Автор: Гюнтер Вероника Дмитриевна
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ПРИОРИТЕТ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ
В. Д. Гюнтер1, А.А. Филобок2
V. D. Gunter, A.A. Filobok
1студент направления подготовки 05.04.02 География
2доцент кафедры экономической, социальной и политической географии
Кубанский государственный университет, г. Краснодар
Аннотация. Статья рассказывает об одной из важнейших составляющих национальной безопасности Российской Федерации – экологической безопасности. Приведены разъяснения, почему от экологического состояния зависит благополучие государства. Раскрыты основные проблемы экологии страны, уровни их опасности и методы борьбы с ними.
Ключевые слова: национальная безопасность, экологическая безопасность, природопользование, загрязнение, устойчивое развитие, уровни безопасности.
ENVIRONMENTAL SAFETY AS A PRIORITY OF THE NATIONAL SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION
V. D. Gunter1, A.A. Filobok2
1student of the field of study 05.04.02 Geography
2docent of the Department of Economic, Social and Political Geography
Kuban State University, Krasnodar
Annotation. The article tells about one of the most important components of the national security of the Russian Federation – environmental safety. Explanations are given as to why the welfare of the state depends on the ecological state. The main problems of the country’s ecology, their danger levels and methods of combating them are revealed.
Keywords: national security, environmental safety, environmental management, pollution, sustainable development, security levels.
Введение. Основополагающие нормы в сфере природопользования и охраны окружающей среды закреплены в Конституции Российской Федерации. Там говорится, что обязанностью каждого гражданина является охрана природы и окружающей среды, бережное отношение к природным богатствам. Одновременно основной закон гарантирует право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, на возмещение ущерба, нанесённого здоровью и имуществу экологическими правонарушениями. В нем закреплено, что земли и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизнедеятельности народов, проживающих на соответствующей территории, допускается частная собственность на землю и прочие природные ресурсы.
Основным комплексным законодательным актом, регулирующим социальные отношения в сфере всей природной среды и определяющим государственную стратегию в этом направлении, является Закон «Об охране окружающей среды». В основе этого Закона лежит охрана жизни и здоровья человека от неблагоприятного воздействия окружающей среды, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. В нем закреплены полномочия представительных и исполнительных органов всех уровней, органов экологического контроля в области охраны окружающей природной среды. В законе закреплен принцип научно-обоснованного сочетания экологических и экономических интересов. Закон установил экологические требования к хозяйственным, военным, оборонным и иным объектам.
Цель eq
негативное исследования: раскрыть суть экологической безопасности как приоритет национальной безопасности РФ.
eq крупные Материалы и методы eq отсутствует исследования:
В eq воздушного целях исследования eq
заправочных была eq
лишь проведена работа с eq
дальнейшее бумажными и eq
решения электронными источниками eq
средств информации, с eq
помощью полным списком eq
транспорт которых eq
связей можно ознакомиться в eq
решения библиографическом eq
общего списке. Методы eq
такой исследования: eq
результаты сравнительный, описательный, eq
решения анализ, eq
комплекс синтез, обобщение.
eq транспортная Результаты eq
воздействием исследования:
Масштабы и тенденции экологических правонарушений, оказывают все более разрушительное влияние на состояние среды обитания и общественной безопасности России. Поэтому вступивший в силу с 1 января 1997 г. Уголовный кодекс Российской Федерации впервые в истории уголовного законодательства нашей страны содержит самостоятельную 26 Главу «Экологические преступления», что служит одной из гарантий обеспечения предусмотренного Конституцией РФ права каждого на благоприятную окружающую среду[1]. К числу экологических преступлений были отнесены такие общественно опасные деяния, которые посягают на экологический правопорядок и экологическую безопасность общества. Кроме данной главы УК РФ содержит и ряд статей, имеющих экологическую сферу как дополнительный объект, в других главах Особенной части УК РФ. Например, ст. 358 УК с совершенно новым составом «экоцид», где основным объектам является «Преступления против мира и человечества». Однако отсутствует состав «экологический терроризм», что является, на наш взгляд, существенным недостатком и требует доработки.
Глава «экологические преступления» помещена законодателями в раздел IX «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка». Подобное решение обусловлено тем, что родовым объектом экологических преступлений является общественная безопасность в широком смысле слова. В состав общественной безопасности входит экологическая безопасность, предполагающая сохранение благоприятных: для человека и иных живых существ природной среды, а равно рациональное (без причинения трудновосполнимого ущерба) использование природных ресурсов[2].
Вместе с тем, в экологическом праве существуют различные мнения по поводу родового и видового объектов экологических преступлений. Так профессор Лопашенко Н. А. считает, что экологическая безопасность является видовым объектом экологических преступлений[5]. Видовым объектом, по мнению А. П. Чугаева, выступают общественные отношения по рациональному использованию и охране природных ресурсов. Он также признает родовым объектом анализируемых преступлений общественную безопасность, здоровье населения, благоприятную ОПС[7]. Ляпунов Ю. И. считает родовым объектом экологических преступлений специфическую группу однородных комплексных общественных отношений[6]. Составным элементом этой общности является и экологический правопорядок. Здесь следует, скорее всего, согласиться с мнением Лопашенко Н. А., что все выше приводимые компоненты объекта экологических преступлений укладываются в понятие экологической безопасности.
В процессе формирования этой главы УК РФ была разработана система уголовно-правовых норм, обеспечивающих всестороннюю защиту окружающей природной среды от наиболее опасных посягательств. При этом, действующий УК РФ отражает принципиально новые взгляды на охрану природы. По прежнему УК природные ресурсы рассматривались прежде всего с позиций охраны сырьевой базы хозяйствования. Соответственно большинство «экологических» статей предусматривали ответственность за преступления, связанные с незаконным захватом и разбазариванием природных богатств. В нынешнем уголовном законодательстве число подобных норм сократилось в три раза: природа оценивается, главным образом, как фактор биологического комфорта и жизнедеятельности человека. Указанная трансформация законодательных приоритетов не привела к изменению правоохранительной практики: уголовно-правовыми методами борьба ведется в основном с браконьерством и незаконной порубкой деревьев. Загрязнение, разрушение природной среды наиболее болезненно сказывается на человеческом самочувствии, но как и прежде, не находит адекватного реагирования.
Получили широкое распространение такие виды опасных деяний, как: разработка не возобновляемых природных ресурсов с нарушением законодательства о недропользовании; ввоз в Россию и захоронение опасных токсичных отходов; вывоз стратегически важных сырьевых запасов; трансграничное перемещение ядерных расщепляющихся материалов, радиоактивных веществ и источников ионизирующего излучения; экспорт и импорт озоноразрушающих веществ; незаконный ввоз в Россию и вывоз из страны редких и исчезающих видов дикой флоры и фауны.
При этом перемещению, как правило, придается законный вид (в качестве полуфабрикатов, сырья, лома металлов; «ввоза отходов», которые подлежат захоронению на территории России на законных основаниях).
Вызывает беспокойство увеличение числа экологических преступлений на особо охраняемых природных территориях, что может привести к уничтожению генофонда животных и растений. В проблему национального характера превратилось браконьерство в территориальных морях Дальнего
Востока, на крупных реках России и в Северном Каспии.
Глава «Экологические преступления» УК РФ объединяет 17 статей, предусматривающих ответственность за посягательства на окружающую природную среду в целом и за специальные экологические преступления (посягают на отдельные объекты: компоненты, составные части природы)[2].
Автор учебника «Экологическое право» доктор юридических наук, профессор Ерофеев Б. В. предлагает все эти составы классифицировать в зависимости от непосредственного объекта посягательства:
— нарушения действующих правил в области экологопользования.
— порча основных природных компонентов – вод, воздуха, земли и др.
— преступления, посягающие на общественные отношения в сфере охран
фауны.
— преступления, посягающие на общественные отношения в сфере охраны
флоры[4].
Обратим внимание, что существует три уровня экологической безопасности:
— глобальный,
— региональный,
— локальный.
Следует рассмотреть подробно уровни экологической безопасности. Глобальный уровень отслеживает процессы состояния оболочки Земли в целом. Эффект такого глобального контроля – это управление, восстановление и сохранение естественного, натурального, неотъемлемого механизма окружающей среды.
Региональный уровень рассматривает огромные географические либо экономические территории. Управление и, безусловно, контроль обеспечивается правительством государства.
Локальный уровень охватывает города, районы, предприятия металлургии, химической, нефтеперерабатывающей, горнодобывающей промышленности и оборонного комплекса, а также наблюдением за контролем выбросов, сбросов, стоков. Управление экологической безопасностью исполняется на уровне администрации города, района, предприятия с привлечением определенных служб, ответственных за состояние окружающей среды.
Интересно отметить, что на данный момент экологический кризис в Российской Федерации есть та другая, обратная сторона научно-технического прогресса, который характеризуется увеличением темпов заболеваемости населения, снижением продолжительности жизни и рождаемости[3].
Причинами неблагоприятной экологической обстановки во многих регионах России можно считать:
— ежегодно увеличивающийся рост количества вредных промышленных и бытовых отходов;
— нерациональное ведение лесного хозяйства и землепользования;
— выброс в атмосферу и сброс в водоемы вредных веществ;
— радиационное и химическое загрязнение ряда территорий,
— негативные последствия гонки вооружений (уничтожение химического оружия, проблемы с утилизацией оружейного плутония, радиоактивные отходы из отслуживших свой срок подводных лодок, и др.);
— остаточный принцип финансирования природоохранных мероприятий;
несовершенство экологического законодательства;
— бездействие властных структур всех уровней в деле охраны окружающей среды;
— другие техногенные воздействия на природу.
Выделим следующие основные направления деятельности, обеспечивающие экологическую безопасность регионов:
— экологически доказанное размещение производительных сил;
безопасное развитие сфер производства: промышленности, транспорта, сельского хозяйства, энергетики и т. п.;
— рациональное, обоснованное использование природных ресурсов;
предупреждение противоречий, которые могут возникнуть между сохранением экологического равновесия и развитием производительных сил в экологически неблагоприятных регионах Российской Федерации;
— восстановление и сохранение уникальных, исключительных комплексов природы при решении территориальных проблем;
— предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций;
— совершенствование управления в области охраны окружающей природной среды.
Таким образом, обеспечение экологической безопасности есть одно из важных, ключевых условий стабильного развития государства. Экология представляет собой прочно, надежно взаимосвязанную систему. В ней нет никаких лишних элементов. Если возникает дисбаланс на уровне атмосферы, то стоит ожидать ухудшение качества природной среды. Задача человека – воплощать в жизнь конкретные мероприятия по оздоровлению, улучшению экологической обстановки, ведь от этого напрямую зависит его нормальная жизнедеятельность на планете Земля.
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации: (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2020. –№ 31. – Ст. 4398.
2. Российская Федерация. Законы. Уголовный кодекс Российской Федерации. — 15-е изд. — Москва : Ось-89, 2005. — 175, [1] с.; 20 см. — (Кодекс).; ISBN 5-98534-223-9 : 5000
3. Беляева Г.С., Брицкая Н.Б. К вопросу о различных подходах к определению экологической безопасности // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2023. – № 1-1 (76). – С. 79-81.
4. Ерофеев, Б.В. Экологическое право России. Общая часть : учебник для вузов / Б. В. Ерофеев ; под научной редакцией Л. Б. Братковской. — 27-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 230 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-18709-0.
5. Лопашенко, Н. А. Преступления в сфере экономики : учебник для вузов / Н. А. Лопашенко, М. И. Третьяк ; ответственные редакторы А. В. Наумов, А. Г. Кибальник. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 135 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-18587-4.
6. Ляпунов, Ю. И. Основные теоретические проблемы уголовно-правовой охраны природы в СССР : диссертация … доктора юридических наук : 12.00.08. — Москва, 1974. — 410 с.
7. Чугаев, В. А. Экологические преступления, связанные с причинением смерти или вреда здоровью человека диссертация, 12.00.08, кандидат юридических наук – Краснодар, 2003. – 202 с.