Этапы патриатического воспитания

Автор: Кузакова А.Г., Канафина Н.С.

Этапы патриотического воспитания

В развитии патриотизма, согласно точке зрения выдающегося педагога К. Д. Ушинского,  можно  выделить этапы, которые следует учитывать при воспитании детей.

Первый этап – инстинктивный патриотизм, выраженный в словах: «Люблю я Родину, за что не знаю сам». Принимая во внимание это утверждение, заметим, что речь идет о недостаточной осознанности детьми самого понятия и противопоставлении его сознательному патриотизму. Инстинктивный характер патриотизма как прирожденной склонности, на которую всегда может рассчитывать воспитание, отражен в идее народности К. Д. Ушинского: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями». Педагог полагал, что народность – единственный источник жизни государства, и всего его члены черпают в любви к Отечеству силы для своей общественной деятельности. Опора на инстинктивный характер патриотизма в воспитании детей очень важна, поскольку является базой для развития у детей патриотизма сознательного.

Второй этап – потребность в любви к ближним. Ощущая на себе заботу старших, ребенок проникается к ним чувством благодарности, которое в дальнейшем должно объять все человечество. При этом любовь к близким людям переносится ребенком на предметы, привычки, понятия, присущие им. Данный этап Н. М. Карамзин охарактеризовал как привязанность к социальной среде – окружающим людям с их менталитетом, обычаям, взаимоотношениям, законами и т.д.

Третий этап – привязанность к физической среде с её горами, долинами, реками, теплым или холодным климатом, проявляющаяся в пристрастии к окружающей природе, играм первых лет жизни, вызывающим приятные воспоминания о детстве у взрослого человека. Д. И. Писарев называл это стремлением «любить и защищать совокупность тех предметов, которые составляют Родину».

Четвертый этап – привязанность к духовной среде: народному творчеству, литературе, искусству, науке и т.д. На данном этапе в результате обогащения патриотических чувств историческими и гражданскими понятиями, которые приобретает ребенок, происходит трансформация инстинктивного патриотизма в сознательный. В связи с этим перед родителями и образовательными учреждениями встает задача превращать воспитанников в здоровых и мыслящих людей. Сущность патриотизма как физической, социальной и духовной привязанности раскрыта в известной песне «С чего начинается Родина?»

Сознательный, глубоко коренящийся в сердце патриотизм, К. Д. Ушинский называл отрадной чертой народного характера, подчеркивая, что патриотизм проявляется не только в битвах с внешними врагами, но и в смелом слове истины, высказать которое опаснее, «чем подставить лоб под вражескую пулю, которая, «авось», пролетит мимо».

Несомненной заслугой  К. Д. Ушинского является выделение родиноведческого направления, трактуемого как обучение географии на местном материале, составляющее основу современного краеведения. Родиноведение он позаимствовал в швейцарских школах в качестве наглядного изучения того уголка природы, в котором живет ребенок, поскольку такое обучение сближает с великим наставником – природой. Он считал странным, что воспитательное влияние природы, которое каждый испытывал на себе, так мало оценено в педагогике, и настаивал на широком использовании в обучении и воспитании методов наблюдения и экскурсий.

Пятый этап – объективная оценка родного. Увлечение общими народными или государственными чертами требует их объективного оценивания. Приобретение новых понятий расширяет кругозор ребенка, приводит к различению хорошего и дурного в предмете, ранее казавшемся совершенным. Постепенно он отрешается от безусловного пристрастия и приобретает верный взгляд сначала на свое родное семейство, на свое село, свой уезд, потом на свою губернию, наконец, на столицу и т.д. В результате происходит отрешение от предрассудков местности и формирование общих народных или государственных черт.

Для раннего этапа характерно воспитание гражданственности как высшего проявления патриотизма. Важна постановка вопроса А. Н. Острогорским о гармонизации прав детей и взрослых в семье. Равноправие членов семьи достигается в том случае, если они живут общей жизнью, знают и сообща делят радости и горести. Общие интересы будничной жизни обеспечивают нравственную связь членов семьи.

Е. Н. Водовозова, разделяя его точку зрения, рассматривала активное участие ребенка в жизнедеятельности семьи как необходимое условие, при котором он научится сначала любить свою семью, а затем и Отечество, будет способен жертвовать собственными интересами ради ближних. Подчеркивая необходимость использования каждой возможности для управления ребенком в проявлении альтруистических склонностей и любви к окружающим, она рекомендовала родителям придерживаться с ранних лет трех правил воспитания детей в семье:

·         учить ребенка строго выполнять свои обязанности;

·         делиться всем своим имуществом с окружающими;

·         помогать окружающим и близким.

Выполнение этих правил, по ее мнению, формирует в детях ответственность за поступки и развивает их самостоятельность как необходимое условие жизнедеятельности свободного гражданина.

Шестой этап – изучение историко-культурного развития других народов и государства вообще. На данном этапе происходит органическая взаимосвязь патриотического и интернационального воспитания подрастающего поколения. Особенностью патриотизма становится исключение враждебности к другим народам и готовность человека трудиться для всего человечества, если он может принести ему пользу. На эту особенность обращал внимание Д. И. Писарев, понимая патриотизм как союз между всеми людьми, исключающий слепое увлечение своим и гонение чужого, работу на благо человечества, но «теми средствами, которые находятся у нас под руками, в той сфере, где мы поставлены».

Седьмой этап – активный характер патриотизма, проявляющийся в практической деятельности на благо Отечества. Знание исторических законов развития народов, понимание общественных нужд и потребностей человечества вызывает у индивида желание перенести свои теоретические взгляды и убеждения в сферу практической деятельности.

П. П. Блонский считал, что отсутствие деятельностной, плодотворной любви к Отечеству, проявляющейся в повседневных, будничных делах, составляет одно из главных препятствий для прогресса в России. «Уже достаточно общей стала фраза, что мы прекрасно умеем умирать за Россию, но умеем ли мы жить для нее? Мы, может быть, необычайно способны к любви, и любим мы сильно и глубоко, но умеем ли мы любить, умеем ли мы воплощать порывы нашего сердца и проявлять активно нашу любовь так, чтобы она согревала и оживляла тех, кого мы любим?».

Поскольку деятельность человека, его желания и силы не могут простираться одинаково на весь мир, он должен ограничить круг своей деятельности и, скорее всего, выберет Отечество. Ограничение человеком деятельности в пределах своей страны является следствием осознания, что здесь его настоящее место, на котором он может быть наиболее полезен.

Важное значение на этом этапе приобретает умение человека трудиться, его трудолюбие. Социальная ценность труда человека состоит в установлении крепкой и надежной связи с обществом, на пользу которого он направлен. Как отмечал Д. И. Писарев, развивая в своих воспитанниках рабочие силы и любовь к труду, образовательные учреждения готовят из них превосходных патриотов.

Патриотическое видение мира детей зависит от личного материального и духовного вклада в процветание родной земли. Приоритетное значение в воспитании детей В. А. Сухомлинский отводил идее, что Родина для человека – самое дорогое и  священное, без чего человек перестает быть личностью. Размышление о судьбе Родины выводит ребенка за пределы удовлетворения собственных потребностей. При этом важно, чтобы личностно-значимым для него становилось конкретное дело, непосредственно не затрагивающее его личные интересы.

Краеведение служит средством преодоления беспочвенной индифферентности детей, а экскурсии являются «живой школой», которая стоит всех вместе взятых других форм воспитания. Опираясь на принцип воспитания «от близкого к далекому», педагоги связывают начало патриотического воспитания с краеведением. Сначала среда существует как семья, в которой растет ребенок. Затем его кругозор расширяется до школы и улицы, впоследствии – до родного города, страны, всего культурного мира.

 

×
×