Автор: Семенова Ангелина Михайловна
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ДОШКОЛЬНИКОВ 6-7 ЛЕТ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТЕП – АЭРОБИКИ
Семенова А.М.,
ИГОиС СурГУ
Научный руководитель Лосев В.Ю.,
канд. пед. наук, доц.
кафедры теории физической культуры СурГУ
В ФГОС дошкольного образования уделяется большое внимание вопросам физического развития детей. Ведущим направлением является обеспечение социальной успешности детей, такие как формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, а также сохранение и укрепление здоровья. В настоящее время проблема физического воспитания детей дошкольного возраста занимает центральное место в современном обществе. Именно в этом периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, формируются двигательные способности и интерес к занятиям. В России к 6-7 годам двигательная активность детей понижается, это связанно с подготовкой детей к обучению в школе. По статистике, к моменту поступления в школу у детей выявлен рост числа хронических заболеваний. Контингент детей с первой группой здоровья составляет 10% от общего количества [1, с. 255]. Данный возраст у детей связан с формированием двигательной активности и благоприятным для развития физических способностей, в том числе координационных, а также способности длительно выполнять циклические действия в режимах умеренной и большой интенсивности. С каждым годом педагоги физической культуры совершенствуют применения нетрадиционных средств физического воспитания, одним из которых является степ-аэробика.
Степ-аэробика – это ритмичные движения вверх и вниз по специальной платформе, которая сопровождается ритмичной музыкой. Занятия носят оздоровительных характер, эффективность, которой заключается в комплексном развитии у детей физических качеств (координация, выносливость, сила) [4, с. 8]. Степ-аэробика способствует укреплению
сердечно сосудистой и дыхательной системы, она способствует улучшению обмена веществ, увеличению кислорода в организме, развитию костно-мышечного корсета, является профилактикой плоскостопия и сколиоза. Способствует развитию умения ритмически осуществлять нетрудные движения под музыку [2, с.98]. Дети только к семи-восьми годам способны к управлению симметричными прыжковыми движениями, т.е. к синхронной
работе двух ног. По мнению авторов А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаевой, Э.М. Степаненковой старший дошкольный возраст является благоприятным периодом развития скоростных, скоростно-силовых, гибкости и координационных способностей. Эффективность в развитии координации достигается благодаря изменениям скорости амплитуды и темпа выполнения движений на платформе. Циклические и ациклические упражнения, беговые серии и подвижные игра повышают выносливость у дошкольников. При распределении
упражнений необходимо дозировать физическую нагрузку, чтобы ЧСС не превышала 150-160 уд./мин. [3, с.20].
Степ-аэробика является целым комплексом различных упражнений, которые варьируются по темпу и интенсивности, при этом активизируется работа всех мышц и суставов. Выполнение движений на степе выполняются под музыку, благодаря чему исключается монотонность в выполнении движений, что благоприятно влияет на воспитание эмоционально-положительных отношений и устойчивого интереса к занятиям физической культурой и самостоятельной двигательной деятельности.
Особенности использования степ-аэробики:
1. Темп движений и интенсивность выполнения упражнений задается ритмом музыкального сопровождения. Музыка, включает в себя три мелодичные фазы из 32 тактов. Такой ритм предназначен для танцевальной аэробики. Количество тактов в минуту синхронизировано с ударами сердца.
2. На занятиях используются индивидуальные снаряды — степы. Степ — это ступенька высотой не более 8 см, шириной — 25 см, длиной — 40 см, легкий и обтянутый мягким дерматином. Ритмичные движения осуществляются вверх и вниз по степ платформе. Высота меняется в зависимости от уровня сложности упражнений.
3. На занятиях используется комплекс различных средств, оказывающих влияние на детский организм. Например: беговые и прыжковые упражнения влияют на сердечно-сосудистую систему и выносливость; наклоны и приседания влияют на двигательный аппарат, упражнения в партере развивают силу мышц и подвижность в суставах, танцевальные движения влияют на пластичность детей.
Таким образом, использование степ-аэробики на занятиях физической культуры у детей 6-7 лет позволяет:
1. повысить эффективность процесса физического и психического воспитания;
2. повышает динамику физической подготовленности;
3. повышает стойкий интерес к занятиям физической культурой, что является одним; из важнейших условий формирования мотивации здорового образа жизни.
ЛИТЕРАТУРА
1. Здоровьесберегающие образовательные технологии: Материалы междисциплинарной научно-практической конференции. Москва, 25 октября 2007 Г./Отв. ред. Е.В.Усова. М.: Издат-во СГУ, 2007. 255 с.
2. Машукова Ю.М. Степ-гимнастика в детском саду // Инструктор по физкультуре дошкольного образовательного учреждения. – 2009. — №4 — С. 98-100.
3. Особенности развития физических качеств у старших дошкольников на занятиях степ-аэробикой // Ильина Г.В., Набойченко А. Г. Международный журнал экспериментального образования, 2014. – 105 с.
4. Сулим, Е.В. Детский фитнес – физкультурные занятия для детей 5 – 7 лет // Е.В.Сулим. – М.: Учитель, 2015. – 224 с.
5. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Учеб, пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология» // Кенеман А. В., Хухлаева Д. В. Изд. 2-е, испр. и доп. — М.: Просвещение, 1978. – 272 с.
6. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений // Степаненкова Э.Я. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 368 с.