Автор: Макаренко Ангелина Олеговна. Таран Ольга Алексеевна
Ставропольский государственный педагогический институт
Макаренко А.О. Таран О.А
Тема: Понятие и структура ценностных ориентаций в психолого-педагогической науке
Введение
Одна из главных проблем современного воспитания – отсутствие единой, целостной среды. Рыночные отношения и культ потребительства заменили традиционные духовно-нравственные ценности. Несмотря на постоянные изменения условий жизни, основные принципы воспитания остаются неизменными: воспитание гармонично развитой личности, гражданина, патриота, нравственного человека, ориентированного на общественное благо. Государственные документы, такие как «Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года», «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», и ФГОСы всех уровней образования, подчеркивают необходимость развития ценностных качеств у обучающихся и социокультурной модернизации общества. Однако, разнородность микросреды (семья, школа, улица, вуз, работа) создает сложности. Ребенок, сталкиваясь с противоречивыми установками, испытывает стресс, что может привести к психологическим проблемам, вплоть до суицидального поведения. Отсутствие единых требований к воспитуемому оставляет его без необходимой поддержки и ориентиров, способствуя саморазрушительному поведению.
Формирование ценностных ориентаций в онтогенезе
Формирование представлений о мире и о себе – индивидуальный процесс, зависящий от условий жизни и возрастных особенностей.
Дошкольный возраст: Конкретные представления о близких людях и окружающих предметах (2 года), постепенное выделение себя из окружающего мира (3 года), эгоцентризм и представление себя центром мира (5 лет), понимание социальных ролей и ответственности (7 лет).
Младший школьный возраст (7-11 лет): Понимание окружающего мира, но сохранение ощущения себя ребенком в мире взрослых.
Подростковый возраст: Резкое изменение представлений о себе и мире, юношеский максимализм, конфликтность, поиск себя и своего места в жизни, формирование представлений о будущей профессии и жизненном пути.
Структура ценностных ориентаций
__Необходимо более подробно рассмотреть структуру ценностных ориентаций, выделив ключевые компоненты и их взаимосвязь.__ Это может включать в себя:
Когнитивный компонент: Знания и представления о ценностях, понимание их значимости.
Эмоциональный компонент: Чувства и эмоции, связанные с ценностями, их привлекательность и значимость для личности.
Поведенческий компонент: Действия и поступки, основанные на принятых ценностях.
Также следует обсудить различные типы ценностных ориентаций (например, материальные, духовные, социальные) и их влияние на развитие личности.
Заключение
Необходимо создание целостной и гармоничной среды воспитания, способствующей формированию системе ценностных ориентаций, ориентированных на общественное благо и гармоничное развитие личности. Дальнейшие исследования должны быть направлены на изучение эффективных методов формирования ценностных ориентаций у детей и подростков с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Важно разработать программы и методики воспитания, способствующие адаптации к сложной современной реальности и предупреждению психологических проблем.