Автор: Лепп Наталья Анатольевна
Этапы становления субъектности ребёнка:
1. Диагностико-прогностический. Разработка и проведение мониторинга развития субъектности воспитанников, алгоритма создания интерактивной мастерской, модели директории и программы действий.
2. Деятельностный. Реализация условий развития субъектности воспитанников.
3. Аналитический. Итоговая диагностика, рефлексия деятельности.
Диагностико-прогностический этап предполагает разработку и проведение мониторинга развития субъектности воспитанника, алгоритма создания интерактивной мастерской, модели директории и программы действий. На этом этапе важно изучить психолого-педагогическую литературу, выявить сущность понятия «субъектность».
Деятельностный этап связан с реализацией условий развития субъектности воспитанника. Субъектность развивается в деятельности, где ребёнок может свободно заявить о себе, своём желании, реализовать его без давления со стороны взрослого. Для этого важно создать разнообразную детскую деятельность, развивать самостоятельность и творчество детей при выборе содержания деятельности и средств её реализации.
Аналитический этап включает итоговую диагностику и рефлексию деятельности. Важно оценить результаты работы, чтобы определить, насколько успешно развивается субъектная позиция ребёнка.
Таким образом, каждый из этапов связан с важными аспектами развития субъектности, где на первом этапе происходит изучение проблемы и разработка необходимых инструментов, на втором — создание условий для развития субъектности, а на третьем — оценка результатов и определение дальнейших шагов.
Изменения среды образовательной организации под потребности ребёнка и педагогические действия для поддержки и развития самостоятельности и субъектности ребёнка:
· Создание предметно-пространственной развивающей среды. Она должна быть направлена на развитие субъектности ребёнка.
· Поддержка и инициирование взаимодействия ребёнка с людьми. Это могут быть сверстники, старшие, младшие, родители и другие.
· Знание и принятие взрослыми индивидуальных особенностей ребёнка и его истории взросления.
· Готовность взрослых отступить (поступиться своими педагогическими интересами) в том случае, если инициатива не принимается детьми.
· Отведение времени для свободной игры.
Приёмы развития познавательной активности и освоения ребенком позиции субъекта деятельности:
· использование игровых ситуаций, требующих оказания помощи любому персонажу;
· использование дидактических игр, в которых решение дидактической задачи для взрослого связано с игровой задачей для детей;
· использование интерактивных и компьютерных игр;
· придумывание новых игр и упражнений совместно с детьми и использование их в работе;
· привлечение детей к оценке результатов своей работы, достижений и затруднений;
развитие навыков самооценки и самоконтроля.