Автор: Калентьева Людмила Николаевна
Эмоциональный монолог педагога
Л.Н Калентьева педагог дополнительного образования
МБОУ ДО «ЦДОД им. В.Волошиной»
город Кемерово, Кемеровская область
Я вхожу в класс с лёгким волнением — оно уже давно стало моим неизменным спутником. Шёпот застеленных голосов превращается для меня в музыку: сверчки тетрадей, лёгкий шорох учебников. Я глубоко вздыхаю, стараясь отрешиться от собственного сомнения, но сердце всё равно учащённо бьётся, когда встречает десятки любознательных глаз. Поднимая руку, чтобы включить свет или сменить тему на доске, я чувствую лёгкую дрожь в пальцах: её не спрошу у коллег, но она со мной каждое утро, как тихий свидетель ответственности. Я улыбаюсь себе в зеркало внутреннего монолога: «Ничего, ты давно уже мастер, это всего лишь очередная история, которую ты рассказываешь детям».
Класс оживает постепенно. Кто-то фиксирует на мне пристальный взгляд, кто-то перезнакомится пальцами с тетрадкой, кто-то — мечтательно смотрит в окно. Я ловлю эти маленькие детали и сразу ощущаю радость: например, когда ученики задают вопросы, я понимаю, что дал им пищу для размышлений. Каждый их вопрос — словно лучик вдохновения, который я впитываю и берегу. А если кто-то отрешённо смотрит в окно, я делаю паузу и обращаюсь к нему: интересная история или смешной пример обычно «выдергивают» даже самых рассеянных. Мне важно, чтобы ни один ребёнок не остался позади, и в такие моменты внутренний монолог вслух говорит: «Ничего, ты рядом, я замечаю каждого».
Порой во время урока моё сознание уносит волной воспоминаний. Я вижу себя совсем молодым — робким и тревожным — на первом месяце работы, когда рука буквально дрожала над доской, а каждое «Здравствуйте» давалось с усилием. Помню, как тогда бабочки в желудке порхали сильнее, чем сейчас. Теперь я знаю: важно поговорить с ними, как со старыми друзьями. Часто в критические мгновения я благодарю эту тревогу: ведь без неё я не стал бы таким внимательным к детям. Когда волна тревоги поднимается, я стараюсь встряхнуться глубоким вдохом, повторяю про себя: «Ты готов, всё будет хорошо». И, перефразировав старую шутку, продолжаю урок — смелее, чем до этого. Во мне пробуждается тихая гордость за то, как я с ней справляюсь.
Важные моменты учительского счастья живут и в маленьких деталях. Я ощущаю тепло на лице, когда в ответ на объяснение математической задачи кто-то искренне улыбается — у него получилось. Это как тихий огонёк благодарности в буре волнения. Или когда после урока ко мне подходит ребёнок и тихо говорит «спасибо» — всё во мне затихает от гордости и умиления. Эти мгновения возвращают уверенность и силы на весь следующий день. Я запоминаю их, как якоря доброжелательности, которые всегда подстраховывают в будни.
Иногда учитель чувствует усталость в середине урока, и я не исключение. Если энергия начинает спадать, я стараюсь об этом не показывать: слегка притормаживаю шаг, делаю глубокий вдох. Часто после нескольких минут тишины, перевода темы или короткой шутки ко мне возвращается бодрость. Каждый разговор с одним из ребят или неожиданный правильный ответ поднимают настроение. Ощущение усталости растворяется, заменяясь теплом: я понимаю, что не один в этом кабинете — вместе мы учим и учимся.
Сколько себя помню, я мечтал, чтобы мои уроки были такими, к каким сам стремился в юности: понятными и полными интереса. И вот я стою здесь, у доски, держа курс на каждую детскую улыбку и тишину понимания. Каждый урок похож на маленький морской поход — полон волнений, порой штормов, но и удивительных открытий. Когда же звенит звонок на перемену, в груди разливается тёплая усталость: я прожил ещё один урок, сделал свой шаг. И возвращаясь домой, я знаю — на душе не пусто, а тихо сияет звезда прожитого дня: смешанное чувство удовлетворения и радости за новых маленьких «капитанов», отпущенных в свой собственный образовательный путь.
Литература
1. Концепция развития дополнительного образования детей [Электронный ресурс] // Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации. 2011. URL: http://минобрнауки.рф/документы/4429, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус. (дата обращения 03.06.2025).