Экологическое воспитание детей раннего возраста

Автор: Зайцева Любовь Олеговна

Работа по воспитанию экологической культуры в детском саду начинается с первых дней пребывания малыша, то есть в группе раннего возраста (третий год жизни). В этот возрастной период она преследует такие образовательные задачи:

Сформировать у ребёнка первичные представления о неживой природе:

·       об объектах (солнце, небе, земле, воде, песке, камнях и т. д.), их проявлениях в естественных условиях (вода в реке, сосульки, ручьи), в быту (вода для умывания, питья, приготовления еды);

·       о явлениях (таких как снегопад, дождь);

·       о связи изменений в природе с жизнью людей (когда идёт дождь, следует одеваться теплее, надевать непромокаемую обувь; когда тепло и солнечно, можно долго гулять, но нужно надеть панаму; в зимние морозы люди ходят в шапках, шубах и пальто, а дети катаются на санках).

Дать элементарные знания о живой природе по таким направлениям:

·       растения (учить различать деревья и траву, цветы, овощи и фрукты);

·       грибы (съедобные и опасные — но эта тема больше изучается в средней группе);

·       животные, обитающие рядом с человеком, и их детёныши (кошка, котёнок, собака, щенок, корова, телёнок, лошадь, жеребёнок, курица, петух, цыплёнок, утка, утёнок и др.);

·       лесные звери (лисица, заяц, медведь, волк, белка и др.);

·       птицы (воробей, синица, дятел, ворона и др.).

Изучать времена года и сезонные явления:

·       осенью становится холоднее, чаще идёт дождь, листья на деревьях желтеют и опадают;

·       зимой бывает снегопад и мороз;

·       весной теплеет, ярче светит солнышко, снег тает, текут ручейки, растут трава и первые цветы, на ветвях деревьев набухают почки, поют птицы, появляются насекомые;

·       летом становится жарко, много цветов, летают бабочки.

Практические проявления освоенных знаний к концу учебного года: ребёнок узнаёт домашних и диких животных: в игрушке, в естественной среде (вживую), на изображении (фото), на картинке (рисунок); в природной среде может показать, где солнце, небо, дерево, цветок.

Воспитательные задачи:

·       Воспитывать бережное отношение к природе во всех её доступных пониманию ребёнка проявлениях;

·       Учить замечать и ценить красоту природы (Эта ромашка такая красивая, белая, с золотистой серединкой. Её не надо срывать, пусть полюбуются и другие ребята);

·       Учить радоваться природным явлениям, принимать активное участие в зимних забавах, играх с природным материалом (особенно с водой и песком);

·       Воспитывать умение взаимодействовать с природой, не нанося ей при этом вред (наблюдать за животными, не пугая и не трогая их, собирать для игр опавшие веточки, каштаны, листья);

·       Закладывать основы бережного отношения к природным ресурсам (не разливать воду, ценить хлеб и овощи);

·       Пробуждать интерес к уходу за растениями и животными, поддерживать желание выполнять и имитировать такие действия.

 

Даже двух-трёхлетнему малышу будет легко изучать и осваивать новые знания и навыки, если они будут поданы в игровой форме.

×
×