Автор: Заборских Анна Алексеевна
Развитие читательской грамотности в начальной школе
Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается читательская грамотность – это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их для решения своих жизненных задач. Читательская грамотность – это основа для движения по жизненной лестнице знаний, доступ к мировой системе знаний человечества. Те сведения, которые читатель получает из текста, должны расширять его знания и возможности в жизни.
1 класс: учитель обучает детей читать и понимать смысл прочитанного текста.
1. Составь из слов предложения, напиши схему.
МАМА ГОТОВИТЬ ЕДА ВКУСНАЯ ЛЮБИТ
____________________________
____________________________
ПАПА КРАСНАЯ КУПИЛ МАШИНА
____________________________
____________________________
2. Замени выделенные слова близким по значению.
Доктор Елена______________________
Скупой сосед_______________________
Спешить в школу____________________
3. Прочитай пословицы. Расскажи, как ты их понимаешь?
Умную речь хорошо и слушать.
Сначала подумай — потом говори.
Делай больше, а говори меньше.
4. Подчеркни в словах гласные, в скобках укажи, сколько в этом слове слогов.
Лень (…сл.), зима (…сл), учитель (…сл), огурцы (…сл) , морковь (…сл), дорога (…сл), стужа (…сл), ель (…сл).
2 класс: учитель обучает детей работать с текстом — пересказывать, делить на части, составлять план, выделять опорные слова, определять героев, давать характеристику их личностям и поступкам.
1. Прочитай. Замени повторяющиеся слова в тексте, где это необходимо. Запиши текст в исправленном виде
На пеньке сидел маленький рыжий зверёк. У зверька был пушистый хвост, рыжая шубка с серым отливом. Это белочка. Белочка грызла еловую шишку. Медвежонку понравилась белочка. Медвежонок подбежал и хотел поиграть с белочкой. Белочка испугалась и стрелой взвилась по стволу дерева.
2. Допиши предложения словами с противоположным значением и объясни смысл пословицы
Добро помни, а … забывай.
Умная ложь лучше … правды.
Ученье свет, а неученье — ….
3. Подберите имена прилагательные, противоположные по значению
Летний день длинный, зимний …. . Ремешок узкий, а пояс … . Гараж низкий, а дом …. Стебель тонкий, а ствол … . Хлеб мягкий, а сахар …. Ручей мелкий, а пруд….
4. Прочитай текст правильно (текст набран без пробелов)
НаполянувышлилосихаслосёнкомГордыйлосьнаблюдалзанимиКрасивыиумныэтизвериГолодноихолодноимзимойПустокругомНилисточка,нитравкиоднагорькаякораИвдругзапахсенаНаполянестоитбольшаякормушкаДобрыерукиегеряположилидушистоесеновкормушкуОнхозяинвлесуизаботитсяо деревьяхптицахзверях
3-4 классы: учитель обучает детей находить информацию, давать собственную оценку прочитанному, выделять главную и второстепенную мысль в тексте, сопоставлять свои убеждения с жизненными позициями персонажей, прогнозировать содержание, самостоятельно формулировать вопросы, сравнивать тексты разных жанров с похожим содержанием.
1. Составь новое слово из вторых слогов предложенных слов.
ПОГОДА, МОЛОКО, ИВА ________________________
СОБЫТИЕ, КАЛИНА, ПЕНА _______________________
2. Буква «затерялась». Прочитай текст, восстанавливая слова, где пропущены буквы. Ответь на вопросы после текста.
Илья Муромец и Идóлище (былина)
Надв_нулась на Киев-град беда вел_кая: подступило к нему вой_ко басурманское, войско хана тат_рского Идолища. Услыхал Ид_лище, что богатыря Ильи Мур_мца в Киеве нет — и осм_лел. Позвал он пи_ца, велел князю Влад_миру письмо писать: «Выб_райся, князь, из своих х_ром. Иду я на Ки_в. Город возьму, церкви ра_рушу, а тебя в кухню со_лю. Будешь мне обеды вар_ть».
Как написал, так и сд_лал. Напал Идолище на Киев, кн_жеские палаты занял, кн_зя Владимира на кухню р_ботать послал.
А Илья Мур_мец в род_тельском доме ж_вёт. Поч_ял он, что беда стр_слась над Киевом. Сел на своего д_бра коня и поехал пров_дать, не нужна ли его пом_щь родной зем_е.
Пр_езжает Илья к Киеву. А на_стречу ему нищий идёт. Попр_сил его Илья:
— Дай мне твоё платье нищ_е, а себе моё хор_шее возьми!
Пере_делся Илья в лохм_тья бедные, идёт к пал_там княжеским в г_рницу, к Идолищу идёт.
— Нерад_стную весть н_су я тебе, царь Идолище, — Илья говорит, — ведь Илья Муромец ж_в, зд_ров, завтра хочет в Киев верн_ться.
— А велик ли рост_м ваш Илья? Мн_го ли ест, пьёт? — Идолище спр_шивает.
Отвеч_ет богатырь:
— Ростом с меня буд_т, а ест хлеба — по ломтю в об_д, кваса пьёт — один стак_н.
— А я, — Ид_лище говорит, — хл_ба ем по семи пудов, мяса — быка на обед, кв_са пью за один раз – полт_ра ведра.
Рассме_лся Илья Мур_мец:
— Что ж! У моего бат_шки была корова прож_рливая. Тоже мн_го ела. Да под конец у неё пузо тресн_ло.
Об_делся Идолище. Разм_хнулся, кинул свой кинжал в Илью — да не попал. А Илья бр_сил в него шапкой своей. И уд_рила та шапка Идолище пр_мо по маковке. Вылетел тат_рин из окна на ул_цу. Илья за ним выб_жал. Начал бить-круш_ть силу враж_скую. Прогнал тат_р вон из К_ева.
СЛОВАРИК: Маковка — то же, что макушка (разг.)
ВОПРОСЫ:
Вспомни, что такое былина?
На какой город напал хан Идолище? Почему решился напасть?
Как хан оповестил князя Владимира о своём нападении?
Какую хитрость использовал Илья, чтобы победить Идолище?
Сколько Илья Муромец ест хлеба и пьёт кваса? А хан Идолище?
Почему Идолище разозлился на Илью Муромца?
Назови, каких ещё русских богатырей ты знаешь?
Найди в тексте вопросительные предложения, перечитай их.