Экологическое воспитание дошкольников в системе физкультурно-оздоровительной работы.

Автор: Бакирова Лариса Викторовна

Экологическое воспитание дошкольников в системе физкультурно-оздоровительной работы.

Экологическое воспитание непосредственно связано с наукой экологией, разными ее направлениями. Одним и которых является «здоровье».

Здоровье человека бесценно и начинает формироваться с рождения.

Состояние здоровья подрастающего поколения вызывает тревогу у медиков и педагогов. Генетические нарушения, ослабленный иммунитет, погрешности в питании, экологическая обстановка в месте проживания оказывают негативное воздействие на организм ребенка.

Ухудшение экологической обстановки заставляет человека задуматься о важности и ценности экологического мышления, побуждает формировать основы экологической культуры с дошкольного возраста.

Приоритетная задача государства, общества и дошкольного образования состоит в разработке и совершенствовании программ, методик по сохранению и укреплению психического и физического здоровья ребенка.

В нашем ДОУ, экологическому воспитанию отводится почетное место и имеет важное значение при решении задач физкультурно-оздоровительной работы.

Физическое развитие и экологическое воспитание имеют общую цель-понимание ценности жизни и здоровья, формирование общечеловеческой культуры.

            Задачи физического воспитания:

  • приобретение ребенком двигательного опыта в различных видах деятельности детей;
  •  развитие психофизических качеств (быстрота, сила, ловкость, выносливость, гибкость), координационных способностей, крупных групп мышц и мелкой моторики;
  • формирование опорно-двигательного аппарата;
  • развитие равновесия, глазомера, ориентировки в пространстве;
  • овладение основными движениями (метание, ползание, лазанье, ходьба, бег, прыжки);
  • обучение общеразвивающим упражнениям, музыкально-ритмическим движениям, подвижным играм, спортивным упражнениям и элементам спортивных игр;
  • воспитание нравственно-волевых качеств (воля, смелость, выдержка и другое);
  • воспитание интереса к различным видам спорта;
  • приобщение к здоровому образу жизни и активному отдыху, формирование представлений о здоровье, способах его сохранения и укрепления;
  • формирование представлений о правилах безопасного поведения в разных видах двигательной деятельности;
  •  воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

.

Задачи экологического воспитания:

  • формирование экологического сознания, определяемого содержанием и степенью сложности экологических знаний об устройстве окружающей среды, месте в нем человека, ценности жизни, пониманием взаимосвязей в мире;
  • развитие навыков экологически ориентированной деятельности с объектами природного окружения, экологически грамотного поведения в быту и в природе;
  • формирование положительного опыта эмоционально-чувственного восприятия природы;
  • воспитание осознанного отношения к природе на основе присвоения личностно-значимых экологических ценностей.

В образовательной системе экология и физическое тесно переплетаются. Формы и методы организации образовательного процесса по физическому развитию могут эффективно решать задачи экологического воспитания, развивать и расширять знания по экологии, содействовать процессу активного овладения и совершенствования двигательных навыков.  Повышение эффективности образования детей в области физического развития и в области экологии возможно путем интеграции этих образовательных областей.

Применение интегрированного подхода на занятиях способствует:

— повышению интереса у детей, что позволяет легче усваивать материал;

— максимально удерживать внимание;

— развитию воображения, мышления, речи, памяти, коммуникативных способностей дошкольников.

В процессе физкультурно-оздоровительной работы применяю формы экологической направленности:

1.     Прогулки на свежем воздухе по тропе здоровья, экологической тропе, по территории ДОУ (тематические экскурсии, наблюдения за живой и неживой природой, природными явлениями и объектами).

2.     Утренняя гимнастика на свежем воздухе (каждое утро) во время летнего-оздоровительного периода и в течение всего учебного года (картотека комплексов утренней гимнастики по возрастам, гимнастика в стихах и в музыкальном сопровождении).

3.     Гимнастика после сна (лежа в кроватках, босохождение по дорожке здоровья в сопровождении стихоритма: «Радуга», «Грибы», «Мотылек», «Дровосек».

4.     Водные процедуры (умывание прохладной водой).

5.     Имитационные игры: «Цапля на болоте», «Веселая мушка», «Лягушки-веселые подружки», «Аист».

6.     Тематические физкультминутки и динамические паузы (картотека по возрастам и темам: «листья осенние», «У оленя дом большой», «Подсолнух».

7.     Гимнастика для глаз: «Прогулка в лес», «Солнечный зайчик», «Сорока», «Елка».

8.     Дидактические игры (преодоление полосы препятствий, использование спортивного инвентаря и оборудования на спортивной площадке и в спортивном зале: «Спасение зайчат», «Кукушка», «Правила поведения в лесу и на водоеме», «Не сори, мусор быстро убери», «Юные помощники и защитники природы», «Азбука здоровья», «Спасатели».

9.     Физкультурно-экологический туризм. Развлечения для дошкольников 4-7 лет: «Поход в осенний лес», «По следам невиданных зверей».

10. Подвижные и малоподвижные игры: «Хитрая лиса», «У медведя во бору», «Совушка», «Поймай комара», «Что мы делали не скажем, а что видели покажем», «Зайцы и волк», «Через ручеек».

11. Игры для снятия психоэмоционального и мышечного напряжения

12. Дыхательная гимнастика (проводится в спортивном зале и на улице, на занятиях, во время проведения утренней гимнастики и в режимных моментах).

13. Массаж и самомассаж (массажные ежики, мячики, рукавички, деревянные палочки)

14. Театрализованные игры (с тематическими атрибутами и ряженьем).

15. Беседы: «Сбережем планету вместе», «Правила поведения в природе», «Человек и природа», «Если хочешь быть здоров», «Ребенок и ЗОЖ»

16. Экологический конкурс для дошкольников старших и подготовительных «Всезнайка» один раз в год на базе нашего ДОУ.

 

          Важнейшим условием реализации образовательных областей,

          предусмотренных ФГОС, является экологизация окружающей среды в

         ДОУ, т.к. среда- это реальная действительность, в которой развивается

         ребенок.

         В нашем ДОУ созданы спортивные площадки и укомплектованы

         спортивным оборудованием, музей кормушек, экологическая тропа,  

         тропа здоровья, метеостанция, уголки природы в каждой группе,  

         огород.

Ведущая деятельность в период дошкольного детства-игра. Ребенок-готов играть, бегать, прыгать весь день. Сидя на стуле, за столом, внимание ребенка проблематично удерживать долго. Многолетний опыт работы в ДОУ показывает, что наиболее эффективно усваивается материал, закрепляются и совершенствуются необходимые навыки и умения на занятиях по физическому развитию в игровой форме.

     В процессе физкультурно-экологической работы удачно сочетаются  

     различные виды деятельности дошкольников, в результате которых

     накапливается ценный опыт поведения, реализуются возможности

     ребенка, которые формируются и проявляются в различных видах

    деятельности, наполняя жизнь ребенка яркими впечатлениями,

     интересными и запоминающимися событиями. Использование игровых

     упражнений, дарит отличное настроение и позитивный настрой

     снижает мышечное напряжение, дает возможность ребенку свободно

     выражать свои эмоции, проявлять активность и самостоятельность.

      Физические упражнения улучшают работу всех органов и систем

      организма ребенка – дыхательной, нервной, двигательной,

      кровеносной, нервной, сенсорной и т. д.  Таким образом сохраняется и 

      укрепляется здоровье ребенка, обеспечив тем самым здоровьем в

      будущем.

      Интегрированные занятия – соединяют знания из разных   

      образовательных областей, дополняя друг друга. При этом на

      интегрированных занятиях можно решить сразу несколько задач.

 Наша цель – добиваться положительной динамики результативности

 в физкультурно-экологической работе, посредством интеграции этих

 видов деятельности.

 

 

Автор публикации: инструктор по физическому развитию

                                  Лариса Викторовна Бакирова

×
×