Автор: Бакирова Лариса Викторовна
Экологическое воспитание дошкольников в системе физкультурно-оздоровительной работы.
Экологическое воспитание непосредственно связано с наукой экологией, разными ее направлениями. Одним и которых является «здоровье».
Здоровье человека бесценно и начинает формироваться с рождения.
Состояние здоровья подрастающего поколения вызывает тревогу у медиков и педагогов. Генетические нарушения, ослабленный иммунитет, погрешности в питании, экологическая обстановка в месте проживания оказывают негативное воздействие на организм ребенка.
Ухудшение экологической обстановки заставляет человека задуматься о важности и ценности экологического мышления, побуждает формировать основы экологической культуры с дошкольного возраста.
Приоритетная задача государства, общества и дошкольного образования состоит в разработке и совершенствовании программ, методик по сохранению и укреплению психического и физического здоровья ребенка.
В нашем ДОУ, экологическому воспитанию отводится почетное место и имеет важное значение при решении задач физкультурно-оздоровительной работы.
Физическое развитие и экологическое воспитание имеют общую цель-понимание ценности жизни и здоровья, формирование общечеловеческой культуры.
Задачи физического воспитания:
- приобретение ребенком двигательного опыта в различных видах деятельности детей;
- развитие психофизических качеств (быстрота, сила, ловкость, выносливость, гибкость), координационных способностей, крупных групп мышц и мелкой моторики;
- формирование опорно-двигательного аппарата;
- развитие равновесия, глазомера, ориентировки в пространстве;
- овладение основными движениями (метание, ползание, лазанье, ходьба, бег, прыжки);
- обучение общеразвивающим упражнениям, музыкально-ритмическим движениям, подвижным играм, спортивным упражнениям и элементам спортивных игр;
- воспитание нравственно-волевых качеств (воля, смелость, выдержка и другое);
- воспитание интереса к различным видам спорта;
- приобщение к здоровому образу жизни и активному отдыху, формирование представлений о здоровье, способах его сохранения и укрепления;
- формирование представлений о правилах безопасного поведения в разных видах двигательной деятельности;
- воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
.
Задачи экологического воспитания:
- формирование экологического сознания, определяемого содержанием и степенью сложности экологических знаний об устройстве окружающей среды, месте в нем человека, ценности жизни, пониманием взаимосвязей в мире;
- развитие навыков экологически ориентированной деятельности с объектами природного окружения, экологически грамотного поведения в быту и в природе;
- формирование положительного опыта эмоционально-чувственного восприятия природы;
- воспитание осознанного отношения к природе на основе присвоения личностно-значимых экологических ценностей.
В образовательной системе экология и физическое тесно переплетаются. Формы и методы организации образовательного процесса по физическому развитию могут эффективно решать задачи экологического воспитания, развивать и расширять знания по экологии, содействовать процессу активного овладения и совершенствования двигательных навыков. Повышение эффективности образования детей в области физического развития и в области экологии возможно путем интеграции этих образовательных областей.
Применение интегрированного подхода на занятиях способствует:
— повышению интереса у детей, что позволяет легче усваивать материал;
— максимально удерживать внимание;
— развитию воображения, мышления, речи, памяти, коммуникативных способностей дошкольников.
В процессе физкультурно-оздоровительной работы применяю формы экологической направленности:
1. Прогулки на свежем воздухе по тропе здоровья, экологической тропе, по территории ДОУ (тематические экскурсии, наблюдения за живой и неживой природой, природными явлениями и объектами).
2. Утренняя гимнастика на свежем воздухе (каждое утро) во время летнего-оздоровительного периода и в течение всего учебного года (картотека комплексов утренней гимнастики по возрастам, гимнастика в стихах и в музыкальном сопровождении).
3. Гимнастика после сна (лежа в кроватках, босохождение по дорожке здоровья в сопровождении стихоритма: «Радуга», «Грибы», «Мотылек», «Дровосек».
4. Водные процедуры (умывание прохладной водой).
5. Имитационные игры: «Цапля на болоте», «Веселая мушка», «Лягушки-веселые подружки», «Аист».
6. Тематические физкультминутки и динамические паузы (картотека по возрастам и темам: «листья осенние», «У оленя дом большой», «Подсолнух».
7. Гимнастика для глаз: «Прогулка в лес», «Солнечный зайчик», «Сорока», «Елка».
8. Дидактические игры (преодоление полосы препятствий, использование спортивного инвентаря и оборудования на спортивной площадке и в спортивном зале: «Спасение зайчат», «Кукушка», «Правила поведения в лесу и на водоеме», «Не сори, мусор быстро убери», «Юные помощники и защитники природы», «Азбука здоровья», «Спасатели».
9. Физкультурно-экологический туризм. Развлечения для дошкольников 4-7 лет: «Поход в осенний лес», «По следам невиданных зверей».
10. Подвижные и малоподвижные игры: «Хитрая лиса», «У медведя во бору», «Совушка», «Поймай комара», «Что мы делали не скажем, а что видели покажем», «Зайцы и волк», «Через ручеек».
11. Игры для снятия психоэмоционального и мышечного напряжения
12. Дыхательная гимнастика (проводится в спортивном зале и на улице, на занятиях, во время проведения утренней гимнастики и в режимных моментах).
13. Массаж и самомассаж (массажные ежики, мячики, рукавички, деревянные палочки)
14. Театрализованные игры (с тематическими атрибутами и ряженьем).
15. Беседы: «Сбережем планету вместе», «Правила поведения в природе», «Человек и природа», «Если хочешь быть здоров», «Ребенок и ЗОЖ»
16. Экологический конкурс для дошкольников старших и подготовительных «Всезнайка» один раз в год на базе нашего ДОУ.
Важнейшим условием реализации образовательных областей,
предусмотренных ФГОС, является экологизация окружающей среды в
ДОУ, т.к. среда- это реальная действительность, в которой развивается
ребенок.
В нашем ДОУ созданы спортивные площадки и укомплектованы
спортивным оборудованием, музей кормушек, экологическая тропа,
тропа здоровья, метеостанция, уголки природы в каждой группе,
огород.
Ведущая деятельность в период дошкольного детства-игра. Ребенок-готов играть, бегать, прыгать весь день. Сидя на стуле, за столом, внимание ребенка проблематично удерживать долго. Многолетний опыт работы в ДОУ показывает, что наиболее эффективно усваивается материал, закрепляются и совершенствуются необходимые навыки и умения на занятиях по физическому развитию в игровой форме.
В процессе физкультурно-экологической работы удачно сочетаются
различные виды деятельности дошкольников, в результате которых
накапливается ценный опыт поведения, реализуются возможности
ребенка, которые формируются и проявляются в различных видах
деятельности, наполняя жизнь ребенка яркими впечатлениями,
интересными и запоминающимися событиями. Использование игровых
упражнений, дарит отличное настроение и позитивный настрой
снижает мышечное напряжение, дает возможность ребенку свободно
выражать свои эмоции, проявлять активность и самостоятельность.
Физические упражнения улучшают работу всех органов и систем
организма ребенка – дыхательной, нервной, двигательной,
кровеносной, нервной, сенсорной и т. д. Таким образом сохраняется и
укрепляется здоровье ребенка, обеспечив тем самым здоровьем в
будущем.
Интегрированные занятия – соединяют знания из разных
образовательных областей, дополняя друг друга. При этом на
интегрированных занятиях можно решить сразу несколько задач.
Наша цель – добиваться положительной динамики результативности
в физкультурно-экологической работе, посредством интеграции этих
видов деятельности.
Автор публикации: инструктор по физическому развитию
Лариса Викторовна Бакирова