Автор: Вероника Евгеньевна Федорова
Увеличивающиеся глобальные экологические проблемы заставляют специалистов искать эффективные способы сохранения всей целостности нашей планеты, требуется изучение средств развития у населения нашей голубой планеты экологического правильного осознания жизни. Поэтому экологическое воспитание является одной из актуальных проблем нашего современного общества. Под экологическим образованием и воспитанием понимается самое распространенное качественное средство для улучшения всего экологического пространства, поэтому, чтобы достичь положительных результатов надо провести разностороннюю, распланированную систему работы.
Проблема формирования экологической культуры в России, стала занимать важное место в педагогике и требует всестороннего рассмотрения и изучения не только на теоретическом уровне, но и на уровне практической работы с детьми.
Экологическое воспитание дошкольников направленно на формирование положительного и бережного отношения к окружающей среде. В любое время года человек, проходя полем или лесом и изучая следы зверя, увидит, как интересно меняется окружающий мир. Леса, реки, луга с разнообразием растений и животных — наше богатство. Его надо беречь. Известно, что к использованию естественных богатств следует подходить с особой осторожностью. Много времени надо, чтобы срубить самое толстое дерево, а вот вырастить его надо много десятков лет. Но в
последнее время бесконтрольная вырубка лесов, сжигание сухой травы на
необработанных полях, приведут нас к ужасным последствиям, которые мы даже представить не можем. Есть маленькая надежда на то, что, если сейчас сможем воспитать детей с уверенной жизненной позицией защиты природы от вероломного вторжения, то есть шанс, что они спасут нашу голубую планету. Особенность детей бескорыстная способность отдавать безмерно всему живому свою доброту. В этом будет заключаться сформированость у детей основных показателей развития экологической культуры, данная способность должна развиться у детей на всю жизнь. Частью общей культуры человека, является экологическая культура.
направленная на гармоничное сосуществование человеческого общества и
окружающего природного мира. Воспитательный экологический процесс старших дошкольников – это непрерывная деятельность развития личности детей, который формирует у них наличие экологической культуры:
1)знаний о природных объектах и их взаимосвязей между ними;
2) бережных отношений к природным объектам;
3) эмоциональной отзывчивости к живой природе;
4) умений познавать особенности окружающего мира.
Нам известно, что игра является главным видом деятельности детей, с помощью игровых действий у детей обучающий материал усваивается и лучше запоминается.
Основной целью применения игровой деятельности
в экологическом воспитании дошкольников является формирование у детей систематизации взглядов на природные объекты и ответственного
отношения к окружающей среде и расширение кругозора детей. С помощь игровой деятельности, направленной на экологическое воспитание, решаются развивающие и образовательные задачи:
1) углублять и расширять у детей экологические знания;
2) формировать экологические, познавательные,
поведенческие навыки и умения.
3) воспитывать у детей чувство бережного отношения к
природным объектам.
В настоящее время развивается методика формирования
экологической культуры старших детей: составляются программы и применяются различные методические приемы.
Вопрос взаимосвязи детской игры с развитием и изучением знаний о природных объектах, довольно малоизученный в научных трудах, можно предположить, что включение разнообразных средств игровой деятельности в процесс обучения позволит сформировать у старших дошкольников представление об окружающем мире, станет эффективным средством экологического воспитания, научит детей бережному отношению к природе.
Экологическое обучение и воспитание средствами игровой деятельности является самым результативным и естественным: здесь и
фантазия, и самостоятельный поиск ответов, и новый взгляд на известные
факты и явления, пополнение и расширение знаний. Эмоциональный контакт общения с природой для активизации бережного умения обращения с природой формируется средствами игровой деятельности. Формирование правильной экологической культуры дошкольников, будет являться проблемой нашего исследования, так как в дошкольный период закладываются основы развития целостной личности.
У детей происходит начальное выделение себя из окружающей среды, закладываются нравственные закономерности развития личности, которые проявляются в эмоциях и чувствах взаимодействий ребенка с природными объектами. Только в этом случае происходит формирование системы экологических знаний, а также поведенческих правил в природной окружающей среде, на всем этом сформировалась гипотеза: о формировании экологической культуры детей старшего дошкольного возраста средствами применения игровой деятельности, в ходе систематической, планомерной и целенаправленной работы произойдут существенные положительные изменения в показателях экологической воспитанности у дошкольников.
Повысится уровень сформированной экологической культуры, если мотивационный и деятельности подходы будут реализоваться системой средств игровой деятельности. В этом и заключается важность выбранной темы.
ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Содержание и сущность воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Термин – экология происходит от греческого слова «эйкос» – жилище и «логос» – учение. Этот термин ввел немецкий биолог Эрнст Геккель в 1986 году, который считал, что экология – это наука, о взаимоотношениях живых организмов собой и со средой их обитания [26]. Как известно, экологическое состояние планеты и тенденция к его резкому ухудшению требуют от людей понимания сложившейся ситуации и бережного отношения к природе, поэтому большое значение приобретает экологическое образование и воспитание человека. У многих философов, педагогов, психологов, экологов сложилось понимание того, что именно формирование экологической культуры должна стать основной важной чертой человеческой личности, которая выведет все человечество на благоприятный уровень развития.
В дошкольной педагогике на рубеже 80 –х и 90-х годов появилось новое направление – экологическое воспитание, которое в данный момент проходит этап становления начального формирования. Оно занесено в программный раздел «Ознакомление с природой» важность которого состоит в ориентировке детей в разные проявления природы, связанных с наблюдениями за природой, проявляется в обучении детей различать растения и животных, давать им различительные характеристики, и выявлять причинно-следственные связи. В настоящее время вся работа направленна на воспитание у старших детей гуманного бережного отношения к окружающему миру.
Особое место в воспитании ребенка как экологически направленной
личности занимает дошкольное воспитание.
Дошкольное детство – начальный этап становления личности. Главной ролью в дальнейшем развитии дошкольного образования и методического обеспечения экологического воспитания дошкольников, сыграла научно- педагогическая система Елизаветы Николаевны Водоватовой. Развивая идеи своего учителя, выдающегося педагога Константина Дмитриевича Ушинского, она впервые полно раскрыла проблемы, нравственного, умственного, эстетического воспитания дошкольников средствами мира природы [13]. «Если ребёнок дошкольного возраста не уяснит себе внешних признаков окружающих предметов, он не может быть наблюдательным, природа с её разнообразными явлениями будет чужда его сердцу, а вместе с этим ему будет недоступна огромная область знаний» — так писала Е.Н. Водовозова [16].
Н.Е.Водовозовой впервые была принята попытка научного объяснения и раскрытия методики наблюдений с учетом возрастных особенностей развития ребенка, в процессе которых они получают представления о наблюдаемых объектах природы с помощью разных методов воспитания: экскурсии, прогулки, бытовой и хозяйственный труд, и ухаживание за объектами в природном уголке.
Водовозова Е.Н. считает: «Обращайте внимание вашего воспитанника на блеск солнца, красоту голубого неба, не пропускайте без внимания ни дерева, ни кустика, ни цветка, ни порхающей бабочки над цветущем лугом [30]. Научные труды А.П.Усовой также оказали положительное влияние вопроса об ознакомлении детей с природными объектами. Важностью её работ в 1953 году в практической деятельности дошкольного воспитания стали входить систематизированные знания об окружающей среде, при ведущей роли воспитателя [31]. В методической работе до 1970 года не было системы экологического воспитания дошкольников, поэтому она разработала определённую структуру, определила образовательные и воспитательные цели и задачи, объем экологических знаний о природных объектах во всех возрастных группах, и разнообразных видах детской деятельности во взаимодействии с природной средой [6]. Уникальная система нравственного воспитания детей средствами взаимодействия с окружающем миром эта идея подтверждалась советским педагогом В.И. Сухомлинским. Вся его система воспитания построена на принципах гуманистического радиолизам и природолюбия. В своих трудах он подчеркивал уникальные возможности природных явлений в развитии личности ребенка: «Человек был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для приобретения к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребёнка, это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природу, вечный источник детского развивающего наследия [1].
В методических разработках начиная с В.А.Сухомлинского появляется исторически сложившийся принцип природ сообразности воспитания, который обеспечивает важность взаимоотношений человека с природой.
Формируя у ребенка способности чувствовать красоты цветущего луга, чувства превосходящей радости от взгляда на голубой нежный колокольчик и завитушки кружевного папоротника в темном сосновом лесу, — это залог того, что такой ребенок будет бережно относиться ко всему растительному миру, который его окружает. Он лучше разберется и поймет необходимость охраны ценнейших богатств природы нашей планеты, станет надежным и верным защитником в будущем когда вырастет. Нужно научить ребенка любить людей и природу, видеть окружающую красоту (его концепция эстетического воспитания красотой). Такой опыт творческой работы школы В.А Сухомлинского впоследствии послужит основой современной системы экологического воспитания дошкольников [18].
Экологическое образование – процесс формирования, осознанного деятельностного отношения к природным объектам, включающий умственный эмоциональный компоненты, которые образуют
нравственную позицию детей, проявляющуюся в бережном отношении к окружающему миру природы.
Данное поведение базируется на основе осознанного дошкольниками законов, существующих в природных отношениях и различных влиятельных действий различной деятельности человека на природу, и понимания необходимости её природоохранных явлениях.
Современное экологическое образование должно быть направленно на сформированных в настоящем и используемых в будущем знаниях о важности сохранения мир природы для дальнейшей жизни и благополучном использовании природных ресурсов человеком.
Одним из основополагающих понятий современного экологического образования является экологическая культура. В детском саду закладывается понятие «экологическая культура» сложное и многогранное. Экологическая культура, в широком смысле – это неотъемлемая часть общей культуры человека, которая включает различные виды деятельности, а также сложившееся в результате этой деятельности экологическое сознание человека (интересы, потребности, установки, эмоции, переживания, чувства, эстетические оценки, вкусы). А экологическую культуру дошкольников Н. А. Рыжова представляет, как качество развития личности, компонентами которой являются:
1) повышенный интерес к проблемам природы ее охраны;
2) знания о природных объектах и способах их защиты;
3) эстетические и нравственные чувства по отношению к природным объектам;
4) грамотная экологически направленная деятельность по отношению к природной среде;
5) мотивационную деятельность и поведение человека вокружающем природном мире [20].
С. Н. Николаева считает, что основа формирования экологической
культуры дошкольников – это развитие осознанно-правильного отношения к природному миру. Сочетание эмоционального и интеллектуального компонентов составляет положительную тенденцию развития ребенка в разных формах самостоятельного поведенческого проявления. С.Н. Николаева предлагает конкретную систему знаний о закономерностях природных объектах их жизни: многообразия видов, приспособленность к среде обитания во всех ареолах, процессы роста и развития. В научной литературе доказано, что экологическая культура человека включает его экологическое сознание и правильное экологическое поведение по отношению к природному миру.
Под экологическим сознанием понимается совокупность экологических и природоохранных представлений, мировоззренческих позиций по отношению к природным объектам окружающего мира, планирование практической деятельности, направленной на взаимоотношения с природными объектами.
Экологическое поведение понимается как сочетание конкретных, распланированных действий и поступков людей, непосредственно или опосредованно связанных с воздействием на природное окружение, с бережным использованием природных ресурсов. В дошкольной педагогике известны работы по проблеме воспитания и образования экологической культуры старших дошкольника Н.А.Рыжовой, В.А.Ясвина, И.Д. Зверева, Н.Ф.Виноградовой [22].
Остановимся подробнее на технологии, предлагаемой С.Н. Николаевой. Эта технология предполагает формирование у детей осознанно-правильного отношения к тем объектам природы, которые находятся рядом с ними. В своей технологии автор рассматривает некоторые формы работы по экологическому воспитанию дошкольников – наблюдение, словесные методы, занятия комплексного, обобщающего и углубленно-познавательного типа, практическая деятельность, природоохранные акции, работа с календарем природы.
Составляющая их нравственная позиция ребенка, которая проявляется в разных формах его самостоятельного поведения. Поэтому формирование экологической культуры детей представляет представлять собой целостную систему экологического образования и воспитания детей старшего дошкольного возраст.
Направленное экологическое образование детей старшего возраста приобретает особое значение, так как в этом возрасте закладываются базовые основы экологической культуры личности, что является частью общей духовной культуры [26].
Осознанно правильно экологически воспитанная личность характеризуется сформированными экологическими предпосылками и сознанием, для экологически ориентированным поведением и деятельностью в природе, гуманным, природоохранным отношением.
Составные части экологической культуры личности дошкольника – это универсальные знания о природе и их экологическая направленность на умение использовать их в реальной жизни, в разнообразной деятельности (в играх, труде, быту).
Формирование экологически воспитанной личности в педагогическом образовательном процессе возможно при решении следующих доступных для решения задач:
1) развитие у детей элементов умственного и практического экологического сознания [27].
Также для освоения ребенком элементов данного экологического сознания должно определяется содержательной характеристикой непосредственных знаний о природных явлениях.
2) форсированность у детей практических навыков и умений в
разнообразных формах игровой деятельности, ориентированных на природное окружение.
Единство решения всех педагогических задач данного экологического содержания является составной частью экологического воспитания. Для успешной реализации таких задач, должно быть условие при котором педагог сам является активным знатоком всех экологических проблем, участником акций и мероприятий экологического содержания, увлекающим путешественником, любящим природу, и уверенно занимающий позицию человека с правильным мировоззрением на сохранение жизни и бережного отношения к природным ресурсам планеты.
Различные образовательные программы по экологическому воспитанию выделяют две задачи:
1) гуманное воспитание у детей любви к родной природе,
умения бережного отношения к растениям и животным;
2) представление дошкольникам элементарных знаний о природе и
формирование на этой основе у них ряда конкретных и обобщенных
представлений о явлениях окружающего мира природы.
Для решения задач экологического образования нужно научить детей жить и действовать во взаимодействии с окружающей природной средой в полном согласии с его этическими и научными представлениями об этой замечательной среде. Во всех образовательных организациях дошкольного образование ведется активная работа по научению детей жить в согласии с природой и охранной деятельности по отношению к этой природе. Для
приобщения ребенка к миру природы, педагоги сознательно развивают
положительные стороны личности ребенка, пробуждая интерес и желание познавать природное окружение, что вызывает у ребёнка сочувствие к
«тяжелой» самостоятельной жизни животных, огромное желание помочь им, что показывает уникальность жизни в самой причудливой форме,
необходимостью её сохранить, уважительно и бережно с ней обходиться [21].
Таким образом доказываем, что экологическая культура – это экологическая образованность, сознательное отношение к природе и практическое участие в улучшении природопользования. Поэтому важным компонентом экологической культуры должно являться ценностное отношение к природе, помогающее осознать себя частью природы и свою ответственность за последствия общения с ней.
Так, практическая экологическая деятельность способствует развитию мотивации, появлению новых стимулов к углублению экологических знаний. С другой стороны, укрепление мотивов эколого-познавательной активности приводит к осознанию необходимости практического участия в различной экологической деятельности [24].
Важным остается такой факт, что основой высокой экологической
культуры является соответствующее экологическое сознание. Оно часть-
общественного и индивидуального самосознания, с присущими только ему
эмпирическими и теоретическими условиями, а также составляющими элементами экологического сознания являются знания, убеждения и навыки в области взаимодействия человека с природной средой [10].
Экологическое самосознание – обязательный элемент экологической культуры. Высокое экологическое сознание, стимулирует познавательную активность развития личности, побуждает к овладению новыми экологическими знаниями и использовании их в целях улучшения экологической обстановки окружающей природного мира [16].
Развитие экологической культуры личности в настоящее время является одной из важнейших задач нашего современного экологического образования. Чем больше будет обращаться внимания на глобальные проблемы состояния природы, тем успешнее будет реализовываться все эффективные меры по воспитанию экологического сознания людей и в первую очередь воспитательных функций воспитания детей.
Формирование начал экологической культуры у детей – это важный аспект становления осознанно-правильного отношения к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Также это отношение к себе, как части природного мира, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей действительности.
Самые первые элементы начала экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством педагогов, с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.
Задачи экологического воспитания заключаются в создании и реализации воспитательное-образовательной тактике, при которой достигается положительный эффект качественных проявлений начал экологической культуры детей старшего дошкольного возраста. Они включают следующее:
1) создание в образовательном пространстве приоритетности экологических проблем и их позитивной значимости;
2) создание условий, для обеспечения процесса экологического воспитания;
3) планового, систематическое повышение квалификации педагогического
персонала;
4) экологической просветительской работы среди родителей;
5) осуществление систематической работы с детьми по различным технологиям образовательного процесса;
6) повышения уровня экологической культуры – на основе реальных достижений, участвующих детей в различных мероприятиях.
Любое содержание экологического воспитания содержит два важных аспекта: передачу экологических знаний воспитателем детям, а полученные ими знания переходят в отношения. Эти знания будут являться обязательным элементом процесса формирования начал экологической культуры детей, а отношение – конечным его продуктом.
Отношение, построенное без понимания закономерностей и связей в природном мире, социальных природных связей человека с окружающей средой, не может быть главным компонентом экологической воспитанности.
Изучение законов природы начинается в дошкольном возрасте в доступных рамках экологического воспитания. Возможность и успешность этого процесса доказано многочисленными психолого-педагогическими
отечественными исследователями. В данном случае все содержание экологических знаний содержится в следующем:
а) в связи растительных и животных организмов со средой обитания;
б) во многообразии живых организмов, в их экологическом сообществе;
в) в среде обитания человека, обеспечивающая здоровье и нормальную жизнедеятельность;
г) использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности
человека, в устранении загрязнений окружающей среды;
д) в охране и восстановлении природных богатств.
В образовательных программах происходит ознакомление с конкретными примерами растений и животных, их обязательной связью с определенной средой обитания и полной зависимостью от неё, что позволяет сформировать у дошкольников первоначальные представления экологического характера. Дети усваивают механизмы функционирования различных природных объектов, контактирующих с внешней средой. Выращивая отдельные экземпляры растений и животных, дети познают различный характер их потребностей во внешних компонентах среды на разных стадиях роста и развития. Знакомство детей с группами живых организмов позволяет сформировать первоначальные представления о некоторых экосистемах, пищевых зависимостях, которые существуют в них. Даются представление в игровой форме о группах сходных растений и животных, которые могут быть удовлетворены лишь в нормальной жизненной среде.
Также детей знакомят с элементами социальной экологии, которая позволяет продемонстрировать на некоторых примерах потребление и использования в хозяйственной деятельности природных ресурсов (материалов) людьми, и какие последствия от этой деятельности останутся, положительные или отрицательные, детям важно донести последствия деятельности человека. Чтобы началось ознакомление с этими явлениями и позволило начать вырабатывать у детей экономное и бережное отношение к природе, к её богатствам.
Все обозначенные данные позиции содержания экологических знаний для
детей дошкольного возраста согласуются с содержанием образовательной области «Экологическое воспитание», представленной в концепции общего экологического образования. Экологические знания, предназначенные для детей, отвечают моменту «истины» в общечеловеческих ценностях.
1.2 Особенности формирования экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности.
Экологические знания, полученные детьми при помощи средств игровой деятельности, влияют на приобретения, уточнения и закрепления знаний о природе и окружающей среде, а также способствуют формированию качественного бережного и внимательного отношения к объектам «живой» и «неживой» природы. Именно средствами игровой деятельности формируются у детей моральные навыки поведения в природе.
Экологическая игровая деятельность — это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на выстраивании игровой деятельности детей активизирующая высокий уровень мотивации, интереса к природе. Главная функция игровой деятельности – развивающая: она повышает интеллект, способствует чувственному восприятию природного мира и эмоциональному благополучному развитию ребенка.
Организовывая игровую деятельность с детьми, формируются первоначальные системы ценностных ориентиров такие как:
а) восприятие себя частью природного мира и взаимосвязи человека и природы;
б) развитие способности детей к познанию окружающего мира;
в) обучение нормам поведения в природе;
г) формирования навыков рационального природопользования в
повседневной жизни;
д) воспитание адекватного и бережного отношения к живым
организмам.
Средства игровой деятельности – это деятельность, специально
организованная педагогом и включенная в образовательный процесс познания природы и взаимодействия с ней.
Систематическая и планомерная работа по экологическому
образованию с использованием средств игровой деятельности эффективно
влияет на расширение и углубление знаний детей по ознакомлению с
окружающим природной миром.
Игра и ознакомление с природой заключается в том, чтобы погрузить детей в игровую деятельность и создать благоприятный эмоциональный фон.
Далее идет момент, который связан с выработкой отношения детей к природе, в рамках экологического воспитания является конечным результатом, все, что нравиться детям, все, что их впечатлило, преобразуется в практику какой-либо игры. Поэтому дети играют в зоопарк, в ферму, и это означает, что полученные представления оказались яркими, запомнились, вызвали эмоциональный отклик. Вследствие этого усвоение знаний о природе при помощи средств игровой деятельности оказывает влияние на формирование у детей бережного и внимательного отношения к природе [13].
Средства игровой деятельности экологического направления подбирают при соблюдении следующих требований:
а) с учетом возрастных закономерностей развития детей и задач
экологического образования;
б) дать возможность детям применять на практике
полученные экологические знания и мотивировать их к усвоению новых;
в) формирование других видов деятельности не должно противоречить содержанию экологической игровой;
г) игровые действия производятся в соответствии с
правилами и нормами поведения в природе;
д) должны обеспечивать решение общих задач воспитания и развития ребенка дошкольника;
Классификация средств игровой деятельности:
Творческие игры:
– сюжетно-ролевые игры заключаются в воспроизведении событий, происходящих в жизни взрослых. Исследованиями педагогов и психологов выявлена структура сюжетно-ролевой игры, включающая такие элементы, как воображаемая ситуация, сюжет, роли, ролевые слова и действия, игровые действия с атрибутами и игрушками.
Игры с правилами:
– дидактические используются для формирования навыков
умственной деятельности, умений использовать приобретённые знания в
новых ситуациях.
– настольно-печатные
– словесные
Тематические:
– «Живая природа»
– «Неживая природа»
Игровая экологическая деятельность важна по целому ряду причин:
игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, она
обогащает развитие личности, поэтому она должна быть так же
широко использована в экологическом воспитании, как и в других средствах воспитания, игра приносит радость ребёнку в познании природы, в общении с ней.
Формирование экологической культуры детей в наше время представляется одной из приоритетных педагогических проблем. И её решение возможно только при условии реализации системного и непрерывного экологического воспитания, и образования.
Средствами игровой деятельности ребёнок познаёт мир, что способствует готовности его к взрослой жизни. Полученный в игровой деятельности эмоциональный опыт, оказывает развивающее воздействие на него. Когда дошкольник включает в свою игру животное или растение, он учится видеть их настроение, его особенности, упражняться в правилах обращения и общения с ними. Именно через такие средства игровой деятельности дети учатся, успешно усваивают учебный материал, средствами игровой деятельности у детей формируется сочувствие, бережная забота о природных объектах.
Таким образом, итогом нашей работы, можно сделать следующие выводы: теоретическая основа экологического образования основывается на решении задач в их соединении и единстве. Критерий сформированной ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях.
Правильно используя различные методы экологического образования, воспитатель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность ребенка старшего возраста. Старший дошкольный возраст отличается от других возрастов особенностями условий воспитания и требований, которые предъявляются к детям на данном этапе их развития, особенностями его отношений с окружающим миром, уровнем развития психологической структуры личности ребенка, его знаний и мышления.
В данном направлении изучено проведено достаточно исследований и доказано, что уровень экологического воспитания возрастает при совместном участии взрослых и детей. Совместная организованная игровая деятельность детей и взрослых обогащают жизненный опыт детей, это, в свою очередь, благотворно влияет на развитие и воспитание любви к природе. Как мы уже знаем образование тесно связано с обучением, поэтому образование, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет детям с помощью игровых действий усваивать правила и
нормы поведения в природе.
Так как игровая деятельность является ведущей у дошкольников, то она с успехом применяется при формировании экологической культуры детей. Высказывания В.А. Сухомлинского подтверждают, что именно через игру ребёнок получает большой опыт в познании природного мира.
Средства игровой деятельности – это практические действия где ребёнок в непосредственной обстановке приобретает и усваивает знания, представления об объектах живой и неживой природы. Происходит обогащение жизненного опыта, эмоциональной реакции на прекрасное видение природных объектов, формируется готовность к природоохранным действиям.
В процессе работы по нашей теме были изучены следующие теоретические вопросы и использованные практические материалы:
1) теоретические основы экологического воспитания дошкольников;
2) использование игр в ознакомлении дошкольников с природой;
3) виды игровой экологической деятельности;
Обобщающая идея этих игр состоит в том, что основываются они на строго научном подходе: и экологическом, и педагогическом. Следует отметить, что каждая игровая деятельность своей ситуативной обстановкой связана с природой, реальным окружением детей. С детьми проводят очень простые по содержанию игры, так или иначе основанные на представлениях о природе. Эти игры закрепляют первые элементарные знания, которые дети получают в наблюдениях, которые являются основой познания окружающей действительности у детей. Создание игровой ситуации требует достаточно серьезного подхода со стороны воспитателя, так как именно через его действия дети впервые знакомятся с окружающей средой.