Формирование читательской грамотности обучающихся через методику «Literature Circles» на уроках английского языка

Автор: Ольга Олеговна Корякина

 

Учителя всегда искали методы, которые бы способствовали росту умений учащихся и мечтали о том, чтобы учащиеся научились самостоятельно добывать знания.

Многие учителя, приходят в класс, ожидая, что учащиеся прочитали текст, изучили вокабуляр, выполнили все задания в учебнике и подготовились к обсуждению прочитанного дома. Чтобы достичь этого, они пытаются замотивировать своих учащихся, давая различные задания до или после прочтения текста, но … увы.

 «Литературные круги» — это объединение метода сотрудничества с процессом обучения, в центре которого находится ученик. Учитель является лишь организатором работы учащихся в группах. Результаты исследования показывают, что использование «Literature Circles», не только  помогает учащимся качественно подготовиться к занятиям, но и научиться смостоятельно добывать знания.

Цель данной методики – привить любовь к чтению у молодого поколения.

Методика «Literature Circles» стала широко известна во всем мире благодаря простому школьному учителю, профессору и писателю Харви Даниэлсу (Harvey Daniels). Его книга «Literature Circles: Voice and Choice in Book Clubs and Reading Groups» (2001 год) стала причиной появления литературных кружков не только среди школьников, но и среди взрослого населения некоторых стран. Харви ведет активную пропаганду данной методики: мастерские и мастер-классы для учителей, является ведущим вебинаров и различных тренингов. В 2012 году он получил награду от Национального совета учителей английского языка.

Что такое «литературные круги»?

1.     Учащиеся выбирают сами книги для чтения;

2.     Формируются временные группы на основе выбранных книг;

3.     Разные группы читают разные книги;

4.     Группы встречаются по расписанию, чтобы обсудить прочитанное;

5.     Чтобы участвовать в обсуждении, можно иметь заметки или рисунки;

6.     Темы для обсуждения предлагают учащиеся;

7.     Группы не являются постоянными, поэтому учащиеся могут побывать в разных ролях;

8.     Учитель – лишь помощник или инструктор, а не член группы;

9.     Оценивание – самооценка + взаимооценка + конференции + портфолио + проекты + блоги, вики.

10.  Царит дух веселья;

11.  После прочтения книг, происходит общее обсуждение и группы обмениваются книгами;

Группы формируются от 4 до 6 человек, в зависимости от размера класса. Каждый ученик играет свою роль в группе. Количество ролей может варьироваться, но обычно 6 ролей:

Ведущий дискуссию (Discussion Leader) – организует обсуждение, подготавливает общие вопросы по теме, не вникая в подробности;

Мастер текста (Passage Person) – выбирает самые интересные/смешные отрывки и решает, стоит ли их прочитать вслух или про себя перед обсуждением;

Художник (Illustrator) – выбирает сцену, достойную внимания и иллюстрирует ее (набросок, схема, мультфильм … ) Сначала группа пытается определить что это за момент, а затем сам художник комментирует свой рисунок.

Коннектор (Connector) – находит связи текста с окружающим миром (события в школе, дома, в других текстах, в мире)

Саммерайзер (Summarizer)– дает краткое описание текста и главных героев, используя перифраз;

Мастер слова(Word Master) – находит новые или интересные слова, чаще всего встречающиеся слова и наугад дает их перевод, а затем работает со словарем.

Дополнительные роли:

Историк – дает описание с исторической точки зрения;

Исследователь – информация за кадром (по тексту и писателю);

Следопыт – рисует карту событий.

Каждый ученик получает ролевые листы на каждый урок. Впоследствии ролевые листы упраздняются.

ü  Сила этого метода в ролях: ученики рассматривают текст с разных точек зрения, а еще — они работают в своем темпе, на своем уровне, а не на уровне инструктора.

ü  Этот метод может быть применен на любом языковом курсе, который включает чтение. Это отдых от монотонных обязательных упражнений и тестов.

ü  Ваши ученики будут использовать все 4 вида речевой деятельности на этих занятиях: чтение, письмо, устную речь и аудирование.

Скачать статью

×
×