Автор: Ибрагимова Язгуль Айратовна
Аннотация: В статье рассматривается вопрос о значении экспериментальной работы для повышения качества работы организации СПО. Статья раскрывает особенности организации деятельности экспериментальной площадки, описывает механизмы, которые мотивируют педагогов участвовать в экспериментальной деятельности, рассказывает о разработке и апробации технической процедуры мониторинга качества образовательной деятельности.
Ключевые слова: опытно-экспериментальная площадка, инновационная деятельность, взаимодействие и сотрудничество образовательных учреждений.
EXPERIMENTAL SITE AS A MEANS OF IMPROVING THE QUALITY OF THE WORK OF THE SPO ORGANIZATION
Abstract: The article discusses the importance of experimental work to improve the quality of the work of the SPO organization. The article reveals the features of the organization of experimental activities, describes the mechanisms that motivate teachers to participate in experimental activities, tells about the development and testing of a technical procedure for monitoring the quality of educational activities.
Keywords: experimental site, innovative activity, interaction and cooperation of educational institutions.
Одна из актуальных современных проблем российского образования является поиск эффективных инновационных технологий и полноценного сотрудничества в системе образования на всех его уровнях. Взаимодействие, социальное партнерство, сотрудничество – это формы совместной деятельности образовательных учреждений разных уровней системы образования, способствующие развитию качества образования всех его субъектов. Опытно-экспериментальная площадка является формой взаимодействия с работодателями, базой для организации практики и условием апробации инноваций. Инновационная деятельность – это трудоемкий процесс, в результате какого происходят системные изменения на разных уровнях образования, где создаются совершенно новые продукты или услуги, которые востребованы системой образования. Она предполагает апробацию и внедрение таких новшеств в цели, структуру, содержание, технологии образовательной деятельности учреждений разных организационно-правовых форм, уровней образования.
Каждое образовательное учреждение сегодня имеет собственный опыт инновационной деятельности. Объединение усилий в решении одной педагогической проблемы способствует раскрытию творческого инновационного потенциала педагогов, сотрудничеству и улучшению качества образования на этих уровнях системы образования. Можно сказать, что именно посредством инновационной деятельности создается основа для взаимодействия образовательных учреждений на рынке предоставляемых образовательных услуг.
Степень готовности к ведению инновационной деятельности основывается на осознании ценности инновационных процессов в образовании, осознания своего участия в инновационной деятельности, осознании детства как ценности. Инновации в СПО показывают, какие проблемы находятся в зоне научных интересов преподавателя, кафедры или СУЗа в целом. Именно инновациями определяются направления профессионального роста педагогов, расширения их творческого поиска. Создание новшеств неразрывно связано с интеллектуальным совершенствованием личности преподавателя, его способностей находить необходимую для него информацию.
Решению проблемы развития инновационной деятельности посвящены многочисленные исследовательские работы ученых (Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин, О.М. Дьяченко, А.А. Мелик-Пашаев, Н.Б. Шумакова и др.), диссертационные работы исследователей (Н.А. Бабиева, М.С. Бронникова, Е.А. Логинова, Р.Р. Шаяхметова и др.) и др. [3]
Таким образом, актуальность создания экспериментальной площадки на базе СПО определяют такими показателями: — социальный заказ на самостоятельную личность, которая способна как познавать окружающий мир (осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации), так и организовывать свою познавательную деятельность, проходя по её этапам – от осознания цели через планирование действий к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата; — потребностью учреждений образования разрабатывать и апробировать современные педагогические технологии развития; — необходимость обогащения существующей в учреждении образования практики организации исследовательской работы; — формирование ключевых компетенций посредством проектной и исследовательской деятельности; — формирование всесторонне и гармонически развитой личности, способной к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе национальной традиции, ценностей российской и мировой культуры. [4]
Экспериментальная работа в российских образовательных учреждениях проводится по нескольким направлениям. В образовательной работе экспериментам придается важное значение и длительность их проведения бывает не менее трех лет, а иногда и десятилетия. Проведение экспериментальной работы позволяет отрабатывать новые образовательные технологии и проекты с аудиторией, мотивированной на участие в ней.
Для проведения экспериментов создаются специальные экспериментальные площадки. По окончанию каждого эксперимента проводится анализ проблем, результатов, ошибок и достижений как самими экспериментаторами, так и внешними экспертами, представителями общественности, научным и профессиональным сообществами. [2]
Опытно-экспериментальная деятельность уникальна по своему характеру, это творческая деятельность исследователей, которые обладают авторскими правами на результаты своего интеллектуального труда. Опытно-экспериментальная работа направлена на совершенствование теоретической базы обучения, воспитания и развития школьников, достижение положительных результатов практической деятельности на основе современных концептуальных подходов к управлению образования, обновления его содержания, внедрения эффективных технологий, развития межличностных отношений, взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса с учетом существующих психолого-педагогических и социально-экономических аспектов жизнедеятельности.
Опытно-экспериментальная площадка позволяет решить следующие задачи, такие как повышение мотивации участия педагогов в экспериментальной работе; создание организационных условий для проведения мониторинга качества образовательной деятельности; разработка и тестирование коммуникационной системы, позволяющей эффективно обмениваться информацией и взаимодействовать в условиях ведения экспериментальной работы; отработка процедуры опроса педагогов и студентов как важной составляющей мониторинга качества образовательной деятельности учреждения.
Экспериментальная площадка может быть организована на федеральном, региональном, городском и районном уровнях. Важное условие успеха — готовность коллектива к повышению квалификации в результате самообразования, в институтах повышения квалификации педагогических кадров, на факультетах дополнительного профессионального образования (ФДПО) вузов, семинарах, проводимых научным руководителем или консультантом экспериментальной площадки.
Выделяют ряд этапов организации экспериментальной площадки.
Во-первых, подготовительный этап, представленный в выработке функционального представления о проблеме, идее и предмете эксперимента; обсуждение на заседании совета педагогов вопроса о целесообразности создания экспериментальной площадки и определение ее тематики, создание совета эксперимента (научно-методический совет) и его деятельность по подготовке концепции и программы эксперимента.
Во-вторых, подготовительно-документальный, представленный
разработкой и корректировкой локальных актов по управлению экспериментом; утверждением проспекта опытно-экспериментальной деятельности на заседании экспертного совета соответствующего уровня (регион, город);организация работы по созданию методического комплекса эксперимента (перспективные планы, авторские программы и методики, методические рекомендации, дидактические пособия и т.п.).
В третьих, этап функционирования экспериментальной площадки, где проходит организация экспериментальной работы в соответствии с планом каждого этапа.
В четвертых, обобщающий. В данный этап можно отнести обработку данных, описание результатов, соотнесение их с целями и задачами; составление письменного отчета для органов различных уровней контроля экспериментальной работы, а также распространение опытно-экспериментальных разработок на федеральном, региональном и городском уровнях. [3]
Тема экспериментальной площадки является актуальной на сегодняшний день, и это подтвердили результаты проведенных мониторинговых исследований. С целью создания оптимальных условий для проведения эксперимента экспериментальной площадки разработана инновационная опытная модель научно-методической службы, в рамках которой можно было бы эффективно реализовывать цели и задачи эксперимента. Для каждого структурного элемента модели разработаны соответствующие функции. В качестве примера приведем функции научно-методического совета и экспериментальной лаборатории: [1]
1. Функции научно-методического совета: анализ потребностей педагогов и управленцев; проектирование концепции, разработка программы развития научно-методической деятельности колледжа; организация и обеспечение деятельности всех структурных подразделений НМС; координация деятельности всех структурных подразделений НМС и др.
2. Функции экспериментальной лаборатории: проектирование концепции развития учебного заведения; разработка учебного плана, адекватного концепции; разработка моделей выпускников; разработка программ опытно-экспериментальной деятельности колледжа; обеспечение опытно-экспериментальной деятельности нормативными и учебно-методическими средствами; диагностика (на основании разработанных критериев) хода экспериментальной работы; экспертиза результатов опытно-экспериментальной деятельности и др.
В состав научно-методического совета могут входить декан – председатель, заместитель декана по воспитательной работе – зам. председателя, заместитель директора по УМР, председатели предметных (цикловых) комиссий. В рамках НМС представлен совет экспериментальной площадки (э/п). Советом э/п создается рабочая группа, в состав которой входят руководители творческих объединений колледжа, творчески работающие преподаватели, психолог. Под термином Творческие объедения определяем все формы и виды воспитательной работы воспитательной среды колледжа, как общее для всех. Руководителями творческих объединений разработаны. Одновременно с этим создается работа по созданию Программы эксперимента.[1]
Проходит апробацию структурно-функциональная модель воспитательного пространства колледжа, которая определяется как совокупность условий и возможностей для профессионального самоопределения студентов, т.е. единство информационного, социального и технологического компонентов. Результатом организации работы экспериментальной площадки колледжа на подготовительном этапе можно считать то, что на сегодняшний день в колледже уже функционируют различные инновационные по форме и содержанию объединения студентов и преподавателей. Программа эксперимента рассчитана на срок от 3 до 5 лет, что позволит апробировать и внедрить инновационные по форме и содержанию компоненты воспитательной среды колледжа.
Таким образом, создание экспериментальных площадок в СПО позволяет повысить качеств работы организации. В ходе исследования были раскрыты особенности организации экспериментальной площадки, а также механизмы, которые мотивируют педагогов участвовать в экспериментальной деятельности, рассказывает о разработке и апробации технической процедуры мониторинга качества образовательной деятельности.
Библиографический список
1. Деев, Е. Е. Организация экспериментальной работы в педагогическом колледже / Е. Е. Деев // Образовательное пространство детства: исторический опыт, проблемы, перспективы : сборник научных статей и материалов V Международной научно-практической конференции, Коломна, 31 мая – 02 2018 года. – Коломна: Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный социально-гуманитарный университет», 2018. – С. 431-433.
2. Мордвинова Е.А. Программа экспериментальной площадки как модель организации инновационной деятельности в школе. Экономика и социум. 2014. № 1 — 3 (10). С. 283 — 293.
3. Мордвинова Е.А. К вопросу об открытии экспериментальной площадки кафедры в школе В сборнике: теория и практика науки третьего тысячелетия. Сборник статей Международной научно — практической конференции. Ответственный редактор: А.А. Сукиасян. 2014. С. 250 — 253.
4. Сгонник, Л. В. Опытно-экспериментальная площадка как форма взаимодействия педагогического ВУЗа и дошкольного учреждения / Л. В. Сгонник // Вестник современных исследований. – 2019. – № 2.1(29). – С. 85-91.