Формирование функциональной грамотности у младших школьников

Автор: Бугрова Елена Борисовна Старовойтова Екатерина Сергеевна Ионова Оксана Анатольевна

Формирование функциональной грамотности у младших школьников

(из опыта работы учителей начальной школы)

Авторы: Бугрова Елена Борисовна

Старовойтова Екатерина Сергеевна

Ионова Оксана Анатольевна

Функциональная грамотность — это способность человека вступать в отношения с внешней средой. Быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Наша цель: научить применять знания, умения и навыки, полученные в школе в повседневной жизни, а такая возможность формировать навыки функциональной грамотности у учителей начальной школы есть  на каждом уроке.

Не секрет, что многие дети относятся к занятиям без энтузиазма, причин тому много, но главное — это отсутствие интереса к учёбе, им скучно заниматься. Давайте поможем  детям с лёгкостью воспринимать окружающий их мир, научиться адаптироваться в любых ситуациях и идти к поставленной цели с желанием победить, но сделать это можно только в совместной работе, где дети могут выступать полноправными соавторами данных пособий.

В 1 классе на уроке обучения грамоте предлагаем  использовать  разноцветные крышки от пластиковых бутылок. Почему крышки? Да, потому что этот бросовый материал есть в каждом доме. Такие крышечки разнообразны по цветовой гамме и с ними легко придумать разные упражнения.

Они очень полезны для развития мелкой моторики, т.к. дети передвигают, складывают слоги, слова, находят нужную букву.

Цветовая гамма позволяет разделить крышечки по цвету и создать звуковую модель слова: синий- твёрдый согласный, зелный- мягкий согласный , красный- гласный.

На каждой крышечки есть буквы, выкладывая слово, дети видят не только буквенный состав, но и могут сделать звуковой анализ слова. Одна и та же буква на крышках разного цвета. Ребёнок развивает мыслительные навыки, понимая, что одна и та же буква обозначает два звука — твёрдый и мягкий.

Можно использовать буквы на крышечках в работе со словарными словами. Всё зависит от фантазии учителя. Такой набор крышек должен быть у каждого ребёнка.

 

 

Такие же крышечки можно использовать  на уроке математики при изучении

состава числа, решение примеров на сложение и вычитание, сравнение чисел,

          С их помощью легко установить числовую последовательность, провести                                математический диктант.

 

 

Данные упражнения очень нравятся детям. Они не выкидывают, собирают

крышечки, зная, что они плохо разлагаются, загрязняют окружающую среду. А ребяа нашли им новое применение, дали вторую жизнь, используем их на уроках обучения грамоте, математики и технологии. Эти пособия ребята изготавливают сами.

В начальной школе основы функциональной грамотности закладываются через ведущую игровую деятельность. Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности трактуется как потребность и умение применять математику в повседневных (житейских) ситуациях.

Самым ценным стало  использование дидактических игр, которые ребята делают своими руками. На начальном этапе главная цель была — увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах. Ребята очень быстро увлеклись идеей создания игры. Им очень нравится играть в то, что сами изобрели. Они создавали игры в группах, парах, индивидуально, с помощью родителей. В зависимости от индивидуальных способностей, игры получились разными. Это:

— бродилки

— пазлы

— раскраски

 

 

 

Настольной игре «Математика в жизни». Автором игры является ученица 2 класс Додонова Маша и ее мама.

Цель игры: накопить как можно больше жизненных ресурсов: «Здоровье», «Жизненная энергия», «Умная мысль» и денег.

Ирга состоит:

— игровое поле

— набор карточек («Здоровье», «Жизненная энергия», «Умная мысль», «Шанс» и «Олимпиада»)

— банк с купюрами

— игровые фишки и кубик.

Игра имеет начало, но не имеет конца. И завершается по договоренности всех игроков.

В ходе игры ребята развивают вычислительные умения и повторяют, чтобы быть здоровым, надо одеваться по сезону, правильно питаться, заниматься спортом, знать правила личной гигиены. Что жизненная энергия человека зависит от продуктов, которые он употребляет и режима дня. Также ребята узнают, что в жизни встречаются и «Вредители»: грубость, простуда, растраты, усталость. С ними надо бороться. Всё это они узнают, выполняя математические задания.

Игра «Занимательная математика»

Цель: решать учебные и жизненные задачи.

Это коллективная работа.  Здесь надо действовать по инструкции.

Сначала нужно выбрать из конверта примеры и решить их. Затем выбрать палочки с соответствующими числами и разложить в порядке возрастания или убывания так, чтобы получилась картинка. Если примеры решены неверно, то картинка не сложится. Затем ребята находят такую же картину и решают задачу. И обязательно проверяют себя, заглянув в конверт «Ответы».

В ходе этой игры у ребят формируется жизненное представление об окружающем мире. Формируется потребность и умение применять математику в повседневных ситуациях: рассчитывать стоимость, массу, расстояние, количество необходимого материала и т.д. находить, анализировать математическую информацию об объектах окружающей действительности.

Данное пособие формирует умение анализировать текст, использовать информацию, представленную в различных формах (переход от одной ситуации к другой, придерживаться инструкции, видеть проблему, обосновать действия)

Таким образом, в занимательной форме у ребят формируются вычислительные навыки через решение задач, связанных с жизненными ситуациями.

На уроках окружающего мира , изучая строение человека и его органы, ребята сами создают макет человека.

Далее, изучая тему «Органы человека», они последовательно размещают их на макете. Данное пособие знакомит детей с местом расположения и функцией внутренних органов. Развивает познавательный интерес, обеспечивая возможность самостоятельной познавательной исследовательской деятельности. Подводит детей к пониманию необходимости заботиться о своём здоровье, вести здоровый образ жизни. Дети знакомятся с причинами и мерами профилактики заболевания наших внутренних помощников. Создав такого человека на уроке, ребёнок будет точно знать, где находятся органы и придерживаться ЗОЖ.

Сначала дети сами в группах создавали образ своего человека, а затем был создан общий проект «Строение человека и его здоровый образ жизни».

Во втором классе при изучении темы «Весна» ребята изготовили  дидактическое пособие «Весенние изменения в природе». Идея данного пособия состоит в использовании его как средстве при ознакомлении с весенними изменениями в природе. Ребята сажают семена в баночки и ведут наблюдения за этапами прорастания семян.

Используя данное пособие ученики могут наблюдать что нужно дереву для того, чтобы появились листочки: вода, солнце, тепло.

С наступлением весны птицы выводят потомство. Ребята понимают, что они могут помочь птицам, и сначала они сделали модель скворечника, а затем и сам скворечник, который разместили на дереве во дворе школы. Таким образом дети смогли реализовать свои знания, полученные на уроках окружающего мира в жизни и помочь птицам.

Пособие прекрасно подходит для обыгрывания различных тематических сюжетов. Может служить фоном для мини спектакля.

          Одна из важнейших задач современного образования — формирование функционально — грамотных людей. Актуальность данной проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей, позволяющих оптимизировать образовательную деятельность с современным ребёнком. Поэтому мы, учителя находимся в постоянном поиске идей, где главным помощником выступают дети. Мы считаем, что предложенные нами варианты работы на уроках способствуют формированию функциональной грамотности младшего школьника на уроках.

 

 

 

 

 

×
×