Автор: Усманова Ирина Семеновна
Формирование функциональной грамотности
младших школьников
на логопедических занятиях при коррекции дисграфии
Усманова Ирина Семёновна
учитель – логопед
Высшая квалификационная категория
Пояснительная записка
Данное выступление может заинтересовать не только логопедов, но и педагогов начальных классов, так как речь пойдёт о формировании функциональной грамотности младших школьников.
Использование современных образовательных технологий позволяет широко применять разнообразные методы и приемы, которые способствуют формированию функциональной грамотности младших школьников, что, в свою очередь, является необходимым для коррекции устной и письменной речи на логопедических занятиях.
Надеюсь, что данное выступление поможет вам в проектировании заданий, выборе стратегий по формированию функциональной грамотности обучающихся, имеющих недостатки в развитии письменной речи, окажется полезным и актуальным в условиях введения обновленных ФГОС.
Цель: развитие практических умений, направленных на формирование функциональной грамотности на логопедических занятиях при коррекции дисграфии.
Задачи:
· передать продуктивные способы работы;
· обобщить опыт педагога по проблеме;
· отработать методические приёмы совместно с участниками круглого стола.
Планируемые результаты:
· Понимание педагогами принципов подбора заданий для развития практических умений, направленных на формирование функциональной грамотности.
· Педагогический продукт, который будет создан в результате выступления — разработка технологической карты логопедического занятия по технологии учебной деятельности, направленной на формирование функциональной грамотности.
Ход выступления
1. Презентация педагогического опыта
Однажды путешественник попросил лодочника перевезти его на другой берег. Сев в лодку, путник заметил, что на веслах были надписи. На одном весле было написано: «Думай», а на втором: «Делай».
«Какие интересные у тебя весла», —сказал путешественник. – А зачем?
Смотри, — улыбаясь, сказал лодочник. И начал грести только одним веслом, с надписью «Думай».
Лодка начала кружиться на одном месте.
Иногда случалось, что я думал о чем-то, размышлял, строил планы… Но ничего полезного это не приносило. Я просто кружил на месте, как эта лодка. Лодочник перестал грести одним веслом и начал грести другим, с надписью «Делай». Лодка начала кружить, но уже в другую сторону.
А бывало, я кидался в другую крайность. Делал что-то бездумно, без планов, без чертежей. Много сил и времени тратил. Но, в итоге, тоже кружился на месте.
Вот и сделал надпись на веслах, — продолжал лодочник, — чтобы помнить, что на каждый взмах левого весла должен быть взмах правого весла и только тогда можно будет попасть туда, куда хочешь.
— В чем мудрость этой притчи?
Мудрость этой притчи в том, что самые прочные знания – это те, что добыты своим трудом, через пробы, ошибки, порой неверные действия.
Надо обретать не только знания, а способность целенаправленно применить эти добытые знания и умения в жизненной ситуации.
Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикатором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования.
— Что такое « функциональная грамотность»?
Функциональная грамотность – это базовое образование личности.
Ребёнку важно обладать:
— готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром;
— возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи;
-способностью строить социальные отношения;
— совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию.
С 01.09.2022 в школах вступил в силу обновлённый государственный образовательный стандарт начального общего образования. Одной из основных задач является « …формирование функциональной грамотности обучающихся — способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности…»
Основные компоненты функциональной грамотности
· Читательская грамотность
способность ребенка использовать тексты для достижения своих целей, пополнения знаний, приобретения навыков.
· Математическая грамотность
способность ребенка использовать математические знания в разных контекстах, на основе математических данных описывать, объяснять, предсказывать явления.
· Естественнонаучная грамотность
способность ребёнка формировать мнение о проблемах, связанных с естественными науками
· Глобальные компетенции
способность ребёнка работать в одиночку или в группе для решения глобальной проблемы.
· Креативное мышление
способность ребёнка самостоятельно или в команде придумывать и улучшать идеи
· Финансовая грамотность
понимает финансовые понятия и может принимать решения для улучшения собственного и общественного финансового благополучия.
2. Представление системы учебных занятий
Учебный процесс на логопедических занятиях при коррекции дисграфии необходимо организовать таким образом, чтобы освоение учащимися основных понятий происходило одновременно с накоплением опыта действий, обеспечивая развития умения учиться, самостоятельно искать, находить и усваивать знания.
Использование технологии учебной деятельности на логопедических занятиях при коррекции дисграфии позволяют широко применять разнообразные методы и приёмы, которые способствуют формированию функциональной грамотности.
Формирование общего приёма умственных действий предполагает процессуально-результативный подход, т.к. об эффективности можно судить только по результату.
Результатом стали: рефераты, компьютерные презентации, творческие работы, которые являются практически идеальным вариантом проверки и оценивания, в том числе и сформированности универсальных учебных действий.
Формирование функциональной грамотности на логопедических занятиях является необходимым при коррекции устной и письменной речи младших школьников и обусловлено потребностями практики, оно оказывает положительное влияние на коррекционный процесс, даёт учащимся повысить свои учебные достижения. Быть успешными и реализовать себя в любой творческой деятельности.
3. Деятельность с участниками круглого стола с демонстрацией приемов эффективной работы с детьми
Участникам предлагается поучаствовать в имитационной игре (педагог-мастер проводит занятие со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с детьми) по организации учебного процесса в рамках технологии учебной деятельности, нацеленного на формирование функциональной грамотности.
Тема занятия: Знаки препинания в конце предложения
Тип занятия: Урок открытия новых знаний
Цели:
Дидактическая: Дать первичное представление о видах предложения по цели высказывания. Сформировать умение учащихся выбирать знак препинания в конце предложения. Формирование элементов функциональной грамотности.
Психологическая: Сформировать общий приём умственных действий при выборе знака препинания в конце предложения.
Коррекционно-развивающая: Формировать умение сравнивать, классифицировать, обобщать изучаемые факты и понятия. Обеспечить в ходе занятия развитие речи учащихся: обогащать и усложнять словарный состав и смысловые функции речи учащихся; усиливать коммуникативные функции речи в ходе решения образовательных задач. Формировать у учащихся умения осуществлять основные мыслительные операции.
Воспитательная: Воспитание языкового чутья. Содействовать в ходе занятия формированию следующих мировоззренческих понятий: «причинно – следственная» связь, «познаваемость мира и природы». Стимулировать и мотивировать положительное отношение школьников к учению через создание ситуации успеха.
Ресурсы:
Мультимедийный проектор, презентация;
Раздаточный материал
Организация пространства:
фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа.
Методы и приемы обучения: проблемный, поисковый, беседа, фронтальный опрос, самостоятельная работа, работа в группах.
Этапы занятия |
Содержание |
Деятельность обучающихся |
Деятельность учителя-логопеда |
УУД |
||||||||||||||||||||||||||||
ЛУУД |
РУУД |
ПУУД |
КУУД |
|||||||||||||||||||||||||||||
1. Организационный момент. |
1.1. Коррекционно-развивающие упражнения на развитие общей моторики, внимания — Внимательные среди вас есть? — Кто услышит свое имя нужно сесть.
|
Выполняют |
Проговаривает. контролирует |
мотивация учебной деятельности |
Использование речи для своего действия |
анализ информации, сравнение |
– оосуществление взаимного контроля |
|||||||||||||||||||||||||
2. Постановка учебной задачи. |
2.1. Актуализация опорных знаний и фиксация затруднений в деятельности. -2.1.1. А догадливые среди вас есть? — Что случилось здесь? Речевая логическая задача Недалеко от реки жил в лесу заяц. Проснулся однажды заяц и видит, что кругом вода и лапы его мокрые. Забрался он на пенёк, под которым спал, а вода всё прибывает. Уже половина пенька в воде стоит. Побежал заяц искать сухого места, а когда оглянулся, увидел, что пенёк совсем скрылся под водой. Откуда взялось столько воды? — подумал заяц, но так и не догадался. — Ребята, что случилось здесь? — Назовите приметы весны Речка вышла из берегов, затопила луг, лесным жителям грозит беда (половодье) Весна торопилась на речку. Ступала на твердые льдины — открылись речные глубины (вскрытие водоёмов) Взревев, река несёт На торжествующем хребте Поднятый ею лёд! (ледоход) — Назовите приметы весны, использую сложные слова (снеготаяние, сокодвижение) — Назовите весенние месяцы Работа с календарем. ?-?-? 2.1.2.-Чему учимся на занятии? (Грамотно писать и правильно говорить на русском языке) — Что является предметом изучения? (Текст. Предложение.) 2.1.3.Гимнастика для кисти рук: «Веер» 2.1.4. Запись числа. Минутка чистописания: росчерки (берёза) 2.1.5. Орфографическая минутка — Вставьте пропущенные слоги: Лу-, -стый, и-.(лужи, частый, ищу) 2.1.6.Словарная работа. Повторение. Прочитай. Составь из слов два предложения. Составляют ли они текст? (Правило: Текст состоит из предложений. Предложения в тексте связаны между собой по смыслу. Текст можно озаглавить.) Как его можно озаглавить? Светило, солнышко, весело, чирикали, воробьи. Запишите второе предложение. Назовите словарное слово. –Что вы знаете о предложении? (Правило: Предложение выражает законченную мысль. Слова в предложении связаны между собой по смыслу. В начале предложения пишется с Большой буквы в конце ставиться . ! ?. 2.2. Объявление темы и задачи урока. 2.2.1.Природа вздохнула, пробудила могучие силы. Шумят потоки вод, в воздухе тоже чувствуется весна — пахнет талой землёй, отсыревшей корой деревьев. Звучит музыка Вивальди “Весна”. На доске картина Исаака.Левитана “Весна”. Стихотворение Евгения.Баратынского
Весна! Весна! Как воздух чист. Как ясен небосклон! Своей лазурью живой Слепит мне очи он. Весна! Весна! Как высоко На крыльях ветерка, Ласкаясь к солнечным лучам Летают облака. Под солнце самое взвился И в яркой вышине Незримый жаворонок поет Заздравный гимн весне.
— Перед вами три вида искусства: музыка, изобразительное искусство, поэзия. — Каким одним словом можно все это объединить? (Весна) 2.2.2.Соотнесите предложение со схемой.
— Чему мы будем учиться на уроке? (Выбирать знак препинания в конце предложения)
|
Отвечают на вопросы. Выполняют минутку чистописания, орфографическую минутку. гимнастику для кисти рук. Повторяют правила. Слушают музыку, стихотворение.Соотносят предложение со схемой.Ставят учебную задачу. |
Задаёт вопросы.. Помогает установить границу между знанием и незнанием. |
Устойчивая учебно-познавательная мотивация |
Принятие и сохранение учебной задачи. |
Рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. |
Использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач. |
|||||||||||||||||||||||||
3. Изложение (открытие) нового знания. |
3.1. Виды предложений по интонации — Я произношу это слово с чувством радости, восхищения. Весна! Работа по таблице
3.2 Виды предложений по цели высказывания _ Что мы хотим сообщить, рассказать, спросить или попросить Работа по таблице
|
Знакомятся с видами предложений |
Организует общеклассную дискуссию. Контролирует правильность выводов. |
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу |
Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей |
Осуществление: — анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков; — синтеза как составление целого из числа. Проведение: сравнения по заданным критериям; обобщения. |
Построение монолога, владение диалогической формой речи. |
|||||||||||||||||||||||||
4. Моделирование внутренней структуры понятия (знания) |
Моделирование правила
Выбор знака препинания в конце предложения.
Мысль
|
Модулируют правило |
Организует моделирование |
Учебно-познавательный интерес к способам решения новой частной задачи |
Выполнение учебных действий в материализованной, громкоречевой и умственной форме |
Использование знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач. |
Точная и последовательная передача необходимой информации. |
|||||||||||||||||||||||||
5. Определение понятия (формулировка знания) |
Общий приём умственных действий при выборе знака препинания в конце Способ 1.Пишу
2. Определяю мысль
3. Выбираю знак препинания . ! ? |
Формулируют новое знание
|
Организует формулировку нового знания |
Учебно-познавательный интерес к способам решения новой частной задачи. |
Выполнение учебных действий в материализованной, громкоречевой и умственной форме |
Осуществление подведения под понятие на основе распознавания объектов. Владение общим способом решения задач |
Использование речи для планирования и регуляции своего действия. Постановка вопросов, необходимых для организации собственной деятельности |
|||||||||||||||||||||||||
Физкультминутка «Лебеди» Лебеди летят, крыльями машут, Склонились над водой, качают головой, Прямо, гордо умеют держаться, Тихо на воду садятся |
||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Включение в систему знаний и закрепление |
6.1. Работа сюжетной картинкой Задание: Рассмотрите картинку. -Сколько всего птиц на пруду? — Сколько лебедей плавает далеко, близко? — Сколько белых, черных? Каких больше? На сколько меньше белых лебедей? 6.2.Работа с карточками. Прочитайте текст. Разделите его на предложения и запишите. В конце каждого предложения поставьте нужный знак. Вы видели лебедей они плавают в пруду какие красивые птицы Со времен глубокой древности лебедь служит символом чистоты, мудрости, любви и верности, музыки и поэзии. Охота на этих птиц запрещена законом. Лебеди зимующие или перелётные птицы? Лебеди возвращаются из своих странствий ранней весной, когда ещё не сошёл снег, а водоёмы, где они привыкли гнездиться, ещё бывают затянуты тонкой корочкой льда. 6.3. Работа в группах. 6.3.1.Работа со стихотворением Лед на дорогах, который образуется после оттепели или дождя при внезапном похолодании называется гололедица. Запомните и повторите стихотворение Гололедица Не идется и не едется, Потому что гололедица. Но зато отлично падается! Почему никто не радуется? В. Катаев Я прочитаю стих. ещё раз, а вы покажите руками знаки препинания в конце предложений. -Кто услышал восклицательное предложение? — Назовите вопросительное предложение. -Кто ответит на этот вопрос? 6.3.2.Работа с серией сюжетных картинок. — Рассмотрите картинку. Составьте схемы предложений со знаками препинания 1 группа — . 2 группа — ! 2 группа — ? Чтение схем предложений каждой группы. 6.3.3.Установите последовательность событий, используя вторую картинку. 6.3.4. Чтение рассказа «Просто старушка» В. Осеева По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала. — Подержи мои книжки! – крикнул мальчик, передавая девочке свой портфель, и бросился на помощь старушке. Когда он вернулся девочка спросила его: -Это твоя бабушка? -Нет, — отвечал мальчик. — Мама? — Нет! Ну, тетя? Или знакомая? -Да нет же, нет! – ответил мальчик.- Это просто старушка.
— Выбор предложений из текста по знакам препинания в конце предложения. — Как поступили бы вы? — Гололедица –это хорошо или плохо? 6.3.5.Составление сюжетной таблицы
|
Отвечают на вопросы, формулируют освоенный на уроке новый способ действия. Составляют схкмы предложений в группах. |
Контролирует применение учащимися нового способа действия. |
Осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов |
Самостоятельное применение выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале |
Установление причинно-следственных связей, аналогий. Построение речевого высказывания в устной и письменной форме |
Постановка вопросов, построение понятных для партнёра высказываний, контролирование действий партнёра. |
|||||||||||||||||||||||||
7.Самоконтроль. Самооценка. |
Тест 1. Что такое предложение? а) Группа слов, содержащая какое-либо сообщение б) Слово или группа слов, выражающая законченную мысль. 2. Каких не бывает предложений? а) вопросительных б) приказательных 3. Какой знак препинания нужно поставить в конце предложения? Кто стучиться в дверь ко мне а) ? б) ! 4. Какой знак препинания ставится в конце предложения, которое произноситься с чувство? а) . б) ! 5. Укажи правильный ответ а) Мысль . ! ? Б) Мысль . ! ?
1 2 3 4 5 Ответы: 1 2 3 4 5 б б а б а
|
Самостоятельно выполняют тесты. Осуществляют самоконтроль и самооценку. |
Наблюдает за самостоятельной работой детей. Включает учащихся в контрольно-оценочную деятельность. |
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |
Осуществление контроля по результату и способу действия. Оценивание правильности выполнения действий и внесение необходимых корректив.
|
Построение речевого высказывания в устной и письменной форме. |
Формулирование собственного мнения и позиции |
|||||||||||||||||||||||||
8. Рефлексия деятельности. |
8.1. Рефлексия содержания «Заверши фразу» — На занятии я узнал … — Сегодня было интересно … -Было трудно… — Мне захотелось… -Теперь я могу… 8.2. Рефлексия деятельности Кластер «Знаки препинания в конце предложения» 8.3. Выбор знака препинания в конце предложения. Светило солнышко Весело чирикали воробьи
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||
Резервное время |
Дополнительное задание на закрепление изученного материала. -Прочитайте предложения. В каком предложении говориться о весне? — Весной я люблю пускать кораблики. — Весной были каникулы — В гости пришла теплая весна. (Разбор предложения)
|
|
|
|
|
|
|
4. Моделирование. Обсуждение авторских моделей занятия.
Участники круглого стола получают комплект материалов «Технологическая карта логопедического занятия в 1 классе «Знаки препинания в конце предложения», « Виды УУД », Задания на формирование функциональной грамотности.
Выступающий совместно со слушателями проводит обсуждение авторской модели логопедического занятия по технологии учебной деятельности и предлагает соотнести формируемые УУД, задания на формирования функциональной грамотности с основными этапами занятия.
«Технологическая карта логопедического занятия в 1 классе
«Знаки препинания в конце предложения»
Этапы занятия |
Содержание |
Деятельность обучающихся |
Деятельность учителя-логопеда |
УУД |
||||||||||||||||||||||||||||
ЛУУД |
РУУД |
ПУУД |
КУУД |
|||||||||||||||||||||||||||||
1. Организационный момент. |
1.1. Коррекционно-развивающие упражнения на развитие общей моторики, внимания — Внимательные среди вас есть? — Кто услышит свое имя нужно сесть.
|
Выполняют |
Проговаривает. контролирует |
|
|
|
– |
|||||||||||||||||||||||||
2. Постановка учебной задачи. |
2.1. Актуализация опорных знаний и фиксация затруднений в деятельности. -2.1.1. А догадливые среди вас есть? — Что случилось здесь? Речевая логическая задача Недалеко от реки жил в лесу заяц. Проснулся однажды заяц и видит, что кругом вода и лапы его мокрые. Забрался он на пенёк, под которым спал, а вода всё прибывает. Уже половина пенька в воде стоит. Побежал заяц искать сухого места, а когда оглянулся, увидел, что пенёк совсем скрылся под водой. Откуда взялось столько воды? — подумал заяц, но так и не догадался. — Ребята, что случилось здесь? — Назовите приметы весны Речка вышла из берегов, затопила луг, лесным жителям грозит беда (половодье) Весна торопилась на речку. Ступала на твердые льдины — открылись речные глубины (вскрытие водоёмов) Взревев, река несёт На торжествующем хребте Поднятый ею лёд! (ледоход) — Назовите приметы весны, использую сложные слова (снеготаяние, сокодвижение) — Назовите весенние месяцы Работа с календарем. ?-?-? 2.1.2.-Чему учимся на занятии? (Грамотно писать и правильно говорить на русском языке) — Что является предметом изучения? (Текст. Предложение.) 2.1.3.Гимнастика для кисти рук: «Веер» 2.1.4. Запись числа. Минутка чистописания: росчерки (берёза) 2.1.5. Орфографическая минутка — Вставьте пропущенные слоги: Лу-, -стый, и-.(лужи, частый, ищу) 2.1.6.Словарная работа. Повторение. Прочитай. Составь из слов два предложения. Составляют ли они текст? (Правило: Текст состоит из предложений. Предложения в тексте связаны между собой по смыслу. Текст можно озаглавить.) Как его можно озаглавить? Светило, солнышко, весело, чирикали, воробьи. Запишите второе предложение. Назовите словарное слово. –Что вы знаете о предложении? (Правило: Предложение выражает законченную мысль. Слова в предложении связаны между собой по смыслу. В начале предложения пишется с Большой буквы в конце ставиться . ! ?. 2.2. Объявление темы и задачи урока. 2.2.1.Природа вздохнула, пробудила могучие силы. Шумят потоки вод, в воздухе тоже чувствуется весна — пахнет талой землёй, отсыревшей корой деревьев. Звучит музыка Вивальди “Весна”. На доске картина Исаака.Левитана “Весна”. Стихотворение Евгения.Баратынского
Весна! Весна! Как воздух чист. Как ясен небосклон! Своей лазурью живой Слепит мне очи он. Весна! Весна! Как высоко На крыльях ветерка, Ласкаясь к солнечным лучам Летают облака. Под солнце самое взвился И в яркой вышине Незримый жаворонок поет Заздравный гимн весне.
— Перед вами три вида искусства: музыка, изобразительное искусство, поэзия. — Каким одним словом можно все это объединить? (Весна) 2.2.2.Соотнесите предложение со схемой.
— Чему мы будем учиться на уроке? (Выбирать знак препинания в конце предложения) |
Отвечают на вопросы. Выполняют минутку чистописания, орфографическую минутку. гимнастику для кисти рук. Повторяют правила. Слушают музыку, стихотворение.Соотносят предложение со схемой.Ставят учебную задачу. |
Задаёт вопросы.. Помогает установить границу между знанием и незнанием. |
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||
3. Изложение (открытие) нового знания. |
3.1. Виды предложений по интонации — Я произношу это слово с чувством радости, восхищения. Весна! Работа по таблице
3.2 Виды предложений по цели высказывания _ Что мы хотим сообщить, рассказать, спросить или попросить Работа по таблице
|
Знакомятся с видами предложений |
Организует общеклассную дискуссию. Контролирует правильность выводов. |
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||
4. Моделирование внутренней структуры понятия (знания) |
Моделирование правила
Выбор знака препинания в конце предложения.
Мысль
|
Модулируют правило |
Организует моделирование |
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||
5. Определение понятия (формулировка знания) |
Общий приём умственных действий при выборе знака препинания в конце Способ 1.Пишу
2. Определяю мысль
3. Выбираю знак препинания . ! ? |
Формулируют новое знание
|
Организует формулировку нового знания |
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||
Физкультминутка «Лебеди» Лебеди летят, крыльями машут, Склонились над водой, качают головой, Прямо, гордо умеют держаться, Тихо на воду садятся |
||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Включение в систему знаний и закрепление |
6.1. Работа сюжетной картинкой Задание: Рассмотрите картинку. -Сколько всего птиц на пруду? — Сколько лебедей плавает далеко, близко? — Сколько белых, черных? Каких больше? На сколько меньше белых лебедей? 6.2.Работа с карточками. Прочитайте текст. Разделите его на предложения и запишите. В конце каждого предложения поставьте нужный знак. Вы видели лебедей они плавают в пруду какие красивые птицы Со времен глубокой древности лебедь служит символом чистоты, мудрости, любви и верности, музыки и поэзии. Охота на этих птиц запрещена законом. Лебеди зимующие или перелётные птицы? Лебеди возвращаются из своих странствий ранней весной, когда ещё не сошёл снег, а водоёмы, где они привыкли гнездиться, ещё бывают затянуты тонкой корочкой льда. 6.3. Работа в группах. 6.3.1.Работа со стихотворением Лед на дорогах, который образуется после оттепели или дождя при внезапном похолодании называется гололедица. Запомните и повторите стихотворение Гололедица Не идется и не едется, Потому что гололедица. Но зато отлично падается! Почему никто не радуется? В. Катаев Я прочитаю стих. ещё раз, а вы покажите руками знаки препинания в конце предложений. -Кто услышал восклицательное предложение? — Назовите вопросительное предложение. -Кто ответит на этот вопрос? 6.3.2.Работа с серией сюжетных картинок. — Рассмотрите картинку. Составьте схемы предложений со знаками препинания 1 группа — . 2 группа — ! 2 группа — ? Чтение схем предложений каждой группы. 6.3.3.Установите последовательность событий, используя вторую картинку. 6.3.4. Чтение рассказа «Просто старушка» В. Осеева По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала. — Подержи мои книжки! – крикнул мальчик, передавая девочке свой портфель, и бросился на помощь старушке. Когда он вернулся девочка спросила его: -Это твоя бабушка? -Нет, — отвечал мальчик. — Мама? — Нет! Ну, тетя? Или знакомая? -Да нет же, нет! – ответил мальчик.- Это просто старушка.
— Выбор предложений из текста по знакам препинания в конце предложения. — Как поступили бы вы? — Гололедица –это хорошо или плохо? 6.3.5.Составление сюжетной таблицы
|
Отвечают на вопросы, формулируют освоенный на уроке новый способ действия. Составляют схкмы предложений в группах. |
Контролирует применение учащимися нового способа действия. |
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||
7.Самоконтроль. Самооценка. |
Тест 1. Что такое предложение? а) Группа слов, содержащая какое-либо сообщение б) Слово или группа слов, выражающая законченную мысль. 2. Каких не бывает предложений? а) вопросительных б) приказательных 3. Какой знак препинания нужно поставить в конце предложения? Кто стучиться в дверь ко мне а) ? б) ! 4. Какой знак препинания ставится в конце предложения, которое произноситься с чувство? а) . б) ! 5. Укажи правильный ответ а) Мысль . ! ? Б) Мысль . ! ?
1 2 3 4 5 Ответы: 1 2 3 4 5 б б а б а
|
Самостоятельно выполняют тесты. Осуществляют самоконтроль и самооценку. |
Наблюдает за самостоятельной работой детей. Включает учащихся в контрольно-оценочную деятельность. |
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||
8. Рефлексия деятельности. |
8.1. Рефлексия содержания «Заверши фразу» — На занятии я узнал … — Сегодня было интересно … -Было трудно… — Мне захотелось… -Теперь я могу… 8.2. Рефлексия деятельности Кластер «Знаки препинания в конце предложения» 8.3. Выбор знака препинания в конце предложения. Светило солнышко Весело чирикали воробьи
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||
Резервное время |
Дополнительное задание на закрепление изученного материала. -Прочитайте предложения. В каком предложении говориться о весне? — Весной я люблю пускать кораблики. — Весной были каникулы — В гости пришла теплая весна. (Разбор предложения)
|
|
|
|
|
|
|
Виды УУД
Формирование универсальных учебных действий
Личностные учебные действия
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом сформированность универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования должна быть определена на этапе завершения обучения в начальной школе.
У выпускника будут сформированы:
– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
– широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;
– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
– учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
– способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
– основы гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучии, осознание своей этнической принадлежности;
– ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
– развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
– знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциации моральных и конвенционных норм, развитие морального как переходного от доконвенциональных к конвенциональному уровню;
– установка на здоровый образ жизни;
– чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
– эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживания им.
Выпускник получит возможность для формирования:
– внутренней позиции школьника на основе положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно – познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний;
– выраженной устойчивой учебно – познавательной мотивации учения;
– устойчивого учебно – познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
– адекватного понимания дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
– компетентности в реализации основ гражданской индентичности в поступках и деятельности;
– морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиции партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
– установка на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках;
– осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
– эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающих в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
– планировать свое действие с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
– учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
– осуществлять итоговый контроль по результату;
– адекватно воспринимать оценку учителя;
– различать способ и результат действия;
– оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
– вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
– выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
Выпускник получит возможность научиться:
– адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
– выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения;
– устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;
– соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
– активизация сил и энергии, к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта;
– концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
– стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
– использовать знаково – символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
– строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
– ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
– основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– проводить сравнение, сериализацию и классификацию по заданным критериям;
– устанавливать причинно – следственные связи;
– строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
– обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
– осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
– устанавливать аналогии;
– владеть общим приемом решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
– создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
– моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач;
– поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);
– сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников; дополнение таблиц новыми данными;
– обработка информации (определение основной и второстепенной информации;
– запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст;
– анализ информации;
– передача информации (устным, письменным, цифровым способами);
– интерпретация информации (структурировать; переводить сплошной текст в таблицу, презентировать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
– оценка информации (критическая оценка, оценка достоверности);
– подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;
– анализ;
– синтез;
– сравнение;
– сериация;
– классификация по заданным критериям;
– установление аналогий;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения;
– обобщение.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе, использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа.
Выпускник научится:
– допускать возможность существования у людей различных точек зрения, чв том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– договариваться и приводить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
– задавать вопросы;
– контролировать действия партнеров;
– использовать речь для регуляции своего действия;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалоговой формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
– слушать собеседника;
– определять общую цель и пути ее достижения;
– осуществлять взаимный контроль,
– адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих,
– оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;
– аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности,
– прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения
– разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии
Планируемые УУД
Личностные: Устойчивая учебно-познавательная мотивация учения. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, к способам решения новой частной задачи. Осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: Принятие и сохранение учебной задачи. Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей. Выполнение учебных действий в материализованной, громкоречевой и умственной форме. Самостоятельное применение выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. Осуществление контроля по результату и способу действия. Оценивание правильности выполнения действий и внесение необходимых корректив.
Познавательные: Рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков; синтеза как составление целого из числа. Проведение сравнения по заданным критериям; обобщения. Использование знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач. Осуществление подведения под понятие на основе распознавания объектов. Владение общим способом решения задач. Установление причинно-следственных связей, аналогий. Построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
Коммуникативные: Использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач. Построение монолога, владение диалогической формой речи. Точная и последовательная передача необходимой информации. Использование речи для планирования и регуляции своего действия. Постановка вопросов, необходимых для организации собственной деятельности. Построение понятных для партнёра высказываний, контролирование действий партнёра. Формулирование собственного мнения и позиции.
Задания на формирование функциональной грамотности
Задание 1.
Определи жанр произведения
o рассказ
o народная сказка
o авторская сказка
Задание 2.
Определи, что было у мальчика в руках и
ü Отметь так
Игрушки
Книжки
Тетради
Задание 3.
Закрась карточки с названием героев
бабушка дедушка мальчик девочка
Задание 4.
Пользуясь информацией из текста, дополни предложения.
Старушка поскользнулась и упала, потому что…
Мальчик передал девочке свою сумку, чтобы…
Задание5.
Выбери правильное слово и подчеркни.
А (сзади, слева, впереди) их шла старушка.
Задание 6.
Подумай, чему учит рассказ.
ü Отметь так.
Рассказ учит, как надо дружить.
Учит не жадничать и не думать только о себе.
Учит приходить на помощь к тем, кто в ней нуждается.
Учит щедрости, отзывчивости, бескорыстию.
Учит признавать свои ошибки и исправлять их.
Задание 7.
В какое время года происходит событие рассказа?
o зима
o весна
o лето
o осень
Задание 8.
Где происходит событие рассказа? Найди подтверждение своего ответа в тексте. Прочитай.
o на перекрёстке
o на улице
o на мосту
Задание 9.
Выбери слова, которыми можно охарактеризовать мальчика. Проведи линии от слов–характеристик к герою рассказа
рассудительный |
мальчик |
старательный |
внимательный |
осторожный |
|
добрый |
терпеливый |
|
отзывчивый |
находчивый |
|
|
|
Задание 10.
Прочитай научно-познавательный текст.
Гололедица- слой бугристого льда или обледеневшего снега, образующейся на поверхности земли вследствие замерзания талой воды, когда после оттепели происходит понижение температуры воздуха и почвы. В отличие от гололёда гололедица наблюдается только на земной поверхности. Чаще всего на дорогах, тротуарах и тропинках. Сохранение гололедицы может продолжаться много дней подряд, пока она не будет покрыта сверху снежным покровом, смыта дожём, или не растает полностью в результате повышения температуры воздуха и почвы.
Задание 11.
Выбери верные утверждения.
o Гололедица образуется на растениях, поводах, предметах.
o Гололедица наблюдается только на земной поверхности.
o Гололедица приводит к обрыву проводов и обламыванию ветвей
o Гололедица может быть смыта дождём.
Оценочный лист
Этапы занятия |
Функциональная грамотность |
|||||
Читательская грамотность
|
Математическая грамотность
|
Естественнонаучная грамотность
|
Глобальные компетенции
|
Креативное мышление
|
Финансовая грамотность
|
|
1.Организационный момент. |
|
|
|
|
|
|
2.Постановка учебной задачи. |
|
|
|
|
|
|
3.Изложение (открытие) нового знания |
|
|
|
|
|
|
4.Моделирование внутренней структуры понятия (знания) |
|
|
|
|
|
|
5.Определение понятия (формулировка знания) |
|
|
|
|
|
|
6.Включение в систему знаний и закрепление |
|
|
|
|
|
|
7.Самоконтроль. Самооценка |
|
|
|
|
|
|
8 Рефлексия деятельности. |
|
|
|
|
|
|
Резервное время |
|
|
|
|
|
|
5. Рефлексия.
Дискуссия по результатам совместной деятельности выступающего и слушателей с использованием приёма Инсерт.
Инсерт — один из приемов технологии развития критического мышления.
Участники делают пометки на полях технологической карты логопедического занятия.
« v» — известная информация;
«+» — новая информация;
«?» — непонятная информация;
« — » — информация, идущая в разрез с имеющимися представлениями и знаниями.
«ПОПС – формула»
Этот метод эффективно используется при оценке каких-либо суждений, высказываний, мнений, при решении сложных дискуссионных проблем.
П |
позиция |
В чём заключается твоя позиция |
Я считаю, что… |
О |
обоснование |
Довод в поддержку твоей позиции |
…потому что… |
П |
пример |
Факты, иллюстрирующие твой довод |
…например… |
С |
следствие |
Вывод, что надо сделать, призыв к принятию твоей позиции, либо повторение позиции |
…поэтому… |
Заключительное слово выступающего по всем замечаниям и предложениям.
Таким образом, использование разнообразных приёмов обучения на логопедических занятиях создаёт необходимые условия для развития умений обучающихся самостоятельно мыслить, анализировать, отбирать материал, ориентироваться в новой ситуации, находить способы деятельности для решения практических задач в жизненном пространстве. Что способствует формированию функциональной грамотности младших школьников.
− Уважаемые коллеги! Если моё выступление заставило вас о чем-то задуматься, сожмите левую руку в кулак. Если вам захотелось что-то из услышанного использовать, правую руку сожмите в кулак. Коллеги, у вас в руках оба весла лодки под именем «Функциональная грамотность».
Так пусть Ваше плаванием будет счастливым! Попутного ветра!
Желаю Вам, чтобы каждый год был ярким, насыщенным, плодотворным и успешным, чтобы в каждом ученике проснулось непреодолимое желание учиться, чтобы в картине каждого дня было много прекрасных мгновений, незабываемых историй и ярких красок счастья.
Спасибо за работу!