Формирование ценностных ориентаций у детей младшего школьного возраста на уроках окружающего мира

Автор: Макаренко Ангелина Олеговна. Таран Ольга Алексеевна

Ставропольский государственный педагогический институт

Макаренко А.О. Таран О.А

Тема: Понятие и структура ценностных ориентаций в психолого-педагогической науке

 

 Введение

 

Одна из главных проблем современного воспитания – отсутствие единой, целостной среды.  Рыночные отношения и культ потребительства заменили традиционные духовно-нравственные ценности.  Несмотря на постоянные изменения условий жизни,  основные принципы воспитания остаются неизменными:  воспитание гармонично развитой личности, гражданина, патриота, нравственного человека,  ориентированного на общественное благо.  Государственные документы, такие как «Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года», «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», и ФГОСы всех уровней образования,  подчеркивают необходимость развития ценностных качеств у обучающихся и социокультурной модернизации общества.  Однако, разнородность микросреды (семья, школа, улица, вуз, работа) создает сложности.  Ребенок, сталкиваясь с противоречивыми  установками, испытывает стресс,  что может привести к  психологическим проблемам,  вплоть до суицидального поведения. Отсутствие единых требований к воспитуемому оставляет его  без необходимой поддержки и ориентиров, способствуя  саморазрушительному поведению.

 

  Формирование ценностных ориентаций в онтогенезе

 

Формирование представлений о мире и о себе – индивидуальный процесс, зависящий от условий жизни и возрастных особенностей. 

 

Дошкольный возраст: Конкретные представления о близких людях и окружающих предметах (2 года),  постепенное выделение себя из окружающего мира (3 года),  эгоцентризм и представление себя центром мира (5 лет),  понимание социальных ролей и ответственности (7 лет).

Младший школьный возраст (7-11 лет): Понимание окружающего мира,  но сохранение ощущения себя ребенком в мире взрослых.

Подростковый возраст: Резкое изменение представлений о себе и мире, юношеский максимализм, конфликтность,  поиск себя и своего места в жизни,  формирование представлений о будущей профессии и жизненном пути.

 

 Структура ценностных ориентаций

 

__Необходимо более подробно рассмотреть структуру ценностных ориентаций, выделив ключевые компоненты и их взаимосвязь.__  Это может включать в себя:

 

Когнитивный компонент: Знания и представления о ценностях,  понимание их значимости.

Эмоциональный компонент: Чувства и эмоции, связанные с ценностями,  их  привлекательность и значимость для личности.

Поведенческий компонент: Действия и поступки,  основанные на принятых ценностях.

 

Также следует обсудить различные типы ценностных ориентаций (например, материальные, духовные, социальные) и  их влияние на  развитие личности.

 

 

 Заключение

 

Необходимо  создание  целостной и гармоничной среды воспитания, способствующей  формированию  системе  ценностных ориентаций,  ориентированных на  общественное благо и  гармоничное развитие личности.  Дальнейшие исследования должны быть направлены на изучение  эффективных  методов  формирования ценностных ориентаций  у детей и подростков  с учетом  возрастных  и индивидуальных особенностей.  Важно  разработать  программы и методики  воспитания,  способствующие  адаптации  к  сложной  современной  реальности  и  предупреждению  психологических проблем.

×
×