Автор: Самойлова Ирина Викторовна
«Формирование функциональной грамотности у младших школьников
на уроках литературного чтения»
учитель начальных классов
МБОУ ЦО №15 «Луч» г. Белгород
Самойлова Ирина Викторовна
Практичная литературная грамотность представляет собой одну из важных способностей, которую нужно развивать у детей начальных классов в процессе уроков чтения.
Во время учебных занятий по литературе развивается умение использовать язык для разных целей с помощью изучения художественных текстов, которые позволяют расширить словарь учащихся, способствуют развитию навыков письма и чтения. Малыши изучают разные жанры словесности, разбирают строение письма, выделяют основные мысли и аргументы писателя. Таким способом, юные учащиеся овладевают умением создавать связные письменные работы, выражать свои идеи ясно и последовательно.
Тем не менее, развитие умения использования языка в различных ситуациях требует всестороннего подхода. Требуется комбинировать деятельность над текстовыми и устными задачами. Важно при этом побудить устную активность каждого малыша на занятиях — побудить его выражать свое мнение о прочитанных книгах или описывать события из собственного существования. Также ценным будет организация игровых сценариев, которые помогут расширить коммуникативные умения малышей.
В таком случае, развитие умения использовать язык в практических целях является неотъемлемой составляющей деятельности в процессе обучения литературному чтению. Она поддерживает детей младшего возраста в развитии навыков письма и чтения, увеличении словарного запаса и освоении эффективного передачи информации через письменный текст.
Компетентность в использовании языка — значимый фактор прогресса молодых учеников начальной школы, особенно во время занятий по чтению литературы. Она дает возможность учащимся развивать умения общения, усвоения текста и применения языковых средств в разнообразных обстоятельствах. Развитие оперативности важно уже на первой ступени обучения, так как оно является фундаментом для успешного освоения более сложных языковых умений в дальнейшем. В этом разделе будет изучено значение развития навыков грамотного владения языком у детей младшего школьного возраста и его значимость на занятиях по изучению литературы.
Занятия по изучению произведений писательского искусства играют существенную функцию в развитии коммуникативных навыков у учащихся начальных классов. Во время изучения художественной словесности дети развивают умения листать и постигать творения различной категории и манеры. Они обучаются разбирать тексты, выделить основные идеи, определить характеры персонажей и понять их мотивы и действия. Занятия литературным чтением способствуют развитию у детей творческого мышления – они осваивают навыки составления краткого содержания произведений, написания эссе и отзывов, а также создания собственных текстов и иллюстраций. Кроме этого, занятия на уроках словесного чтения способствуют развитию ораторских навыков учащихся, расширению их лексического запаса, усовершенствованию грамматической структуры высказывания.
В школьных занятиях по изучению художественной прозы у начинающих школьников используются разнообразные подходы и приемы, которые способствуют развитию умения понимать и использовать язык в различных сферах жизни у учеников. Данное помогает развить у малышей умения непосредственной ораторики, эмоционального чтения и адекватного ответа на обстоятельства.
Преподаватель способен задавать вопросы, направленные на раскрытие роли и особенностей текста, требующие исследования и разъяснения. Такие упражнения способствуют развитию навыков работы с письменным материалом у детей младшего возраста, обнаружению основной информации, сделыванию заключений и выражению собственных идей.
Более того, на занятиях по литературному чтению интенсивно применяются инновационные задачи. Ребята приглашаются написать продолжение сюжета, придумать иную концовку, составить разговор между героями и так далее. Это дает возможность развить у детей младшего возраста фантазию, креативные способности и умение самостоятельно выразить свои идеи и эмоции.
Развитие компетенции в языке у маленьких школьников на занятиях по чтению литературы сталкивается с несколькими трудностями и вызывает определенные трудности, которые нужно принимать во внимание при проведении занятий. Большинство юных учащихся начальной школы не обладают навыками анализа и толкования прочитанных произведений, извлечения из них сведений и формулирования заключений. Все эти трудности и затруднения требуют тщательного и организованного подхода к развитию компетенции в чтении у детей младшего школьного возраста на занятиях по литературному чтению.
Прогресс функциональной грамотности среди детей начальной школы имеет значимое значение в процессе осваивания литературного чтения.
Студенты обязаны ощущать себя свободно и уверенно выражать свои идеи, чтобы развивать способность использовать литературный материал в различных ситуациях.
Важно также задавать ученикам задания, которые требуют активного использования полученных на уроке знаний. Например, попросить младших школьников составить рассказ на основе прочитанного произведения или выразить свое мнение о герое. Такие задания помогут развивать функциональное использование языка и позволят детям осознавать его значимость.
Советуется энергично применять разнообразные игры и тренировки на занятиях литературного изучения.