Автор: Зайцева Любовь Олеговна
Работа по воспитанию экологической культуры в детском саду начинается с первых дней пребывания малыша, то есть в группе раннего возраста (третий год жизни). В этот возрастной период она преследует такие образовательные задачи:
Сформировать у ребёнка первичные представления о неживой природе:
· об объектах (солнце, небе, земле, воде, песке, камнях и т. д.), их проявлениях в естественных условиях (вода в реке, сосульки, ручьи), в быту (вода для умывания, питья, приготовления еды);
· о явлениях (таких как снегопад, дождь);
· о связи изменений в природе с жизнью людей (когда идёт дождь, следует одеваться теплее, надевать непромокаемую обувь; когда тепло и солнечно, можно долго гулять, но нужно надеть панаму; в зимние морозы люди ходят в шапках, шубах и пальто, а дети катаются на санках).
Дать элементарные знания о живой природе по таким направлениям:
· растения (учить различать деревья и траву, цветы, овощи и фрукты);
· грибы (съедобные и опасные — но эта тема больше изучается в средней группе);
· животные, обитающие рядом с человеком, и их детёныши (кошка, котёнок, собака, щенок, корова, телёнок, лошадь, жеребёнок, курица, петух, цыплёнок, утка, утёнок и др.);
· лесные звери (лисица, заяц, медведь, волк, белка и др.);
· птицы (воробей, синица, дятел, ворона и др.).
Изучать времена года и сезонные явления:
· осенью становится холоднее, чаще идёт дождь, листья на деревьях желтеют и опадают;
· зимой бывает снегопад и мороз;
· весной теплеет, ярче светит солнышко, снег тает, текут ручейки, растут трава и первые цветы, на ветвях деревьев набухают почки, поют птицы, появляются насекомые;
· летом становится жарко, много цветов, летают бабочки.
Практические проявления освоенных знаний к концу учебного года: ребёнок узнаёт домашних и диких животных: в игрушке, в естественной среде (вживую), на изображении (фото), на картинке (рисунок); в природной среде может показать, где солнце, небо, дерево, цветок.
Воспитательные задачи:
· Воспитывать бережное отношение к природе во всех её доступных пониманию ребёнка проявлениях;
· Учить замечать и ценить красоту природы (Эта ромашка такая красивая, белая, с золотистой серединкой. Её не надо срывать, пусть полюбуются и другие ребята);
· Учить радоваться природным явлениям, принимать активное участие в зимних забавах, играх с природным материалом (особенно с водой и песком);
· Воспитывать умение взаимодействовать с природой, не нанося ей при этом вред (наблюдать за животными, не пугая и не трогая их, собирать для игр опавшие веточки, каштаны, листья);
· Закладывать основы бережного отношения к природным ресурсам (не разливать воду, ценить хлеб и овощи);
· Пробуждать интерес к уходу за растениями и животными, поддерживать желание выполнять и имитировать такие действия.
Даже двух-трёхлетнему малышу будет легко изучать и осваивать новые знания и навыки, если они будут поданы в игровой форме.