ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ – ВАЖНЕЙШИЕ СРЕДСТВА УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ, ФИЗИЧЕСКОГО И НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Автор: Аверина Ирина Ивановна

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ – ВАЖНЕЙШИЕ СРЕДСТВА УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ, ФИЗИЧЕСКОГО И НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аверина Ирина Ивановна,

областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Курский монтажный техникум имени Героя России А. В. Лапшина»

 

Здоровье – это единственное благо,

которое каждый отнимает у себя сам.

Михаил Мамчич

Физическая культура и спорт – это одно из важнейших средств воспитания человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Физическая культура – сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. Физическая культура – часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития [3].

Спорт – организованная по определенным правилам деятельность людей, состоящая в сопоставлении их физических или интеллектуальных способностей, а также подготовка к этой деятельности и межличностные отношения, возникающие в её процессе [2].

Спорт представляет собой род физической и интеллектуальной активности, совершаемой с целью соревнования, а также целенаправленной подготовки к ним путём разминки, тренировки. В сочетании с отдыхом, стремлением постепенного улучшения физического здоровья, повышения уровня интеллекта, получения морального удовлетворения, стремления к совершенству, улучшению личных, групповых и абсолютных рекордов, славе, улучшения собственных физических возможностей и навыков, спорт предназначен для совершенствования физико-психических характеристик человека [2].

Спорт – составная часть физической культуры. Это собственно соревновательная деятельность и подготовка к ней. В нём ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, мобилизация физических, психических и нравственных качеств человека. Спорт необходим для того, чтобы влиять на общество. Спорт даёт возможность укреплять здоровье и продлевать творческое долголетие. Цель спорта – это достижение максимально возможных результатов или побед на спортивных соревнованиях [2].

Здоровый человек – это, прежде всего, человек, который приносит ощутимую пользу своему государству, обществу, семье. Современные подростки растут и развиваются в эпоху искусственного интеллекта, где компьютеры, ноутбуки, планшеты, Интернет притягивают их внимание, удерживая перед монитором. Вследствие этого, большая часть свободного времени, которое должно было бы быть потрачено обучающимися на прогулки, занятия физической культурой и спортом, просиживается ими в душных, мало проветриваемых помещениях, мешая нормальному физическому развитию и нанося вред здоровью. Самое страшное то, что многие родители считают, что пусть лучше подросток будет дома за компьютером, чем неизвестно где, имея ввиду различные клубы по интересам и спортивные секции. Но, как известно, всё хорошо в меру. И в жизни подростка должно быть место и играм, и спорту, и обучению, и компьютерам.

Деятельность профессиональных образовательных организаций способствует сохранению и укреплению здоровья обучающихся. В техникуме обучаются различные категории обучающихся, имеющих отличия в физической подготовке и физической подготовленности. Интерес к физической культуре и спорту снижается из года в год. Обучающиеся не желают тратить время на выполнение физических упражнений это приводит к развитию заболеваний сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, почек, зрения, осанки.

Общей целью физического воспитания техникума является: привлечение обучающихся к систематическим занятиям физической культуры и спортом, а также организация совместных действий преподавателей физической культуры, мастеров производственного обучения, классных руководителей, воспитателей общежития и родителей обучающихся.

Задачи физической культуры направлены на физическое воспитание личности, приобретение, закрепление и совершенствование умений и навыков, полученных на уроках, физическое совершенствование, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, выявление и отбор наиболее одарённых подростков, создание условий для подготовки в области физической культуры и спорта.

Вся работа в техникуме реализовывается через процесс физкультурного образования. Под физкультурным образованием мы понимаем специализированный педагогический процесс усвоения ценностей физической культуры для разумного удовлетворения материальных и духовных потребностей человека, развития его физических и умственных способностей, целенаправленного преобразования его эмоционально-духовных качеств. Физкультурное образование носит непрерывный, развивающий характер и реализуется через различные виды физической культуры, спорт, физическую рекреацию и физическую реабилитацию, удовлетворяющие личностные и общественные потребности обучающихся.

С целью увлечения большего количества подростков к занятиям физической культуры и спортом в техникуме работают спортивные секции: «Настольный теннис», «Волейбол», «Баскетбол», «Футбол», «Атлетическая гимнастика». Подробнее остановимся на работе спортивной секции «Баскетбол». Она является внеурочной формой физического воспитания. Обучающиеся, полюбившие на уроках физической культуры упражнения с баскетбольным мячом, с удовольствием продолжают занятия в секции баскетбола.

 Баскетбол – это спортивная игра с нестандартными движениями и работой переменной мощности. Она требует от юных спортсменов автоматизации двигательных навыков, высокой подвижности нервных процессов, совершенной деятельности анализаторов. Захваты, перехваты, финты, прыжки и столкновения игроков – основной арсенал технических приемов, которым необходимо научить обучающихся для освоения игры [1]. В своей работе использую оптимальные формы и методы обучения.

Баскетбол является командным видом спорта, поэтому использую в работе индивидуальные, групповые и командные тактические действия. В этой же последовательности и изучаем их с юными спортсменами. В процессе изучения индивидуальных тактических действий занимающиеся приучаются мыслить во время игры, избирая лучший путь для решения стоящей перед ними задачи. Групповая тактика предусматривает участие в игровом эпизоде двух и более баскетболистов, то есть группы игроков. Командные тактические действия представляют собой взаимодействие игроков всей команды. Выполнение вышеперечисленных тактических действий направлено на формирование командного духа, сближает игроков, учит взаимопомощи, поддержке друг друга.

Занимаясь баскетболом, юные спортсмены проявляют свои физические способности в разнообразной игровой деятельности, достигают успеха за счёт инициативы, решительности, смелости и других личностных качеств. Они испытывают гордость за достигнутые успехи. Это является побудительным мотивом для систематических занятий в секции баскетбола. Для развития их интереса на занятиях используются краткие рассказы о лучших игроках мирового и отечественного баскетбола, организуются просмотры видеоматериалов.

Достаточная двигательная активность является необходимым условием гармоничного развития личности. Физические упражнения способствуют хорошей работе органов пищеварения, помогая перевариванию и усвоению пищи, активизируют деятельность печени и почек, улучшают работу желез внутренней секреции: щитовидной, половых, надпочечников, играющих огромную роль в росте и развитии молодого организма. С помощью наук анатомия и физиология человека мы знаем особенности анатомического и физиологического развития всех возрастных периодов. Знание особенностей развития даёт возможность разработке и применению эффективных средств и методов на занятиях баскетболом. Перед педагогом стоит задача заложить хорошую базу физической подготовки для дальнейшего тренировочного процесса с применением разнообразных форм и методов подготовки обучающихся.

В учебно-тренировочном процессе большое внимание уделяется естественным движениям. Для этого вводятся беговые упражнения, различные способы передвижения, например, приставными шагами, спиной вперёд, вышагивание, повороты, с выполнением прыжка под щитом или остановки в два шага и изменением направления дальнейшего передвижения. Совершенствуется техника передвижения в различных соревновательных эстафетах. Соревновательно-игровой метод применяется на стадии закрепления и совершенствования игрового навыка. К числу основных физических (двигательных) качеств, обеспечивающих высокий уровень работоспособности человека, относятся сила, быстрота и выносливость. Перечисленные качества развиваются с помощью подвижных игр: «Подбрось-поймай», «Скрытый пас», «Снайперские броски», «Мяч в кольцо». Многие из применяемых игр способствуют развитию духовно-нравственных качеств: работа в команде, взаимопомощь, взаимовыручка, коллективное взаимодействие, соперничество. Например: «Перехвати мяч», «Борьба за мяч», «Подвижная цель», «Вырви мяч», «Двадцать пять передач».

Показательные выступления занимающихся в секции баскетбола, выполняющих ведение мяча различными способами и соревнующихся в бросках с места и в движении, не оставляют равнодушными зрителей, создают мотивацию для совершенствования мастерства баскетболистов и привлекают к занятиям баскетболом новичков. Проводимые областные соревнования женской и мужской сборных команд по баскетболу на протяжении четырёх лет показали следующие результаты: 2021 год – 5 место, 2022 год – 3 место, 2023 год – 2 мест, 2023 год – 1 место. Анализируя результаты соревнований, можно сделать вывод, что есть положительная динамика в физической подготовке юных баскетболистов.

Наблюдения на уроках физической культуры показали, что двигательная активность обучающихся посещающих спортивную секцию баскетбол выше, чем у тех, кто не занимаются спортом, но посещают уроки физкультуры. Проводимое анкетирование посещающих спортивную секцию подтвердило, что они научились общаться со сверстниками, работать в коллективе, вырабатывая план совместных действий, анализировать полученные результаты. Подростки сделали вывод, что нужно с раннего детства вести здоровый образ жизни и у своих детей будут воспитывать интерес к занятиям спортом, приобщать их к закаливающим процедурам.

Занятия баскетболом не требуют больших материальных затрат и могут быть организованы в любой профессионально образовательной организации. Развитие данного вид спорта, способствует физическому воспитанию обучающихся, снятию у них социально-психологической отчуждённости, а также помогает приучить воспитанников к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.

Литература

1.      Григоревич В. В. Всеобщая история физической культуры и спорта. – М.: Советский спорт, 2008. 90 с.

2.     Штейнбах В. Л. Большая олимпийская энциклопедия. М.: Издательство «Олимпия Пресс». 2006 г. Том 2, с. 968.

3.     Федеральный закон Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»

×
×