Автор: Грушевская Алена Анатольевна
Современные условия рынка труда требуют совместной работы образовательных учреждений и работодателей по разработке максимально эффективной программы образования, позволяющей подготовить компетентных, грамотных и востребованных специалистов.
Для приобретения обучающимися конкурентоспособности, мобильности, гибкости, встает острая необходимость в приобретении ими всех необходимых умений, подкрепленных соответствующими знаниями, формировании всех необходимых компетенций, предусмотренных ФГОС.
В соответствии с ФГОС среднего профессионального образования, для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОП СПО (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции [5], (приложение 1), причем эти фонды оценочных средств должны быть тематически приближены к приобретаемой специальности или профессии.
Как же оценить сформированность данных компетенций, или хотя бы их элементов, ведь в условиях традиционного подхода мы оценивали знания и умения? Кроме того, современные требования предполагают личностно-ориентированный, индивидуальный подход к оцениванию подготовленности обучающегося. Существующие технологии оценки включают в себя различные методы и способы: сбор образцов деятельности обучающихся, демонстрирующих освоение ими требуемых компетенций; портфолио студента; журналы (дневники практического обучения) обучающихся; индивидуальные и групповые проекты; экзамен (демонстрационный экзамен); балльно-рейтинговая система; практические задания.
Все данные способы и методы применяются в большей степени на старших курсах, при изучении спец. предметов. Наиболее сложная задача в данном вопросе стоит перед преподавателями первых курсов. Ведь элементы профильного обучения им необходимо совместить с преподаванием фундаментальных основ своих предметов. По моему мнению, для решения этой задачи, более всего подходит применение на учебных занятиях комплексных практических квазипрофессиональных заданий.
Остановимся более подробно на практических заданиях. Задания могут быть: простыми (позволяют оценить только какое-либо знание или умение); комплексными (позволяют оценить умения и соответствующие им знания, может быть даже несколько); комплексными квазипрофессиональными (позволяют оценить умения и соответствующие им знания, в контексте каких-либо профессиональных компетенций). КВАЗИ… (от лат. quasi — якобы, как будто), приставка, означающая: «мнимый», «ненастоящий» «почти», «близко».
Для осуществления профильного подхода к обучению, формирования и оценивания компетенций обучающихся я остановила свой выбор именно на разработке и применении комплексных практических квазипрофессиональных заданий (КПКЗ). Каковы причины такого выбора? Основной проблемой любого профессионального образования является переход от учебной деятельности студента к будущей профессиональной. Выделяются следующие формы деятельности студента: учебная, квазипрофессиональная, учебно-профессиональная, которые направлены на его подготовку к будущей профессиональной деятельности. Учебная деятельность представляет собой теоретическое обучение, практические и лабораторные занятия и другие формы деятельности, осуществляемой в стенах учебного заведения. На данном этапе происходит передача и усвоение информации. Квазипрофессиональная деятельность — это практико-ориентированное, профильно-направленное теоретическое обучение, к которому можно отнести проектирование, различные игровые формы проведения учебных занятий, в ходе которых мы можем осуществлять моделирование отдельных фрагментов профессиональной деятельности [3,4]. Учебно-профессиональная деятельность представлена учебной и производственной практикой, учебно-исследовательской работой студентов, подготовкой к дипломному проектированию и сдаче демонстрационного экзамена. Это деятельность, соответствующая нормам собственно профессиональных и социальных отношений. Профессиональная деятельность — в условиях производства выпускник демонстрирует приобретенные им компетенции.
Но теоретическое обучение, особенно в рамках учебных предметов первого курса, оторвано от предстоящей профессиональной деятельности, ведь невозможно перенести саму производственную деятельность со всеми ее особенностями в стены учебного заведения. Вывод — необходимо промежуточное звено между учебной и собственно профессиональной деятельностью. Такая деятельность-посредник получила название «квазипрофессиональной» – деятельность студента, учебная по форме и профессиональная по содержанию [1,4]. Большинству преподавателей нашей цикловой комиссии доступна только эта промежуточная форма – квазипрофессиональная деятельность, так как учебно-исследовательская работа не всегда профессионально направлена и в учебно-исследовательских проектах задействованы далеко не все студенты. Приведу пример разработки КПКЗ для специальностей: 13.02.01 Тепловые электрические станции; 13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование, при изучении раздела «Общая и неорганическая химия»
Проектирование КПКЗ осуществляется в 4 этапа [3,4].
Этап 1. Анализ Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальностям: 13.02.01 Тепловые электрические станции; 13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование.
Этап 2. Анализ соответствия «Уметь» и «Знать». Знаком «+» отмечены умения и знания, уровень освоения которых можно оценить комплексно (табл. 1).
Этап 3. Анализ соответствия выбранных умений и знаний формируемым профессиональным компетенциям. Из перечня профессиональных компетенций, приведенных в ФГОС, необходимо выбрать компетенции формируемые данными умениями: ПК 1.2, 1.3, 2.1, 3.1, 4.1 и т.д.
(приложение 1 и приложение 2).
Этап 4. Разработка задания.
Комплексное квазипрофессиональное задание включает в себя описание смоделированной производственной ситуации, перечень практических заданий, которые необходимо выполнить обучающемуся для решения данной ситуации, перечень оборудования, справочные материалы (ГОСТ), позволяющие обучающемуся сделать необходимые выводы и разработать рекомендации по оптимизации технологического процесса [3,4]. Приведу примеры нескольких КПКЗ.
КПКЗ 1. Описание ситуации
В процессе длительной эксплуатации теплообменного оборудования с ним произошли различные процессы, которые привели к следующим амортизационным изменениям:
1. Химическое загрязнение. В процессе эксплуатации на пластинах теплообменника возникли процессы коррозии, и продукты этого химического процесса окисления осели на данном оборудовании. Для удаления продуктов коррозии используется раствор азотной кислоты, определенной концентрации. После обработки пластин теплообменника кислотой, его необходимо тщательно промыть водой, а затем, слабым раствором щелочи (например, NaOH).
А кроме того, на пластинах образовалась накипь, которая также представляет собой продукт химических реакций, происходящих при работе ИТП. Накипь представляет собой различные соли: карбонат кальция (нерастворимая соль угольной кислоты), сульфат кальция (малорастворимая соль серной кислоты), различные силикаты (нерастворимые соли кремниевой кислоты).
Задания:
а) Опишите при помощи уравнений химических реакций процесс химической коррозии пластин теплообменника, если учесть, что основой материала данных пластин является железо, а теплоносителем в данном случае является вода.
б) Определите тип этих реакций, класс и название продукта коррозии;
в) Проанализируйте, почему для удаления продукта коррозии с пластин теплообменника используется раствор азотной кислоты? Составьте уравнение данной химической реакции, укажите ее тип, класс и название продуктов данного процесса.
г) Какой тип химической реакции происходит при дополнительной промывке пластин раствором щелочи?
д) Для промывки пластин теплообменника необходимо приготовить 3% раствор азотной кислоты из имеющегося на производстве 60%-го раствора. Объем полученного раствора должен составлять 10 л. Рассчитайте какой объем концентрированной кислоты и какой объем воды вам понадобится?
е) Разработайте рекомендации по предотвращению данных амортизационных изменений оборудования, а также рекомендации по предотвращению попадания стоков в окружающую среду.
Справочные материалы:
1. Приложение 3. Таблица «Растворимость кислот, солей, оснований в воде»
2. Приложение 4. Таблица «Концентрация и плотность (г/мл) кислот и оснований при 200С»
КПКЗ 2. Описание ситуации
В процессе длительной эксплуатации теплообменного оборудования с ним произошли различные процессы, которые привели к следующим амортизационным изменениям:
1. На пластинах теплообменника возникли отложениями органического характера. С данными загрязнителями значительно лучше справляются щелочи. Щелочной гидролиз органических веществ происходит полностью. Щелочной реагент предприятие может приобрести либо в готовом виде, либо изготовить такую смесь самостоятельно, ведь на любом предприятии теплоэнергетики есть своя химическая лаборатория, а состав таких смесей определен соответствующими ГОСТами. Какие же химические реагенты подходят для щелочной очистки пластин теплообменника?
Это могут быть:
1. Гидроксид натрия (NaOH).
2. Фосфат натрия двеннадцативодный (Na3PO4∙12 H2O).
3. Нитрит натрия (NaNO2).
4. Карбонат натрия (Na2CO3).
Задания:
а) Рассчитайте массу карбоната натрия и объем воды для приготовления 2% раствора, объемом 20 мл.
б) Приготовьте раствор заданной концентрации для данной обработки на основании математических расчетов.
в) Соли, указанные в пунктах 2,3 и 4 не являются щелочами. Но механизм их действия сходен с механизмом действия щелочей. Объясните возникновение щелочной среды при растворении данных солей в воде. Как называется этот процесс? Составьте все необходимые уравнения реакций. Докажите практически наличие щелочной среды в данных растворах.
г) Подберите все необходимое оборудование для данных видов анализа, продемонстрируйте его применение в соответствии с методикой выполнения опытов, определенной правилами техники безопасности в химической лаборатории.
Перечень оборудования: химическая посуда, гидроксид натрия, карбонат натрия, фосфат натрия, нитрит натрия, универсальный желтый лакмус, фенолфталеин, дистиллированная вода, технические весы.
Справочные материалы:
1. Таблица «Растворимость кислот, солей, оснований в воде»
2. Таблица «Концентрация и плотность (г/мл) кислот и оснований при 200С».
КПКЗ 3. Описание ситуации
Наиболее важным этапом для бесперебойной работы теплотехнического оборудования, а именно в водоподготовке, является устранение жесткости воды. Какие же проблемы могут возникнуть при работе оборудования, если жесткость не устранена? Это накипь и коррозия.
Накипь на стенках котла снижает теплопередачу и перегревает стенки котла, приводит к потерям тепла и быстрому износу оборудования. Даже незначительный слой накипи на стенках приводит к отдушинам, свищам и разрыву труб. А при накоплении накипи вместе с продуктами окисления металлов, обязательно возникает процесс коррозии металлических поверхностей, что также приводит к разрывам трубопроводов и аварийным ситуациям.
В разных районах Ленинградской области природная вода, получаемая из скважин, может иметь разный химический состав. Это зависит от того, в какой породе пробурена скважина для забора воды. Если водоносная порода – это известняк, вода насыщена солями кальция и магния. Так же часто встречается железо и марганец, поступающие из прослоек железных и марганцевых руд.
Жёсткость воды – это совокупность химических и физических свойств воды, связанных с содержанием в ней солей кальция и магния.
Жёсткость воды бывает трех видов:
1. Временная (карбонатная) жёсткость, — обусловлена гидрокарбонатами кальция и магния Са(НСО3)2; Mg(НСО3)2 ;
2. Постоянная (некарбонатная) жёсткость — вызвана присутствием сульфатов и хлоридов Са2+ и Mg2+ (CaSO4, CaCl2, MgSO4, MgCl2);
3. Общая жесткость — включает в себя временную и постоянную жесткость.
Основными способами устранения жесткости воды являются:
1. Термоумягчение основано на реакциях, идущих под воздействием температуры.
2. Реагентное умягчение основано на реакциях взаимодействия солей, вызывающих жесткость, с фосфатом и карбонатом натрия.
Задания:
а) Опишите при помощи уравнений химических реакций процесс термоумягчения временной жесткости, определите тип этих реакций, класс и название продуктов реакций
б) Составьте уравнения химических реакций между солями, вызывающими постоянную жесткость и соответствующими реагентами, определите тип этих реакций, класс и название продуктов реакций.
в) Продемонстрируйте внешние эффекты, возникающие в реакциях реагентного умягчения. Подберите все необходимые реактивы для данных видов анализа, продемонстрируйте их применение в соответствии с методикой выполнения опытов, определенной правилами техники безопасности в химической лаборатории.
Перечень оборудования: химическая посуда, карбонат натрия, фосфат натрия, хлорид магния, хлорид кальция.
Справочные материалы:
1. Таблица «Растворимость кислот, солей, оснований в воде»
2. Таблица «Концентрация и плотность (г/мл) кислот и оснований при 200С».
Такие задания служат промежуточным этапом для перехода обучающегося и, затем, выпускника из стен образовательного учреждения в условия профессиональной деятельности, т.к. они моделируют многие производственные ситуации и формируют опыт решения проблемных ситуаций. Решение таких заданий действительно обеспечивает условия трансформации усвоенных знаний в профессионально значимые умения, позволяют оценить степень сформированности общих и профессиональных компетенций. Оценивание является более объективным, т.к. представляет собой сопоставление (в процессе наблюдения за ходом выполнения КПКЗ) продемонстрированных параметров деятельности с существующими эталонами и стандартами (в моем случае – с методикой выполнения анализа, правилами техники безопасности). Для более эффективной разработки таких заданий, с целью расширения их спектра необходимы консультации с преподавателями профессиональных модулей. Вариативность данных заданий обеспечивает индивидуальный подход к студентам. Данная методика совместима со многими образовательными технологиями и может использоваться преподавателями не только учебных дисциплин, но и междисциплинарных курсов, и профессиональных модулей.
Таблица 1. Знания и умения
Знать
Уметь |
ПРб 01. сформированность представлений: о химической составляющей естественнонаучной картины мира, роли химии в познании явлений природы, в формировании мышления и культуры личности, ее функциональной грамотности, необходимой для решения практических задач и экологически обоснованного отношения к своему здоровью и природной среде;
|
ПРб 02. владение системой химических знаний (химический элемент, атом, электроотрицательность, степень окисления, химическая связь, моль, молярная масса, молярный объем, кристаллическая решетка, типы химических реакций: окислительно-восстановительные, экзо-и эндотермические, реакции ионного обмена; раствор, электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация, окислитель, восстановитель), теории и законы (теория электролитической диссоциации, периодический закон Д.И. Менделеева, закон сохранения массы), закономерности, символический язык химии, фактологические сведения о свойствах, составе, получении и безопасном использовании важнейших неорганических веществ в быту и практической деятельности человека
|
ПРб 03. сформированность умений выявлять характерные признаки и взаимосвязь изученных понятий, применять соответствующие понятия при описании строения и свойств неорганических веществ и их превращений; выявлять взаимосвязь химических знаний с понятиями и представлениями других естественнонаучных предметов; |
+ |
+ |
ПРб 04. сформированность умений использовать наименования химических соединений международного союза теоретической и прикладной химии и тривиальные названия важнейших веществ, составлять формулы неорганических веществ, уравнения химических реакций, объяснять их смысл; подтверждать характерные химические свойства веществ соответствующими экспериментами и записями уравнений химических реакций; |
+ |
+ |
ПРб 05. сформированность умений устанавливать принадлежность изученных неорганических к определенным классам и группам соединений, характеризовать их состав и важнейшие свойства; определять виды химических связей (ковалентная, ионная, металлическая, водородная), типы кристаллических решеток веществ; классифицировать химические реакции; |
+ |
+ |
ПРб 06. владение основными методами научного познания веществ и химических явлений (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование); |
+ |
+ |
ПРб 07. сформированность умений проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям химических реакций с использованием физических величин, характеризующих вещества с количественной стороны: массы, объема (нормальные условия) газов, количества вещества; использовать системные химические знания для принятия решений в конкретных жизненных ситуациях, связанных с веществами и их применением; |
+ |
+ |
ПРб 08. сформированность умений планировать и выполнять химический эксперимент в соответствии с правилами техники безопасности при обращении с веществами и лабораторным оборудованием; представлять результаты химического эксперимента в форме записи уравнений соответствующих реакций и формулировать выводы на основе этих результатов; |
+ |
+ |
ПРб 09. сформированность умения анализировать химическую информацию, получаемую из разных источников; |
+ |
+ |
ПРб 10. сформированность умений соблюдать правила экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности в целях сохранения своего здоровья и окружающей природной среды; учитывать опасность воздействия на живые организмы определенных веществ, понимая смысл показателя предельной допустимой концентрации |
+ |
+ |
Приложение 1
Выписка
из Федерального государственного образовательного стандарта
среднего профессионального образования по специальности
13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование
3.4. Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать профессиональными компетенциями (далее — ПК), соответствующими основным видам деятельности:
3.4.1. Техническая эксплуатация теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения:
ПК 1.1. Осуществлять пуск и остановку теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения;
ПК 1.2. Управлять режимами работы теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения;
ПК 1.3. Осуществлять мероприятия по предупреждению, локализации и ликвидации аварий теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения.
3.4.2. Ремонт теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения:
ПК 2.1. Выполнять дефектацию теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения;
ПК 2.2.Производить ремонт теплотехнического оборудования и систем тепло-и топливо снабжения;
ПК 2.3. Вести техническую документацию ремонтных работ.
3.4.3.Наладка и испытания теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения:
ПК 3.1. Проводить наладку и испытания теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения;
ПК 3.2. Составлять отчетную документацию по результатам наладки и испытаний теплотехнического оборудования и систем, тепло- и топливоснабжения.
3.4.4. Организация и управление работой обслуживающего персонала теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения:
ПК 4.1. Планировать и организовывать производственную деятельность обслуживающего персонала теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения;
ПК 4.2.Осуществлять оценку экономической эффективности производственной деятельности обслуживающего персонала теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения;
ПК 4.3.
Осуществлять оценку выполнения требований правил охраны труда и
промышленной безопасности обслуживающего персонала теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения.
Приложение 2
Выписка
из Федерального государственного образовательного стандарта
среднего профессионального образования по специальности
13.02.01 Тепловые электрические станции
3.4. Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать профессиональными компетенциями (далее — ПК), соответствующими основным видам деятельности:
3.4.1. Обслуживание котельного оборудования на ТЭС:
ПК 1.1. Проводить эксплуатационные работы на основном и вспомогательном оборудовании котельного цеха, топливоподачи и мазутного хозяйства;
ПК 1.2. Обеспечивать подготовку топлива к сжиганию;
ПК 1.3. Контролировать работу тепловой автоматики и контрольно-измерительных приборов в котельном цехе;
ПК 1.4. Проводить наладку и испытания основного и вспомогательного оборудования котельного цеха;
3.4.2. Обслуживание турбинного оборудования на ТЭС:
ПК 2.1. Проводить эксплуатационные работы на основном и вспомогательном оборудовании турбинного цеха;
ПК 2.2. Обеспечивать водный режим электрической станции;
ПК 2.3. Контролировать работу тепловой автоматики, контрольно-измерительных приборов, электрооборудования в турбинном цехе;
ПК 2.4. Проводить наладку и испытания основного и вспомогательного оборудования турбинного цеха;
3.4.3. Ремонт теплоэнергетического оборудования:
ПК 3.1. Планировать и обеспечивать подготовительные работы по ремонту теплоэнергетического оборудования;
ПК 3.2. Определять причины неисправностей и отказов работы теплоэнергетического оборудования;
ПК 3.3. Проводить ремонтные работы и контролировать качество их выполнения.
3.4.4. Контроль технологических процессов производства тепловой энергии и управление им:
ПК 4.1. Управлять параметрами производства тепловой энергии;
ПК 4.2. Определять технико-экономические показатели работы основного и вспомогательного оборудования ТЭС;
ПК 4.3. Оптимизировать технологические процессы.
3.4.5. Организация и управление работами коллектива исполнителей:
ПК 5.1. Планировать работу производственного подразделения;
ПК 5.2. Проводить инструктажи и осуществлять допуск персонала к работам;
ПК 5.3. Контролировать состояние рабочих мест и оборудования на участке в соответствии с требованиями охраны труда;
ПК 5.4. Контролировать выполнение требований пожарной безопасности.
Приложение 3
Справочные материалы
Концентрация и плотность (г/мл) кислот и оснований при 200С
W(%) |
H2SO4 |
HCl |
HNO3 |
H3PO4 |
CH3COOH |
NaOH |
KOH |
NH4OH
|
1 |
1,005 |
1,003 |
1,004 |
1,004 |
1,000 |
1,010 |
1,007 |
0,994 |
2 |
1,012 |
1,008 |
1,009 |
1,009 |
1,001 |
1,021 |
1,017 |
0,990 |
3 |
1,018 |
1,013 |
1,015 |
1,015 |
1,003 |
1,032 |
1,026 |
0,985 |
4 |
1,025 |
1,018 |
1,020 |
1,020 |
1,004 |
1,043 |
1,035 |
0,981 |
5 |
1,032 |
1,023 |
1,026 |
1,026 |
1,006 |
1,054 |
1,044 |
0,977 |
6 |
1,039 |
1,028 |
1,031 |
1,031 |
1,007 |
1,065 |
1,053 |
1,973 |
7 |
1,045 |
1,033 |
1,037 |
1,037 |
1,008 |
1,076 |
1,062 |
1,969 |
8 |
1,052 |
1,038 |
1,043 |
1,042 |
1,010 |
1,087 |
1,072 |
1,965 |
9 |
1,059 |
1,043 |
1,049 |
1,048 |
1,011 |
1,098 |
1,081 |
1,961 |
10 |
1,066 |
1,047 |
1,054 |
1,053 |
1,013 |
1,109 |
1,090 |
1,958 |
12 |
1,080 |
1,057 |
1,066 |
1,065 |
1,015 |
1,131 |
1,109 |
0,950 |
14 |
1,095 |
1,068 |
1,078 |
1,076 |
1,018 |
1,153 |
1,128 |
0,943 |
16 |
1,109 |
1,078 |
1,090 |
1,088 |
1,021 |
1,175 |
1,148 |
0,936 |
18 |
1,124 |
1,088 |
1,103 |
1,101 |
1,024 |
1,197 |
1,167 |
0,930 |
20 |
1,139 |
1,098 |
1,115 |
1,113 |
1,026 |
1,219 |
1,186 |
0,923 |
22 |
1,155 |
1,108 |
1,128 |
1,126 |
1,029 |
1,241 |
1,206 |
0,916 |
24 |
1,170 |
1,119 |
1,140 |
1,140 |
1,031 |
1,263 |
1,226 |
0.910 |
26 |
1,186 |
1,129 |
1,153 |
1,153 |
1,034 |
1,285 |
1,247 |
0,904 |
28 |
1,202 |
1,139 |
1,167 |
1,167 |
1,036 |
1,306 |
1,267 |
0,898 |
30 |
1,219 |
1,149 |
1,180 |
1,181 |
1,038 |
1,328 |
1,288 |
0,892 |
35 |
1,260 |
1,174 |
1,214 |
1,216 |
1,044 |
1,380 |
1,341 |
|
40 |
1,303 |
1,198 |
1,246 |
1,254 |
1,049 |
1,430 |
1,396 |
|
45 |
1,348 |
|
1,278 |
1,293 |
1,053 |
1,478 |
1,452 |
|
50 |
1,395 |
|
1,310 |
1,335 |
1,058 |
1,525 |
1,511 |
|
55 |
1,445 |
|
1,339 |
1,379 |
1,061 |
|
|
|
60 |
1,498 |
|
1,367 |
1,426 |
1,064 |
|
|
|
65 |
1,553 |
|
1,391 |
1,476 |
1,067 |
|
|
|
70 |
1,611 |
|
1,413 |
1,526 |
1,069 |
|
|
|
75 |
1,669 |
|
1,434 |
1,579 |
1,070 |
|
|
|
80 |
1,727 |
|
1,452 |
1,633 |
1,070 |
|
|
|
85 |
1,779 |
|
1,469 |
1,689 |
1,069 |
|
|
|
90 |
1,814 |
|
1,483 |
1,746 |
1,066 |
|
|
|
92 |
1,824 |
|
1,487 |
1,770 |
1,064 |
|
|
|
94 |
1,831 |
|
1,491 |
1,794 |
1,062 |
|
|
|
96 |
1,836 |
|
1,495 |
1,819 |
1,059 |
|
|
|
98 |
1,836 |
|
1,501 |
1,844 |
1,055 |
|
|
|
100 |
1,831 |
|
1,513 |
1,870 |
1,050 |
|
|
|
Растворимость кислот, солей, оснований в воде Приложение 4
АНИОНЫ
|
КАТИОНЫ |
|||||||||||||||||||
H+ |
Li+ |
K+ |
Na+ |
NH4+ |
Ba2+ |
Ca2+ |
Mg2+ |
Sr2+ |
Al3+ |
Cr3+ |
Fe2+ |
Fe3+ |
Ni2+ |
Cu2+ |
Mn2+ |
Zn2+ |
Ag+ |
Hg2+ |
Pb2+ |
|
ОН— |
― |
Р |
Р |
Р |
Р |
Р |
М |
Н |
М |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
― |
― |
Н |
F— |
Р |
Р |
Р |
Р |
Р |
М |
Н |
Н |
М |
Р |
Н |
Н |
Н |
Р |
Р |
М |
Р |
Р |
М |
Н |
Cl— |
Р |
Р |
Р |
Р |
Р |
Р |
Р |
Р |
Р |
Р |
Р |
Р |
Р |
Р |
Р |
Р |
Р |
Н |
Р |
М |
Br— |
Р |
Р |
Р |
Р |
Р |
Р |
Р |
Р |
Р |
Р |
Р |
Р |
Р |
Р |
Р |
Р |
Р |
Н |
М |
М |
I— |
Р |
Р |
Р |
Р |
Р |
Р |
Р |
Р |
Р |
Р |
? |
Р |
? |
Р |
Р |
Р |
Р |
Н |
Н |
Н |
S2- |
Р |
Р |
Р |
Р |
Р |
Р |
М |
Н |
Р |
― |
― |
Н |
― |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
SO32- |
Р |
Р |
Р |
Р |
Р |
М |
М |
М |
Н |
? |
― |
М |
? |
Н |
? |
? |
М |
Н |
Н |
Н |
SO42- |
Р |
Р |
Р |
Р |
Р |
Н |
М |
Р |
Н |
Р |
Р |
Р |
Р |
Р |
Р |
Р |
Р |
М |
― |
Н |
NO3— |
Р |
Р |
Р |
Р |
Р |
Р |
Р |
Р |
Р |
Р |
Р |
Р |
Р |
Р |
Р |
Р |
Р |
Р |
Р |
Р |
NO2— |
Р |
Р |
Р |
Р |
Р |
Р |
Р |
Р |
Р |
? |
? |
? |
? |
Р |
? |
? |
? |
М |
? |
? |
PO43- |
Р |
Н |
Р |
Р |
― |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
CO32- |
Р |
Р |
Р |
Р |
Р |
Н |
Н |
Н |
Н |
? |
? |
Н |
? |
Н |
Н |
Н |
Н |
Н |
? |
Н |
CH3COO— |
Р |
Р |
Р |
Р |
Р |
Р |
Р |
Р |
Р |
― |
Р |
Р |
― |
Р |
Р |
Р |
Р |
Р |
Р |
Р |
SiO32- |
Н |
Р |
Р |
Р |
? |
Н |
Н |
Н |
Н |
? |
? |
Н |
? |
? |
? |
Н |
Н |
? |
? |
Н |
ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКИЙ РЯД НАПРЯЖЕНИЙ МЕТАЛЛОВ
Li, K, Ba, Ca, Na, Mg, Al, Mn, Zn, Cr, Fe, Co, Sn, Pb, H2, Cu, Hg, Ag, Au
ослабление восстановительных свойств, активности
РЯД ЭЛЕКТРООТРИЦАТЕЛЬНОСТИ НЕМЕТАЛЛОВ
H, As, I, Si, P, Se, C, S, Br, Cl, N, O, F
усиление электроотрицательности
Литература
1. Вербицкий А.А., Бакшаева Н.А. Проблема трансформации мотивов в контекстном обучении // http://www.library.by/portalus/modules/psychology/
2. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2021.
3. Золотцева В.В. Инновационные подходы к комплексному учебно-методическому обеспечению основной профессиональной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС, Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования. – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2022.
4. Золотцева В.В. Проектирование процедуры оценки освоения компетенций как главное условие реализации ФГОС. Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования. – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2022.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальностям: 13.02.01 Тепловые электрические станции; 13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование.