых говорится о том, что образовательный
процесс включает не только усвоение знаний, умений и
компетенций, представляющих собой основу учебной
деятельности, а так же развитие и воспитание личности, усвоение
социальных и духовно-нравственных ценностей [1].
Исходя из вышесказанного, перед общеобразовательной школой
встает задача, чтобы подготовить и воспитать из учеников
ответственную личность, которая будет способна самостоятельно
оценивать происходящие вокруг события, и строить свою
деятельность с учетом интересов окружающих ее людей. И
решение данной задачи лежит в формировании устойчивого
духовно – нравственного качества у школьников.
А. Д. Солдатенков трактует духовно-нравственное воспитание
как: педагогическую деятельность, целенаправленную на
формирование духовного мира подрастающего человека, которая, в
свою очередь, включает в себя все компоненты личности, в том
числе и ценности религиозной культуры» [51].
Т. П. Грибоедова интерпретирует духовно-нравственное
воспитание как деятельность педагога, целью которой является
направленность на становление духовности и нравственности через
стремление всей человеческой личности к Идеальной Духовной
Сущности, в основе которой заложено осмысление собственных
мотивов, ценностей и самоопределения личности в духовной сфере
[13].
Литература является одним из предметов, который
положительно влияет на развитие и воспитание духовно –
нравственных качеств с самого раннего детства. Произведения
художественной литературы раскрывают перед детьми мир
человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему
миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных
произведений, дети начинают замечать настроение близких и
окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные
чувства – способность проявить участие, доброта, протест против
несправедливости. Это основа, на которой воспитывается
принципиальность, честность, настоящая гражданственность. Это
определило актуальность выбранной темы исследования.
В связи с этим было проведено исследование по данной теме.
В ходе исследования констатирующий этап показал
недостаточно сформированный уровень духовно-нравственного
развития и воспитания младших школьников, что позволяет
отметить необходимость проведения целенаправленной работы
по формированию духовно-нравственного развития и воспитания
младших школьников во внеурочной деятельности по
литературному чтению. В связи с этим была проведения работа
по выявленной проблеме. В ходе формирующего этапа
апробировали серию занятий во внеурочной деятельности по
литературному чтению, направленную на развитие и воспитание
духовно-нравственных компонентов, таких как: когнитивный,
эмоциональный, поведенческий, мотивационно-волевой
компонент.
Для реализации нами был составлен перспективный план
духовно-нравственного развития и воспитания у младших
школьников во внеурочной деятельности по литературному
чтению, который включал в себя 15 внеурочных занятий.
Разработанная серия занятий внеурочной деятельности,
направлена на повышение уровня сформированности
духовно-нравственных качеств младших школьников.
Занятия разработаны при проведении внеурочных занятий
по литературному чтению. Произведения, которые мы
выбрали затрагивают такие качества как доброта,
сочувствие, сострадание, взаимовыручка, взаимопомощь,
ответственность. Учащимся были показаны
положительные, так и отрицательные герои. Хорошие и
плохие поступки, чтобы было видно различие этих
персонажей, тем самым еще более наглядно показано, какие
качества должны проявляться в разных ситуациях.
Приведем несколько примеров внеурочных занятий по
литературному чтению.
Внеурочное занятие по литературному чтению «Красна
речь пословицей» было выбрано не случайно, так как
именно пословицы о нравственности имеют доступный
смысл. Благодаря таким выражениям у школьников
формируются такие качества, как милосердие, доброта,
любовь. Обсуждая устные изречения, можно развить у
обучающихся оригинальное мышление, самостоятельность.
Школьники учатся таким умениям, как искусность
выслушать собеседника, дипломатически вести дела, уметь
культурно общаться с людьми, не совершать проступки,
которые могут привести к неприятным последствиям.
Провели «Мозговой штурм» на знание пословиц, обсудили
их значение, работали с деформированными пословицам,
провели викторину. Учащимся было предложено
продолжить высказывания: «я всегда с добротой отношусь
к окружающим, потому что я …», «доброта помогает мне в
…». Из множества предложений были такие ответы: я
всегда с добротой отношусь к людям, потому, что я хочу
совершать хорошие поступки; доброта помогает мне в
жизни, так как мне потом платят добром. Из ответов
учащихся можно было наблюдать тот факт, что им присуще
такое качество, как доброта и они активно пользуются
им в жизни. Также уже после второго занятия, на перемене
мы отметили небольшие изменения в поведении
школьников: ученики стали намного доброжелательней, не
перебивали друг друга, пару школьников подошли к
девочке, которая была обособлена от всех и замкнута, и
предложили поиграть.
Внеурочное занятие Игра становилась жизнью (А. Гайдар
«Тимур и его команда»). способствовало воспитанию дружбы,
товарищеских отношений, коллективизма, любви к родине, к своим
близким. Учащимся при анализе произведения были предложены
задания разного характера, которые способствовали развитию
вышеперечисленных качеств. В начале занятия был проведен
прием «Корзина идей», обучающиеся обозначали цели своей
работы, а именно: уточнить представления о команде Тимура и
других героях; поразмышлять могли бы учащиеся быть членами
этой команды. Был использован прием «Дерево предсказаний»,
который был направлен на выявление интереса книги
современному читателю. Использовался прием «Оживи картинку».
Учащиеся инсценировали встречу «Тимура и Квакина». Давали
характеристику героям, для этого были использованы следующие
приемы: 1) «Круги на воде». Заполняли «круги на воде» важными
ценностями главного героя. Чем ближе волна к центру, тем более
ценно главное качество героя. 2)Прием «Концептуальная таблица».
Работали в группах, сравнивали лидеров двух групп: Тимура и
Квакина. Во время занятия учащиеся определили главную мысль
повести «Тимур и его команда» — делать добро способен каждый,
и большой, и маленький, главное — принять решение и быть ему
верным. Выяснили, что герои повести стремятся помочь семьям
фронтовиков, пожилым людям, тем, кто нуждается в поддержке.
Компания ребят делает добро без огласки, не требуя благодарности
и всеобщего признания.
Занятие по теме: «Нам жизнь дана на добрые дела. В.П. Катаев
«Цветик-семицветик»» было нацелено на повышение уровня
сформированности духовно-нравственных качеств младших
школьников. Задачей внеурочного занятия было
совершенствование представлений учащихся о такой нравственной
ценности, как доброте. Мы начали с игры, для того, чтобы
пробудить интерес к теме занятия. Для начала учащиеся работали с
таким средством фольклора как скороговорка, для развития дикции
и чёткости речи. Далее школьники повторяли, что такое сказка,
давали ей определение и называли свои любимые русские
народные сказки. На этом этапе большинство учеников были
близки к значению сказки, обосновывая её определение. Затем, с
учащимися прочитали сказку «Цветик-семицветик» и ее обсудили.
Выявили с помощью беседы наиболее важные желания девочки.
Проследили, какие добрые дела она сделала. Составляли кластер со
словом «доброта». Учащиеся без затруднений смогли дать своё
понимание выражению доброта. После проведения занятия мы
отметили значительное понимание определения доброты
учащимися, также мы увидели то, что ребята имеют представление
о данном качестве, могут распознать его в героях сказки и сами
привести примеры проявления добра.
После реализации внеурочных занятий на констатирующем
этапе нами был организован контрольный этап, целью которого
было выявить эффективность проведенной работы. На данном
этапе нами были выявлены результаты, которые показали
положительную динамику, что позволило отметить
эффективность проведенной работы по формированию духовно –
нравственного развития и воспитания младших школьников во
внеурочной деятельности по литературному чтению. Поэтому
очень важно проводить целенаправленную работу в этом
направлении.
Список литературы
1. Бойматова А.Г. Цели и задачи духовно-нравственного
воспитания молодежи // Современная педагогика. — 2016. —
№8. — С. 35-38.
2. Васев Д.В. Чтение как фактор успешного обучения и
социального становления личности // Воспитание
школьников. — 2016. – №10. — С. 18-21.
3. Васильева О.Н. Правило взаимности // Начальная школа. —
2015. — №7. – С. 5-7.
4. Воронова О.А. Уроки духовности // Начальная школа плюс
До и После. 2017. — №1. – С. 29-33.
5. Конеева Г.М. Формирование нравственных основ у
младших школьников // Начальная школа. — 2016. — №5. С.
13- 14.
6. Курмелева Н.А. Духовно-нравственное развитие и
воспитание школьников во внеурочной деятельности по
литературному чтению // Начальная школа. — 2017. — №11.
С. 55-59.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования / М-во образования и
науки РФ.- М.:Просвещение, 2021. – 31 с.