Формирование функциональной грамотности у школьников посредством использования компетентностно-ориентированных заданийна уроках химии

Автор: Барышникова Мария Владимировна

Процесс обучения – один из основных инструментов развития, как отдельного человека, так и общества в целом. А, значит, обучение должно быть интересным, эффективным, а главное – продуктивным. Весь образовательный процесс сегодня должен быть направлен на самостоятельную работу обучающихся, он должен обеспечить возможность для самовыражения и саморазвития каждого, что позволяет совершенствоваться, формировать жизненные ценности и образовательные компетенции, т. е. у ребенка должна быть сформирована функциональная грамотность. Применение полученных знаний на практике, в жизни, сделает личность социально адаптированной, функционально грамотной, позволит осуществлять жизнедеятельность в конкретной культурной среде. Одним из эффективных способов развития функциональной грамотности является составление и использование компетентностно – ориентированных заданий. Задания практического содержания способны привить интерес ученика к предметам. Такого вида задания требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности.

Итак, тема моего мастер-класса «Формирование функциональной грамотности у школьников посредством использования компетентностно-ориентированных заданий (КОЗ) на уроках химии». Девиз компетентностно-ориентированного задания «Мало знать, надо уметь применять!» Поэтому основной целью для себя сегодня ставлю ознакомление с особенностями составления и использования КОЗ в преподавании химии, а также с приёмами и методами мотивации деятельности учащихся на уроках.

Признаки компетентно-ориентированного задания:

оно моделирует практическую, жизненную ситуацию;

оно строится на актуальном материале;

это деятельностное задание;

эти задания стандартизированы, требуют применения общих учебных умений.

Все компетентностно-ориентированные задания имеют общую структуру и могут быть использованы на любом этапе урока :

1. Характеристика задания

2. Стимул

3. Задачная формулировка

4. Источник

5. Инструмент проверки

6. Бланк

Стимул погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение.

Задачная формулировка указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания.

Источник информации содержит необходимый материал для успешного выполнения задания.

Инструмент оценивания представляет собой шкалу критериев и показателей, модельного ответа, бланка наблюдения и т. д.

Бланк нужен только в том случае, если задание предусматривает структурированный ответ, который должен фиксироваться на специальном выданном бланке.

×
×