ФОРМИРОВАНИЕ ДРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

Автор: Баранникова Екатерина Валерьевна

УДК 373.3

 

ФОРМИРОВАНИЕ ДРУЖЕСКИХ

ВЗАИМООТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

 

 

Баранникова Екатерина Валерьевна 

студент 

ГБОУ ВО«Ставропольский государственный педагогический институт»

 

Научный руководитель: Шимко Ольга Владимировна

старший преподаватель кафедры дошкольного образования, воспитания и предшкольнойподготовки

ГБОУ ВО«Ставропольский государственный педагогический институт»

 

 

 

 

Аннотация: в статье рассмотрены особенности формирования дружеских взаимоотношений у детей средней группы, особое внимание уделяется анализу уровней формирования дружеских взаимоотношений у детей средней группы, реализуемых воспитателями в детских садах. 

 

Ключевые слова: дошкольник, дружба, дружеские взаимоотношения, сверстники, общение, детский сад, средняя группа, игра. 

 

В дошкольные годы ребенок, посещая дошкольное образовательное учреждение, проводит много времени в группе сверстников, которую можно считать первым шагом в социальной организации детей. В среднем дошкольном возрасте ребенок осваивает не ситуативно-личностную форму общения. 

Общение ребенка делится на товарищеское и дружеское. Товарищеское общение реализуется при общении в группе со своим полом. Это менее эмоционально. Дружеское общение реализуется как в группе, так и за ее пределами. В основном одного пола, только 8% мальчиков и 9% девочек предпочитает общение с противоположным полом. Дружеские взаимоотношения между мальчиками и девочками подвержены спонтанным проявлениям.

Таким образом, основой развития дружеских взаимоотношений в группе является потребность в общении, и эта потребность меняется с возрастом.

Главной потребностью в общении у ребенка среднего дошкольного возраста является потребность во взаимопонимании, сопереживании и сотрудничестве. Серьезные изменения происходят в характере взаимодействия дошкольника со сверстниками. Если раньше у ребенка в процессе общения с другими детьми преобладала потребность в признании и самоутверждении, а другого ребенка часто воспринимали как объект его наблюдения и влияния, то в среднем дошкольном возрасте сверстники уже рассматриваются как предмет взаимодействия и общения. Ребенок изучает своего сверстника, сравнивает себя с ним, соглашается с ними в его желаниях и действиях, устанавливает партнерские отношения. 

Дошкольник стремится к активному общению в совместной деятельности с другими детьми. У него есть способность перейти от сосредоточения к себе к пониманию другого человека. Эмоциональное децентрация позволяет ребенку устанавливать более длинные и эффективные контакты с другими детьми. Все это является основой полноценных межсубъективных отношений, лежащих в основе дружеских взаимоотношений [4]. 

Дружеские взаимоотношения в дошкольном возрасте выступают важной частью социально-нравственного развития дошкольника. Но прежде всего это отношения, при которых проявляются положительное отношение к партнеру, сопереживание (сострадание, сочувствие, помощь), доброжелательность, внимание к другим, стремление к взаимопомощи и взаимодействию без насилия [2]. 

В структуру дружеского отношения входят когнитивный, эмоциональный, поведенческий компоненты.

Формирование дружеских взаимоотношений в средней группе детского сада реализуется воспитателем на трех уровнях:

1.Эмоциональный уровень. Это связано с эмоциями, испытываемыми детьми. Кто-то испытывает положительные эмоции от определенного типа деятельности команды, и кто -то негативные. Детский коллектив устанавливает сочувствие и антипатию между детьми, а также формируются социально значимые мотивы поведения. Содержание взаимодействия дошкольников в команде зависит от разнообразия эмоций, переживаемого детьми, что, в свою очередь, приводит к социальному развитию личности дошкольных детей. 

2.Уровень информации. Это связано с обменом информацией между участниками группы. Оказавшись в группе, дети входят в обмен информацией. Он связан с обсуждением общих проблем, получая информацию о структуре мира и его процессах. Зачастую дружеские взаимоотношения формируются на базе общих интересов, таких как: любимые игры, мультфильмы, игрушки. 

3.Уровень активности. Дети сотрудничают в различных типах и областях деятельности: игре, когнитивные, театральные и т.д. Дети учатся социальному взаимодействию и созданию позитивных коммуникативных связей. Они учатся прислушиваться к чьему -либо мнению, принимают во внимание взгляды и интересы других людей, потребности и желание и корректировать свое поведение [1]. 

Не стоит забывать, что основной вид деятельности — игра. Дружба, складывающаяся у детей в группе, чаще всего возникает на основе игровых интересов, но она также может возникнуть в связи с симпатией и уважением, которые дети испытывают друг к другу или из-за сходства и различия характеров, которые обеспечивают интересное разнообразие игр. Включение игр в процесс воспитания способствует получению опыта позитивного общения, организацию взаимодействия в команде, учатся распространять роли, вести переговоры друг с другом и улучшать способность точно выражать свои мысли [3].

Таким образом, мы можем прийти к выводу, что в среднем дошкольном возрасте создаются благоприятные условия для формирования дружеских взаимоотношений. Психологические особенности доброжелательного отношения в старшем дошкольном возрасте определяются специфическими особенностями детей этого возраста: усилением потребности в общении со сверстниками, развитием произвольного поведения, появлением первичных этических авторитетов, появлением интереса. во внутреннем мире другого человека, его чувствах и переживаниях. Сравнение себя со сверстником и противопоставление себя ему к среднему дошкольному возрасту складывается во внутреннюю общность, способствующую проявлению сопереживания и помощи другим.

Игра в дошкольном возрасте выступает эффективным способом формирования дружеских взаимоотношений. Несомненно, не только игра является инструментом формирования дружеских взаимоотношений ребенка, но данный метод выступает наиболее действенным.

 

Список литературы:

 

1. Белкина В. Н. Детская психология. Взаимодействие со сверстниками: учебное пособие / В. Н. Белкина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 170 с.

2. Болотина Л.Р. Теоретические основы дошкольного образования: учеб. пособие для СПО / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 218 с.

3. Козлова С.А. Социализация детей в дошкольном возрасте: учебное пособие для вузов / С. А. Козлова [и др.]; под научной редакцией С.А. Козловой. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 195 с.

4. Тихомирова О.В. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: учебник и практикум для вузов / О. В. Тихомирова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 155 с.

 

×
×