Автор: Понаморёва Наталья Степановна
В настоящее время одной из наиболее важных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить
здорового ребенка – это самое главное, что необходимо сделать всем ДОУ.
Задачи сохранения и укрепления здоровья получили свое отражение в нормативно-правовых документах современного общества: Законе РФ: «Об образовании в РФ», СанПиНе 2.4.1.3049-13, «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения РФ», Указе президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в РФ», «Конвенции о правах ребенка» и т.д.
Наш детский сад усиленно работает над этим вопросом. Изо дня в день мы организуем различные виды оздоровительных мероприятий.
Основными задачами нашего детского сада по физическому воспитанию дошкольников являются:
-Охрана и укрепление здоровья детей;
-Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств;
-Воспитание потребности в здоровом образе жизни;
-Обеспечение психического и физического благополучия.
Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания:
-Рациональный режим;
-Питание;
-Закаливание (в повседневной жизни и специальные меры закаливания);
-Утренняя гимнастика, развивающие упражнения, спортивные игры, физкультурные занятия.
Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Физкультурно –оздоровительная работа включает лечебно-профилактические и физкультурно-оздоровительные мероприятия.
Ежегодно в начале каждого учебного года в нашем ДОУ составляется план оздоровительных занятий на год:
1. Утренняя гимнастика (ежедневно в течение года).
1. Гимнастика после сна (ежедневно в течение года).
2. Дыхательная гимнастика (2 раза в неделю).
3. Воздушные ванны (перед сном, после сна).
4. Физкультурные занятия (2 раза в неделю).
5. Проветривание ванны (перед и после сна).
6. Пальчиковая гимнастика (3 раза в неделю).
7. Полоскание горла (ежедневно).
8. Витаминизация: соки, напитки, сиропы (ежедневно).
9. Закаливание солнцем (в летний период).
10. Профилактика плоскостопия (ежедневно).
11. Профилактика осанки детей (ежедневно).
12. Физкультминутки (ежедневно).
13. Подвижные игры (ежедневно).
14. Прогулки.
15. Закаливание.
16. Работа с родителями по профилактике оздоровительных мероприятий.
Для полноценного физического развития детей и удовлетворения их потребностей в движении в ДОУ созданы следующие условия:
1. Спортивный зал оснащен спортивными комплексами и спортивным инвентарем;
2. Имеется спортивная площадка для подвижных и спортивных игр;
3. Имеется музыкальный зал; существует кабинет медицинского работника.
Эффективность физкультурно-оздоровительной работы ДОУ зависит от взаимодействия воспитателей
с медицинской сестрой, музыкальным руководителем, психологом.
Предварительно составляется план работы по совместной деятельности на год, включающий в себя:
-Консультации для воспитателей (например, «Особенности проведения бодрящей гимнастики после дневного сна»);
-Планирование выступлений на педсоветах («Охрана жизни и здоровья детей», «Итоги оздоровительной работы»);
-Планирование медико-педагогических совещаний («Эффективность физкультурно-оздоровительной работы», «Итоги оздоровительной работы»).
В данное время я работаю в средней группе (3-5 лет). У меня в группе создан уголок физической культуры, где располагаются различные физические пособия и оборудование, в том числе и для профилактики плоскостопия. Это позволяет дошкольникам упражняться во всех видах основных движений в помещении.
Участок нашего ДОУ огорожен и озеленен. Имеются: песочницы, лесенки, гимнастическая стенка, футбольные ворота.
Я также практикую сон без маек и подушек для профилактики нарушения осанки, часто прибегаю к массажу ушных раковин для снятия умственной усталости у детей во время НОД.
Особое внимание в режиме дня я уделяю проведению процедур закаливания, что способствует укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Для эффективности закаливания необходимы:
-Четкая организация теплового и воздушного режима помещения;
-Подбор не перегревающей одежды детей;
-Соблюдение режима прогулок во все времена года;
-Занятия босиком утренней гимнастикой и физкультурой.
Комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий в средней группе:
· Прием детей на улице (при температуре до -15).
· Утренняя гимнастика (в носках).
· Полоскание рта после обеда.
· Физкультурные занятия в зале(в носках).
· Физминутки во время НОД, профилактика нарушения зрения.
· Чесночные «киндер яички».
· Фитонциды (лук, чеснок).
· Прогулки: дневная и вечерняя.
· Оптимальный двигательный режим.
· Сон без маек и подушек.
· Дыхательная гимнастика в кроватях.
· Закаливание: умывание, ходьба босиком, упражнения по профилактике плоскостопия.
Я уделяю особое внимание работе с родителями, в которую входят: консультирование родителей по
вопросам оздоровления детей, здорового образа жизни, беседы, анкетирование, тематические родительские собрания, совместные досуги, развлечения и т.д.
«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейших труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
В. А. Сухомлинский