Автор: Соловьева Милена Александровна
Естественно-научная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться научными идеями.
Для развития естественно-научной грамотности учителю следует включать в содержание изучаемых тем задания на развитие общеобразовательных умений, таких как: умение работать с текстом, преобразовывать информацию из одной формы в другую, умение решать прикладные задачи, как в стандартных, так и в нестандартных ситуациях, умение проводить исследования, делать предположения, гипотезы [2].
Естественно-научная грамотность содержит в себе три компетенции, состоящие из определенного набора навыков:
1. История и пояснение естественно-научных явлений на основе существующих научных знаний.
2. Признание научных дилемм и использование методов естественно-научного исследования.
3. Объяснение информации и применение научных данных для выводов [3].
Компетенции естественно-научной грамотности и образовательные результаты ФГОС приобретают новое обобщенное качество по сравнению с чисто предметными знаниями и умениями, а также достижение этих результатов может быть ожидается как системный эффект от использования естественно-научных учебно-методических комплексов.
В тоже время владение метапредметными естественно-научными навыками (такими как: применение исследовательских методик, объяснение явлений с помощью моделей, выводы на основе анализа данных) позволят успешно реализовать их на любом предметном материале.
Каждый из предметных учебно-методических комплексов сам по себе должен обеспечивать необходимую подготовку по соответствующему учебному предмету, а, следовательно, и доступ к предметным образовательным результатам, предусмотренным ФГОС [7].
Задания, формирующие оценку естественно-научной грамотности, носят комплексный характер [1]. Задание обрисовывает некоторое явление учебной композиции в естественно-научной сфере деятельности, которое включает отчетливое противоречие и требует ряд учебных действий, которые ведут к воссоединению связей, решению противоречий и разрешению практической задачи. ситуация. Задания продемонстрированы в виде текста, таблицы, рисунка, смешанного типа.
Структура задания, которая направлена на развитие и критику естественно-научной грамотности, включающие компоненты [4]:
– Название задания выражает его образное содержание.
– Содержание представляет совокупность взаимосвязанных событий, которые задают связь в задаче.
– Мотивация в задании ориентирует обучающегося в концепции задания и объясняет его выполнение.
– Формулировка задания должно мотивировать обучающихся для его выполнения.
– Анализ выполнения задания включает приблизительный ответ и отображает количество баллов за оценку ответа.
Характер заданий по оценке естественно-научной грамотности российских обучающихся в рамках национального мониторинга основан на материалах международного исследования PISA. Эти материалы включают в себя само понятие естественно-научной грамотности, модель заданий на его оценку и образцы таких заданий.
В мониторинге естественно-научной грамотности (ЕНГ), проводимой в 2022 – 2023 учебном году, приняли участие 54 обучающихся 8 и 9 классов МБОУ СОШ №18 г. Канска Красноярского края. Результаты тестирования представлены в таблице 1.