Духовно-нравственное воспитание младших школьников в процессе анализа рассказов на уроках литературного чтения

Автор: Стасюк Виктория Сергеевна

Стасюк Виктория Сергеевна

Статья «Духовно-нравственное воспитание младших школьников в процессе анализа рассказов на уроках литературного чтения»

В современном мире человек живёт и развивается в окружении множества разнообразных источников сильного воздействия как позитивного, так и негативного характера.  Это, в первую очередь, средства массовой коммуникации и информации, неорганизованные события окружающей среды. Все различные источники, тематика источников так или иначе влияют на ребенка, его мысли, ценности, которые преподносятся и воспринимаются ребенком. Именно поэтому духовно-нравственное воспитание в школах является неотъемлемой частью.

В «Целевом разделе» Программы воспитания говорится, что «не менее важным в воспитании обучающихся в образовательной организации является развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».

Для учителей эта тема является не менее важной, так как воспитанные нравственные качества позволяют ученику соблюдать нормы поведения в современном обществе, дают представление о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

В основе художественных произведений и уроков литературного чтения, направленных на духовно-нравственное воспитание, заложен огромный потенциал. Художественная литература позволяет читателю приспосабливаться в различных жизненных обстоятельствах. Это способствует развитию сочувствия и понимания других людей, что является ключевым аспектом духовно-нравственного воспитания. Большинство художественных произведений, изучаемых младшими школьниками, основаны на темах дружбы, любви, добра, милосердия, что может вдохновлять их на добрые поступки и способствовать развитию сострадания и милосердия.

В трудах Г. М. Коджаспировой и А. Ю. Коджаспирова говорится о том, что «воспитание как общественное явление – процесс систематического целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие индивида в целях его подготовки к производственной, общественной и культурной деятельности, становления и развития его как личности на протяжении всей жизни в ходе собственной активности и под влиянием природной, социальной и культурной среды, в том числе и педагогизированной» [2, с.148].

По мнению профессоров Г. М. Коджаспировой и А. Ю. Коджаспирова, духовно-нравственное воспитание определяется как «формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоническое развитие человека» [2, с.131].

В области литературного образования работает множество педагогов, методистов, которые предлагают свою методику работы над художественными произведениями.

В начальном литературном образовании выделяются различные способы организации анализа художественных произведений. Рассмотрим их подробнее.

Е. С. Антонова, автор учебника русского языка с методикой преподавания, выделяет три основных этапа работы над художественным произведением:

1) Первичный синтез. В задачи этого этапа входит целостное восприятие текста, знакомство с ним, а затем задаются вопросы для выяснения эмоционального воздействия произведения на учащихся.

2) Анализ. В задачи этого этапа входит установление причинно-следственных связей в развитии сюжета, выяснение мотивов поведения действующих лиц и обнаружение их ведущих черт. Дети (под руководством учителя) двигаются по композиции произведения, постепенно осваивая его структуру.

3) Вторичный синтез. Содержанием работы на данном этапе становится обобщение существенных черт действующих лиц, сопоставление героев и их оценка, оценка художественного произведения как источника познания окружающей действительности произведения искусства (что узнали нового, чему учит произведение и т.д.) [1, с.153].

В научных трудах М. П. Воюшиной выделяется множество разнообразных методов и приёмов анализа рассказов. Одним из таких приёмов является композиционный анализ, охватывающий произведение от начала и до конца. По мнению литературоведа, необходимым условием организации композиционного анализа на уроке является учет род-жанровой специфики произведения. Жанр «рассказ» может содержать в себе повествование лишь об одном событии. Этим обусловлены специфические черты композиции: время и место действия ограничены; конфликт чаще всего носит межличностный или внутриличностный характер. Как правило, рассказы невелики по объему, что позволяет произвести более глубокий анализ произведения. Прием составления рассказа от лица героя предполагает переосмысление изображенных событий в соответствии с точкой зрения избранного персонажа. По мнению автора, данный прием эффективен в тех случаях, когда автор вводит в произведение рассказчика [3, с.117].

При организации анализа рассказов используется приём составления «палитры» настроения героев и автора, который призван помочь обучающимся разграничить в своем сознании позиции автора и героя произведения, особенно если историю рассказывает герой или в повествовательном тексте через несобственно-прямую речь передается точка зрения героя. М. П. Воюшина предлагает такой приём как словесное рисование, предполагающий описание слов с помощью читательского образа, то есть того образа, который возник в воображении ребенка на основе прочитанного текста. Данный приём является эффективным и позволяет читателю конкретизировать возникший образ, фиксирует внимание школьника на деталях рассказа, а также развивает воображение [3, с.118-120].

Приведём пример урока, направленного на формирование духовно-нравственных ориентиров.

Урок по теме «Ю. Ермолаев «Проговорился».

Цель данного урока: создать условия для формирования знаний о жизни и творчестве Ю. Ермолаева, умений читать произведение по ролям и придумывать продолжение рассказа.

Для урока сформулированы воспитательные задачи:

  воспитывать уважительное и доброжелательное отношение к родным и всем людям;

  создать условия для формирования познавательного интереса к урокам литературного чтения.

Урок литературного чтения направлен на реализацию следующих личностных результатов:

— освоение опыта человеческих взаимоотношений, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным и другим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания;

осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;

потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.

На этапе «Открытия нового знания» было прочитано произведение. После первичного чтения учителем были заданы вопросы по тексту произведения. В процессе ответов на вопросы у обучающихся возникали сложности, касающиеся полных ответов на вопросы. Мы старались вырабатывать на уроках литературного чтения умение давать полные ответы на вопросы. Рассказ является небольшим по объему, поэтому было организовано целостное чтение. Учитывая небольшой объем художественного произведения, мы использовали композиционный анализ и его частный прием «составление плана» (эмоционального плана). При составлении эмоционального плана внимание ребенка переходит от наблюдения за внешними событиями к внутреннему миру героя. На данном этапе учитель организовала работу, связанную с характеристикой главного героя, а затем обучающиеся при помощи учителя проанализировали эмоции героя и поступок, который совершился в этом произведении. Далее в форме таблицы был составлен логический план (действия, которые происходили в произведении) и эмоциональный план (чувства, эмоции, которые испытывали главные герои в каждом из происходящих действий). Обучающимися было выделено такое положительное нравственное качество человека как вежливость и воспитанность. Учителем совместно с обучающимися было дано определение этим качествам, а также обучающиеся привели примеры проявления вежливости и воспитанности, а также свои собственные примеры из жизни.

Далее осуществился следующий этап изучения текста – вторичное чтение, где обучающиеся прочитали текст произведения по цепочке, а затем по ролям. Перед чтением обучающимися по ролям мы вместе с ними определили, с какой интонацией будет читать тот или иной обучающийся за определенного героя произведения и обосновали свой выбор. В процессе чтения текста произведения нами давались рекомендации по чтению и выразительности. После повторного чтения обучающиеся попытались определить тему и главную мысль произведения. На этапе самостоятельной работы обучающимся было предложено задание над продумыванием продолжения альтернативной концовки рассказа, а впоследствии зарисовкой этого сюжета (прием – творческий пересказ). На этом этапе у обучающихся возникали сложности, связанные с зарисовкой сюжета альтернативной концовки произведения. Мы решали эту задачу тем, что учитель предложила представить эти действия и попробовать зарисовать. Обучающимся было предложено дорисовать работу и представить на следующем уроке вместе с рассказом концовки произведения.

Мы считаем, что определенные нами личностные результаты смогли реализоваться на уроке в процессе чтения, составления двух видов плана- логического и эмоционального, анализа рассказа при помощи вопросов, а также приведении примера из жизни и анализа поступков героев произведения, зарисовке альтернативной положительной концовки произведения.

Ниже представлены диагностики, которые эффективно можно использовать в области духовно-нравственного воспитания.

 

Диагностика «Закончи историю»

Автор: Р. Р. Калинин

Цель: изучение осознания младшими школьниками нравственных норм, умения осуществлять элементарный нравственно-психологический анализ ситуации

Возраст: обучающиеся младшего школьного возраста (7-10 лет)

Оборудование: подобранные истории для проведения диагностики

Форма проведения: индивидуальная, групповая

Инструкция: сейчас я буду читать тебе по одной истории, а тебе необходимо сказать, как бы ты поступил в этой ситуации и ответить на вопросы.

Исследование проводится в течение 20 минут, учитель дает время подумать над ответами.

История 1.

У девочки из корзинки на дорогу рассыпались игрушки. Рядом стоял мальчик. Он подошел к девочке и сказал… Что сказал мальчик? Почему? Как поступил мальчик? Почему?

После первой истории ребенку задаются вопросы: «Как ты думаешь, какое настроение было сначала у девочки? Почему? А потом оно изменилось? Почему?»

История 2.

Дети строили город. Оля не хотела играть, она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробку. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила… Что ответила Оля? Почему? Как поступила Оля? Почему?

Данная диагностика оценивается бальной системой следующим образом:

0 баллов — ребенок не может оценить поступки детей.

1 балл — ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.

2 балла — ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.

3 балла — ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.

 

Диагностика ««Незаконченные предложения»

Автор: Н. Е. Богуславская

Цель: исследование эмоционального компонента нравственного развития

Возраст: обучающиеся младшего школьного возраста (8-10 лет)

Форма проведения: индивидуальная

Инструкция: я предлагаю тебе бланк теста с предложениями, которые тебе необходимо закончить несколькими словами

Предложения:

Когда я вижу, что кто-то из ребят попал в беду, то я…

      Если кто-то надо мной смеется, то я…

      Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я…

      Когда меня постоянно перебивают, то я…

      Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я…

      Когда в моем присутствии обижают человека, то…

Обработка результатов:

0 баллов  — ребенок не имеет четких нравственных ориентиров, неправильно объясняет поступки. Отношение к нравственным нормам неустойчивое, эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

1 балл —  нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремится или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако, отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.

2 балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам еще недостаточно устойчивое.

3 балла – ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам устойчивое.

На сегодняшний день проблема духовно-нравственного воспитания младших школьников в процессе анализа художественных произведений является не менее важной, так как воспитанные нравственные качества позволяют ученику соблюдать нормы поведения в современном обществе, дают представление о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей. Все это мы можем формировать на уроках литературного чтения.

Список использованных источников:

1.     Антонова, Е. С. Русский язык с методикой преподавания: учеб.пособие для студ.учреждений сред.проф.образования / Е. С. Антонова, Т. И. Воителева. – М.: Академия, 2018. – 368 с. – Текст: непосредственный.

2.     Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь: Для студ.высш. и сред. пед. учеб.заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – М.: Академия, 2016. – 176 с. – Текст: непосредственный.

3.     Методика обучения литературе в начальной школе: учебник для студ.высш.учеб.заведений / М. П. Воюшина, С. А. Кислинская, Е. В. Лебедева, И. Р. Николаева; под ред. М. П. Воюшиной. – М.: Академия, 2014. – 288 с. – Текст: непосредственный.

×
×