экологическая культура школьников

Автор: Леонтьева Лилия Васильевна

Народы и государства планеты Земля со всей очевидностью начинают осознавать: стихийно и бесконтрольно использовать ее природные ресурсы. Сбываются пророческие слова фридрих Энгельса, который еще в прошлом веке пытался предостеречь: «Не будем, однако, слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит» [19].

         Важнейший аспект в решении вопроса сохранения природных ресурсов Земли – образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение.

        Анализ научной литературы по теме исследования позволяет сделать вывод о том, что,  несмотря на существенные шаги по решению проблемы экологического воспитания школьников, отдельные аспекты воспитания экологической культуры у детей школьного возраста не достаточно разработаны в теории педагогики.

                 Экологическое воспитание как новое направление школьной педагогики нуждается в специальных исследованиях, которые могут доказать состоятельность нового подхода в ознакомлении детей с природой.

          Чтобы правильно понять смысл выбранной темы доклада определимся с понятием, что такое экология.

        В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова «экология — наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде» [63]

        В переводе с греческого языка «экология» — это наука о доме, жилище («ойкос» — дом, «логос» — наука). Возникнув еще в прошлом веке как часть зоологии, экология определялась как наука о взаимоотношениях живых организмах с окружающей средой и друг с другом. Сейчас это направление называется биологической или классической экологией.

        Одной из важнейших задач обучения и воспитания детей школьного возраста является формирование их способностей, т. е. психических качеств, необходимых для овладения разными видами деятельности и их успешного выполнения. Среди многих видов способностей значительное место занимают познавательные.

Д.Б. Годовиковой  были выделены три уровня сформированности любознательности, которые одновременно можно рассматривать и как стадии ее развития в дошкольном детстве.

Для первого уровня, достаточного, по мнению автора, для ребенка 3 лет,. На этом уровне ребенок может не заметить «загадочных» свойств предмета, если он не обладает внешней привлекательностью. Второй уровень, преобладающий у детей 4-5 лет, выражается наличием интереса к более широкому кругу предметов, их свойствам, тягой ко всему новому, неизвестному; появляется стремление к разрешению возникающей проблемы, однако в этом возрасте ребенок еще нуждается в организации поиска нужных ему знаний со стороны взрослого. Третьему уровню – самому высокому и самому распространенному у дошкольников 6 лет – присущи устойчивость внимания, направленного на внутренние свойства вещей, стремление к самостоятельному решению необычной проблемы.

       По мнению Г. Ляминой, первичной формой проявления познавательного интереса и одновременно первым его уровнем является любопытство, реакция на непривычное, на измененную обстановку. На следующей отмечается эпизодически возникающее стремление к познанию нового. Наивысшей степени проявления познавательного интереса, возможной у старших дошкольников, свойственно постоянное стремление к умственной деятельности. .

         А.И. Сорокина  считает, что познавательные интересы детей становятся тем полнее, чем содержательнее их деятельность, чем естественнее связь слова и дела. Развитие творческой мысли, ее воплощение в практическое дело осуществляется не на одном занятии, а в самом процессе формирования интересов на основе обогащения знаний, в системе обучающего воздействия воспитателя, в результате деятельности детей.    

×
×