Автор: Ольга Олеговна Корякина
Учителя всегда искали методы, которые бы способствовали росту умений учащихся и мечтали о том, чтобы учащиеся научились самостоятельно добывать знания.
Многие учителя, приходят в класс, ожидая, что учащиеся прочитали текст, изучили вокабуляр, выполнили все задания в учебнике и подготовились к обсуждению прочитанного дома. Чтобы достичь этого, они пытаются замотивировать своих учащихся, давая различные задания до или после прочтения текста, но … увы.
«Литературные круги» — это объединение метода сотрудничества с процессом обучения, в центре которого находится ученик. Учитель является лишь организатором работы учащихся в группах. Результаты исследования показывают, что использование «Literature Circles», не только помогает учащимся качественно подготовиться к занятиям, но и научиться смостоятельно добывать знания.
Цель данной методики – привить любовь к чтению у молодого поколения.
Методика «Literature Circles» стала широко известна во всем мире благодаря простому школьному учителю, профессору и писателю Харви Даниэлсу (Harvey Daniels). Его книга «Literature Circles: Voice and Choice in Book Clubs and Reading Groups» (2001 год) стала причиной появления литературных кружков не только среди школьников, но и среди взрослого населения некоторых стран. Харви ведет активную пропаганду данной методики: мастерские и мастер-классы для учителей, является ведущим вебинаров и различных тренингов. В 2012 году он получил награду от Национального совета учителей английского языка.
Что такое «литературные круги»?
1. Учащиеся выбирают сами книги для чтения;
2. Формируются временные группы на основе выбранных книг;
3. Разные группы читают разные книги;
4. Группы встречаются по расписанию, чтобы обсудить прочитанное;
5. Чтобы участвовать в обсуждении, можно иметь заметки или рисунки;
6. Темы для обсуждения предлагают учащиеся;
7. Группы не являются постоянными, поэтому учащиеся могут побывать в разных ролях;
8. Учитель – лишь помощник или инструктор, а не член группы;
9. Оценивание – самооценка + взаимооценка + конференции + портфолио + проекты + блоги, вики.
10. Царит дух веселья;
11. После прочтения книг, происходит общее обсуждение и группы обмениваются книгами;
Группы формируются от 4 до 6 человек, в зависимости от размера класса. Каждый ученик играет свою роль в группе. Количество ролей может варьироваться, но обычно 6 ролей:
Ведущий дискуссию (Discussion Leader) – организует обсуждение, подготавливает общие вопросы по теме, не вникая в подробности;
Мастер текста (Passage Person) – выбирает самые интересные/смешные отрывки и решает, стоит ли их прочитать вслух или про себя перед обсуждением;
Художник (Illustrator) – выбирает сцену, достойную внимания и иллюстрирует ее (набросок, схема, мультфильм … ) Сначала группа пытается определить что это за момент, а затем сам художник комментирует свой рисунок.
Коннектор (Connector) – находит связи текста с окружающим миром (события в школе, дома, в других текстах, в мире)
Саммерайзер (Summarizer)– дает краткое описание текста и главных героев, используя перифраз;
Мастер слова(Word Master) – находит новые или интересные слова, чаще всего встречающиеся слова и наугад дает их перевод, а затем работает со словарем.
Дополнительные роли:
Историк – дает описание с исторической точки зрения;
Исследователь – информация за кадром (по тексту и писателю);
Следопыт – рисует карту событий.
Каждый ученик получает ролевые листы на каждый урок. Впоследствии ролевые листы упраздняются.
ü Сила этого метода в ролях: ученики рассматривают текст с разных точек зрения, а еще — они работают в своем темпе, на своем уровне, а не на уровне инструктора.
ü Этот метод может быть применен на любом языковом курсе, который включает чтение. Это отдых от монотонных обязательных упражнений и тестов.
ü Ваши ученики будут использовать все 4 вида речевой деятельности на этих занятиях: чтение, письмо, устную речь и аудирование.