Автор: Холина Ирина Васильевна
Формирование читательской грамотности учащихся
через приобщения к чтению
Ирина Васильевна Холина, учитель русского языка и литературы, ЛГ МАОУ «СОШ№4»
«Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.» А. А. Леонтьев
Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Определение PISA
Согласно международным результатам исследования PISA в 2018 году, Россия по направлению Читательская грамотность находилась на 31 месте. По поручению президента Владимира Путина Россия должна войти в топ-10 стран по качеству общего образования. Задача попала в нацплан по образованию и основные направления работы правительства до 2024 г. Как же повысить читательскую грамотность?
Ответ очевиден – научить учащихся читать и понимать тексты не только художественные, но и научные. Уметь анализировать и интепретировать, давать оценку полученной информации. Понимание – основа работы над каждым текстом. Чтобы прийти к пониманию, нужно преодолеть ряд проблем, с которыми сталкивается в современном мире учитель-словесник:
– это низкая читательская культура.
– это клиповое мышление, которое мешает учащимся при целостном анализе текста.
– это низкая мотивация к чтению. Необходимо вместе ответить с подростком найти ответ на вопрос нашего рационального мира: «Зачем мне это?»
Формирование читательской грамотности через повышение читательского интереса является моей методической темой.
Чтобы формировать читательскую грамотность учащихся, я поставила перед собой следующие задачи:
1) Освоить технологию конструирования заданий к разным видам текстов, научиться составлять вопросы и задания, чтобы учащиеся смогли формировать следующие умения:
— умение найти и извлечь информацию из текста;
— умение интегрировать и интерпретировать прочитанное;
— умение осмыслить прочитанный текст, оценить и критически проанализировать содержащуюся в нём информацию.
2) Формировать у учащихся интерес к книге и чтению через проведения различных дискуссий, обсуждений, осуществление проектной деятельности, через овладение приемами ассоциативного и матапредметного прочтения прозаических и поэтических текстов.
3) Познакомить учащихся с различными технологиями и способами применения читательского опыта в социуме через общение и сотрудничество в проведении различных мероприятий, а также через осуществление опыта самостоятельной исследовательской деятельности.
4) Развивать творческую активность ребёнка, ценящего в себе и других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других.
5) Развивать эстетический и художественный вкус.
6) Работать на сближение родителей и детей, повышение роли семьи в образовании.
Итак, главная идея моего опыта и первостепенная задача – повышение читательского интереса и развитие любознательности обучающихся.
Именно с этой целью на протяжении ряда лет я реализую программу «Привлечение к чтению».
Данная программа основана на следующих принципах:
— сотрудничество (Это взаимоинтересное сотрудничество детей разных вОзрастов, детей и родителей, детей и педагогов и других взрослых. Это взаимовыгодное сотрудничество учреждений – школы и городского Информационно-библиотечного центра)
— свобода творчества (Программа даёт право ребёнку проявить себя в той насколько он может и хочет. Нет жёстких рамок, в которые ставит порой ученика школа. Здесь все делают то, что умеют, и ценен каждый.
— равные возможности (Порой самыми активными участники программы являются ребята, которым тяжёло даётся учёба. При этом программа направлена на раскрытие творческих способностей детей, и сильные ученики имеют большие возможности для развития через участие в олимпиадах и проектной деятельности.
Кроме того, программа расширяет образовательное пространство для раскрыться творческого потенциала ребёнка вне рамок класса. Когда я привела впервые детей на библионочь, возможность переодеваться, играть в различные игры, проявлять себя так понравилась ребятам, что они стали ходить на это мероприятие со мной ежегодно. Вот тогда я поняла, что здесь один из рычагов, способных привлечь детей к книге. Посещая мероприятия, подготовленные библиотекарями, я всегда готовлюсь дополнительно, и после лектория провожу либо литературную игру, ставя оценки или награждая сладкими призами, либо дополнительно готовлю ребят для выступления перед зрителями.
Дети любят такие мероприятия, как библионочь, приведу пример участия в 2024 году. Команда 8 кл нашей школы заняла 1 место. Но у меня готовились и 10-классники и были расстроены, что их не взяли. В школе мы предварительно провели космические чтения, совместив их с родительскими чтениями. Была проведена космическая викторина и составлена «Космическая золотая полка».
Запомнилось ребятам мероприятие городской библиотеки, посвящённое освобождению Ленинграда от блокады, Второе – это встреча с писателем В.Михайловским, где мы, предварительно прочитав его произведения, пришли с иллюстрациями к его книгам. Интересный материал, подобранный библиотекарями, никого не оставляет равнодушным, но если дети ещё и готовят чтение стихов, мероприятие становится объёмным, зрелищным, запоминающимся. Встреча с настоящим писателем – это событие для человека. В. Михайловский – интересный человек, умеющий заинтересовать и увлечь зрителя, который может потом стать и читателем.
Важной составляющей нашей с ребятами деятельности является разработка проектов и исследовательских работ, что являются сегодня часть учебного плана старшеклассников. В прошлом году среди моих десятиклассников проекты по литературе и русскому языку защитили 50% класса. Исследовательской деятельностью я занимаюсь с 2007 года. За это время 7 работ моих учеников стали призерами городской конференции «Шаг в будущее». В прошлом году также моя ученица представила работу, получившую на муниципальном уровне поощрительный приз, на заочном всероссийском конкурсе в Москве работа заняла 2 место. В этом году мы с ребятами представили на конкурс 2 работы.
Особенно хочется остановиться на проекте – исследовании, который мы продолжаем в рамках данной программы с 2016 года. Проект называется «Золотая полка». Этот термин, придуманный Ю. Олеша, предполагает создание полки книг, к которой человек будет возвращаться в течение всей жизни. Мы попытались составить не только «золотую полку» ученика, но и «Золотую полку» семьи. Разработали анкету. Многие ребята, приученные с 5 класса вести читательские дневники, и к анкете отнеслись как к виду сочинения-отзыва. Обработка анкет привела к составлению таблиц, которые войдут в исследование, и по общности полученных результатов была составлена виртуальная «Золотая полка» семьи. Первое место среди читаемых книг занимают книги о Гарри Поттере. Неизменным остаётся классика. В самом начале исследования в списках практически не было книг современных авторов. Всё это напоминало мне сцену из «Грозы» Островского, когда Кулигин цитирует Ломоносова в середине 19 века, как единственно лучшего писателя. А ведь уже погибли на дуэли и Лермонтов, и Пушкин, и Гоголь умер. И уже пришло время И.Тургенева и Н. Некрасова. Эти мысли натолкнули нас на вторую часть исследования, целью которой стал поиск книг современных авторов для подростков, то, что им сегодня будет интересно. И мы такие книги нашли. Они были даны для внеклассного чтения на лето. Уже в прошлом году произведения современных писателей я взяла для участия в «Живой классике» и «Лангепасской капели», а также на занятия по ассоциативному чтению.
Найти свою книгу, своего писателя – это первый шаг на пути приобщения к чтению. Ведь современный экзамен по литературе не требует применение в качестве аргумента произведения по школьной программе, главное, чтобы произведение раскрывало заявленную тему. Так вот найти своего автора – одна из моих подспудных задач как учителя при подготовке к итоговой аттестации.
Книга – это друг, собеседник. Это ценность, которой ты можешь и должен поделиться. Так возник проект «Какую книгу ты посоветуешь для прочтения другу?» Используя свой читательский опыт, я придумала проект «Прочитай книгу и расскажи о ней другу». Ребята не просто рассказывают о книге, они проживают её, анализируют. А запись в непривычном им месте – городской библиотеке, запись на камеру – это и умение выступать публично, и существовать в непривычной им обстановке. Но этот проект не осуществился бы, если на уроках и в рамках программы я много времени не отдавала работе над выразительностью речи, техникой чтения. Для меня важно не только то, сколько ребёнок прочитал, а как и то, как он понял текст. Ежегодно мои ученики становятся лауреатами и победителями различных конкурсов чтецов. В 2020 году мы, и я в том числе, как чтец, поучаствовали в региональных конкурсах, приуроченных к Дню Победы в Великой Отечественной войне. Все мои дети, а их 12 человек, получили дипломы лауреатов и победителей. В этом году мы приняли участие в челлендже по Есенину и Достоевскому.
Смысловое чтение – это основа ассоциативного чтения, которому я обучаю детей на уроках русского языка и литературы и на занятиях кружка под символическим названием «Зелёная лампа».
При разборе произведений мы используем и технологию критического мышления, и технологию вдумчивого чтения, и Фрейм-технологии. Но именно анализ произведения начинается с ассоциативного прочтения художественного текста. Основу данного метода я открыла для себя ещё в 2007 году, когда готовилась к конкурсу «Учитель года». С тех пор накопленный опыт позволил мне разработать свой метод ассоциативного прочтения, который я презентовала на мастер-классе перед преподавателями и студентами Сургутского университета. В 2021 году данное занятие на всероссийском конкурсе заняло 1 место.
То, чем мы занимаемся с ребятами на занятиях кружка, — это погружение в текст, в слово. Данный метод, построенный на выявлении ключевых слов и создании ассоциативных связей, помогает выйти на внеконтекстовое метапредметное понимание текста, что является высшим уровнем осмысления в читательской грамотности. Чтение в в данном методе идёт не от содержания к форме, а от формы к содержанию. Образно говоря, погружение, например, в стихотворение, как в морскую пучину. Ребёнок должен совершать открытие. Вот ассоциативное чтение этому и учит. А ещё оно помогает выдвигать гипотезы и ставить цели, которые потом вырастают в различные проекты, выходящие один из другого. Приведу пример интегрированного проект по английскому языку и литературе «Снежная королева» и интегрированного проекта по ИЗО и литературе «Колыбельная маме» в 5 классе, которые переросли в 6-м в мультипликационный фильм по стихотворению Вальтера Скотта, в 7-м в создание мультипликационного фильма на русском и английском языках по произведениям В.Скотта и М.Лермонтова , а в начале 8-го была написана исследовательская работа, получившая на конференции «Шаг в будущее» 2 место. То есть с каждым годом читательский опыт ребят прирастал новыми знаниями, умениями, смыслами.
Интересным примером в этой связи являются, без сомнения, эйдос-конспекты – изображение и краткое рассуждение, дающее свое толкование темы, проблемы, образов художественного произведения (примеры перед вами на слайде).
Творческий потенциал учащихся также раскрывается в различных творческих письменных работах. В прошлом году мои ученики приняли участие в конкурсе «Большая перемена», где писали сочинения-отзывы на книгу Ю.Бондарева «Горячий снег». Сейчас мы снимаем фильм по отдельным эпизодам книги. Обучение написанию киносценария – одно из направлений моей программы.
Меня радует и тот факт, что мы открыли 4–х ребят, пытающихся выразить себя в поэтическом творчестве. Сейчас они помещают свои стихи в группу в контакте «Проба пера». Я там выступаю экспертом.
Современные технологии являются ценным инструментом в интерпретации текста. Использование различных стратегий, методов и приёмов прочтения помогает ребятам осваивать не только художественные, но и научные, и публицистические тексты. Например, работа с ментальными картами позволяет учащемуся преобразовывать текст, идти от понимания, а не от заучивания.
Но важным для меня как для учителя остаётся задача – научить ребят выражать свои мысли о прочитанном в письменной и устной форме, поэтому на уроках и занятиях внеурочной деятельностью я много внимания уделяю написанию различных творческих работ, основанных на читательском опыте ребёнка. Хочу остановиться на таком приёме, как сочинение с лакунами. Не секрет, что многие при написании сочинения идут по пути наименьшего сопротивления, занимаясь поиском сочинений в Интернете. Сочинение с лакунами позволяет учителю проверить метапредметные знания, умение подбирать и находить нужные слова, понимать и структурировать текст, делать обобщения. Данные сочинения вошли в составленный мною сборник заданий по функциональной грамотности.
Собрав материал последних лет, куда вошли и работы призёров муниципальных этапов конкурсов сочинений, в прошлом году мы выпустили сборник лучших работ, который назвали «Проба пера».
Ежегодно мои ученики занимают призовые места в олимпиадах, в муниципальных конкурсах «Лангепасская капель», «Живая классика», становятся призёрами олимпиад по литературе и русскому языку.
Через свой персональный сайт я делюсь собственными наработками и размещаю материалы, которые могут пригодиться в работе ученикам и другим педагогам. Здесь ребята и коллеги могут почерпнуть для себя идеи по преодолению трудностей в обучении и преподавании.
Часто родители задают вопрос: как привлечь ребёнка к чтению? Ответ прост – читать самому, найти своего автора, обсуждать, спорить, создавать ситуацию успеха. Стараюсь вовлекать в деятельность родителей обучающихся. Работать на сближение родителей и детей, повышение роли семьи в образовании – одна из задач моей деятельности.
На вопрос как научить ребёнка понимать текст? отвечу так:
— разрешить ему рассуждать, совершать ошибки и открытия, целенаправленно создавать условия для этого;
— воспитывать внимание к слову, к его значению. Применять технологии, которые позволят учащемуся быть успешным не только в школе, но и в обычной жизни.
Я верю, что зерна, брошенные мною в землю, прорастут, пусть не все, но книга, её ценность для моих учеников уже не потеряет свою привлекательность, и навыки, которые они получили, им, несомненно, пригодятся в будущем. Веру мою подтверждают и уже взрослые люди, бывшие мои ученики, заразившиеся интересом и любовью к книге, с которыми, порой, я имею удовольствие общаться.