Автор: Кудря Татьяна Сергеевна
Духовно-нравственное воспитание на основе православной культуры в рамках урочной деятельности
Один мудрец задал окружающим три вопроса: «Какое дело у человека самое важное? Какое время у человека самое важное? Кто из людей для нас самый важный?» Люди отвечали по-разному. Тогда мудрец сказал им: «Самое важное для нас в жизни дело то, которое мы сейчас делаем. Самое важное время – тот момент, в котором мы живем. Самый важный для нас в жизни человек тот, с которым мы сейчас имеем дело». Рядом с нами находятся наши дети, поэтому они – самые важные для нас люди. Мы живем ради детей, ради того, чтобы все хорошее и светлое, что есть в нас самих, вложить в сына или дочь. Через 5-10 лет у руля государства встанут те, кто сегодня сидит за школьными партами. Станут они расточителями, потребителями и нигилистами или будут истинными патриотами своей страны, духовно-нравственными людьми, знающими и любящими свое Отечество, дорожившими традициями, радеющими о процветании Родины…это зависит от нас. Безусловно, современному школьнику трудно разобраться в жизни. Родителям зачастую некогда, и тут «на помощь» приходят СМИ, которые формируют образец поведения: индивидуализм, следование принципу « бери от жизни все». Патриотические, нравственные и культурные ценности отодвинуты на периферию внутреннего мира, на смену им пришли другие ценности, не соответствующие образцам и требованиям высокой культуры, морали, права, патриотизма и религии. Получили широкое распространение цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству, снизилась духовно-патриотическая устойчивость человека, его способность к выживаемости, творчеству, культурному обустройству собственной жизни. Во многом утрачено чувство ответственности и долга перед родителями, семьёй, коллективом, обществом, Отечеством. У молодого поколения в настоящее время утрачен главный фактор развития личности — воспитание духа. Все это вызывает беспокойство за будущее России.
Наши дети растут в то время, когда снижается культурный и духовно – нравственный уровень подрастающего поколения, процветает невежество, равнодушие к дальнейшей судьбе Отечества, когда складывается ограниченное, схематическое представление о богатейшем наследии собственного народа. Обучающиеся не знают истоков своей культуры, языком общения становится язык сленга. Все это ведет к духовному обнищанию, к культурной деградации личности и общества.
Главным средством восстановления духовного, нравственного и интеллектуального потенциала подрастающего поколения является возрождение системы духовно – нравственного воспитания.
В этих условиях на школу и учителя ложится задача формирования у учащихся гражданской ответственности, духовности и культуры. Важным инструментом в руках учителя становится предметное содержание учебно-методических комплектов, программ дополнительного образования.
УМК «Школа России», по которой мы работаем не первый год, дает богатый материал для изучения русской классической литературы и истории, русских культурных традиций.
Формированию духовного облика будущего гражданина способствует и курс «Историческое краеведение». Целью программы является воспитание у ребёнка нравственных христианских ценностей, любви к русской культуре, истории, народным традициям. В нашей гимназия данная работа осуществляется в рамках урочной деятельности.
Занятия данной направленности дают младшим школьникам твердые представления о добре и зле, правде и лжи, грехе и добродетели, об ответственности за свои поступки. Учащиеся знакомятся с устройством храма, с православными праздниками и их историей, рассматривают иконы, читают библейские сказания, с удовольствием обсуждают прочитанное со своими друзьями, изучают Саратовский край, посещают музеи г. Саратова.
Немалую помощь оказывают родители. Совместно с детьми они собирают необходимую информацию, помогают в выполнении творческих заданий и проектов.
Во время занятий используются не только традиционные книжные выставки, но и новые информационные технологии – электронные презентации, видеопросмотры.
Занятия на уроках «Историческое краеведение» помогают детям ответить на многие интересующие их вопросы, увлекая их в мир новых знаний, добрых чувств, духовно – нравственного здоровья.
Данное направление в работе гимназии является приоритетным, так как мы убеждены, что главная цель педагогической деятельности учителя в условиях глубокого социокультурного кризиса — обучение и воспитание духовно богатой, творчески мыслящей, ответственной личности на основе традиционной для русского народа православной культуры.
Важно осуществлять работу по формированию духовно-нравственных ценностей в начальных классах, так как оттого, что ребёнок увидит и услышит в детстве, зависит формирование его сознания к миру. Благодаря изучению православных ценностей, дети глубже познают мир, в котором жили и творили предыдущие поколения, гордятся своей историей, своим народом, осознают себя его частичкой. Через это учатся любить и беречь свою землю, а в дальнейшем и защищать.
Большое внимание в вопросах духовно — нравственного воспитания отводится налаживанию тесного сотрудничества с родителями обучающихся. Важность семьи в нашей стране всегда была неоспорима как для каждого человека, так и для государства. Семья есть первая школа, где воспитываются добрые характеры. Семья есть основа, корень общественного благополучия. Семья является малой домашней церковью.
Родители помогают не только советом, информацией. В рамках работы курса выполнялись творческие проекты «Храмы и церкви Саратова», «Обрядовые праздники, национальная одежда, предметы быта коренных жителей области»; участвовали в VII региональном конкурсе поэзии и весеннего творчества Н.Е. Палькина «Мне дорога земля моя, Россия!»; посещали храмы и музеи.
При организации духовно-нравственного обучения и воспитания важно, чтобы дети и их родители ощутили добрую искреннюю тональность, настраивающую душу на вечные христианские истины: любовь, правду, милосердие. Только тогда обучающиеся и их родители не будут безразличны, а тем более агрессивны к проповедуемым православным ценностям, когда увидят в преподавателе надёжного друга и помощника, любящего преподаваемые ценности.
Закончить своё выступление хочется словами святого праведного Алексея Московского: «Ребёнок, знакомый с Господом чуть ли не с колыбели, может с большей смелостью и уверенностью отправиться в жизненный путь, нежели ребёнок, не знавший Господа в детстве. В душе религиозно воспитанного человека зло торжествовать не может, и, хотя бы в будущем он и уклонится от правого пути, рано или поздно семена истины в нём заботливой любовью родителей, разбудят от сна греховного и приведут к утерянному эдему».