«Формирование художественно – творческих способностей у детей раннего возраста в изобразительной деятельности в условиях реализации программы «Теремок»

Автор: Середа Наталья Викторовна, Коршикова Любовь Викторовна

На сегодняшний день в дошкольных учреждениях стало необходимостью внедрение в педагогическую практику новых образовательных программ дошкольного образования.  Одной из таких программ является «Теремок» — это современная комплексная образовательная программа для детей от 2-х месяцев до 3-х лет, разработанная коллективом авторов под руководством Лыковой Ирины Александровны.

Образовательная программа «Теремок» для детей раннего возраста ориентирована на создание благоприятных условий для становления способностей. В современном мире изменяются отношения самого взрослого к миру ребенка. Период раннего возраста уникален и важен в жизни растущего человека. Уже с раннего возраста у детей необходимо формировать художественные способности. В процессе изобразительной деятельности дети приобретают способность всматриваться, вслушиваться, ощущать, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличие. У них развивается внимание, усидчивость, тренируются рука и глаз. Программа Лыковой «Изобразительная деятельность в детском саду третьего года жизни» «Цветные ладошки» дает эту возможность.

Образовательные задачи «Художественно-эстетическое развитие» (изобразительная деятельность)

·        Развитие художественных впечатлений, развитие эстетических эмоций, создание игровых и дидактических ситуаций для восприятия произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства (книжные иллюстрации и др.); поддержка интереса к освоению изобразительной деятельности;

·         Формирование интереса к изобразительной деятельности; становление и постепенное расширение художественного опыта в процессе экспериментирования с различными материалами (краски, тесто, глина, пластилин, бумага, ткань, ткань, фольга, снег, песок) и инструментами (карандаш, фломастер, маркер, кисть, мел, стека, деревянная палочка);

·        Обеспечение перехода каждого ребенка с доизобразительного этапа на изобразительный и создание условий для появления осмысленного образа (с учетом индивидуального темпа развития); установление ассоциаций между реальными предметами, явлениями, существами и их изображениями (мячик, дорожка, цветок, бабочка, дождик, солнышко), называние словом;

·        Создание условий для творческого освоения детьми художественных техник разных видов изобразительной деятельности (лепки, рисования, аппликации); содействие формированию обобщенных способов создания художественных образов и простейших композиций;

·        Ознакомление с основными изобразительно-выразительными средствами (цвет, линия, пятно, форма, ритм) доступными для практического освоения совместной деятельности с педагогом и родителями;

·        Поддержка активности, самостоятельности и первых творческих проявлений детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

В ходе реализации данной программы творческой группой нашего детского сада проведена следующая работа по данному направлению:

— состоялись педсоветы, с рассмотрением вопросов, касающихся программы «Теремок» «Цветные ладошки»

-проведены методические часы и консультации: «Роль воспитателя в организации комфортного психологического климата в группе в период адаптации»; «Структура программы «Теремок»»; «Принципы построения программы»; «Организация развивающей предметно-пространственной среды по программе «Теремок»»; «Особенности календарно-тематического планирования образовательной деятельности по программе «Теремок» и др.

— На заседаниях творческой группы рассматривались вопросы непосредственно касающиеся деятельности по Программе: составление комплексно-тематического планирования с учётом рекомендаций авторов Программы по разделам; особенности организации образовательной деятельности по изобразительной деятельности  с детьми раннего возраста; открытые показы педагогических мероприятий; проводились практикумы по изготовлению дидактических игр для детей раннего возраста и др.

— Для осуществления воспитательно-образовательной работы в группе раннего развития, была приобретена программно-методическая и образовательная литература по программе «Теремок».

— Воспитателями группы, разработаны: перспективные планы; тематическое планирование; календарное планирование; картотека игр и игровых упражнений по изо деятельности.

— Проведен мониторинг освоения программы и индивидуального развития.

— Произведена частичная реорганизация РППС по изобразительной деятельности в группах детей раннего возраста в соответствии с рекомендациями авторов.

Программа «Теремок» предусматривает использование арт-методик для развития малышей. Само слово «арт» — в переводе с английского означает искусство, творчество. Методика – системное описание конкретных способов, техник и приёмов. При соединении двух слов «рождается» новое понятие, которое означает системное описание конкретных способов, техник и приёмов воспитания человека в процессе разных видов деятельности.

С самого раннего возраста очень важно развивать творчество малыша, его любознательность, интерес к экспериментам, предметному миру с использованием арт-методик в рамках образовательной программы «Теремок». Разговор о творчестве применительно к детям раннего возраста может показаться странным. Ведь творчество в общем плане рассматривается, как деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей, порождающих новое, ранее не существовавшее.

Применяя арт-методики, мы помогаем детям насладиться самим процессом, а не результатом, поддерживаем самостоятельность и детское творчество. Вся наша работа направлена на детей 2-3 лет, целью которой является создание условий для формирования творческих проявлений у детей раннего возраста.

В процессе изобразительной деятельности, как и в любой творческой деятельности у детей:

-формируются художественно – творческие способности;

-развивается мелкая моторика рук;

-приобретается новый сенсорный опыт;

-дети знакомятся с окружающим миром;

-развивается речь (во время обыгрывания сюжета и обсуждения того, что вы делаете);

-активизируется воображение и творческое начало.

Применяя игры-занятия, игры- эксперименты, создавая игровые сказочные сюжеты, мы вовлекаем малышей в интересное путешествие, исследования предметного мира.

В своей работе с детьми мы решили использовать арт-методики, которые не только поддерживают эмоциональное состояние, но и способствуют расширению художественного опыта в свободной деятельности.

Одна из первых методик котрую мы использовали в своей работе – это Арт-методика «Яркие следы», Е.В. Локтионова. Методика представлена в виде серии занятий от отпечатков ладошкой, до экспериментирования с различными нетрадиционными материалами.

 

Арт-методика  Воробьёвой «Творчество с младенчества.

Особенности данной методики: Рисование пальчиками и ладонями

Арт-методика Е.Е. Кривенко «Гуашь по мокрому листу». Рисование гуашью по мокрому листу позволяет большое внимание уделять работе с цветом. Мир ребенка- это мир цвета, все окружающее для него ярко и достойно внимания. При рисовании гуашью по мокрому листу соединение жидкой краски с влажным листом создает расплывчатые контуры, что является лучшим тренажером для развитии фантазии ребенка.

Арт — методика «Веселые мукосольки»: тестопластика для малышей, И.А.Лыкова. Тесто – идеальный материал для лепки с детьми. В процессе лепки чудесный материал превращается в различные фигурки – мукосольки. На примере доступного и интересного для малышей материала мы с детьми знакомимся с искусством тестопластики и, тем самым, создаем условия для освоения базовых способов лепки.

Арт-методика «рисование на песке» с использованием светового стола. Образовательная деятельность за песочным столом, в процессе которой ребенок рисует сюжеты сказок или иллюстрирует свою собственную. На протяжении нескольких занятий мы напоминали детям правила техники безопасности при работе с песком. Затем шел этап «разогревания песка», дети могли пару минут просто поиграть с ним: растирать между ладоней, пересыпать из кулака в ладошку, просыпать сквозь пальцы и т. д. Все эти упражнения необходимо сопровождать игровыми сюжетами- «идет снег, дождь, птичка оставила следа, проехал трактор и др.

Арт-методика И.А Лаврентьева «Водный мир» лепим, играем, растём» с применением плавающего пластилина

Особенности методики: Организация игровых ситуаций с использованием плавающего пластилина. (Желательно, чтобы ребенок приобрел опыт художественно-игровой деятельности пластилином)

Мы пришли к выводу, что данная программа очень актуальна в наше время. Она позволяет нам, как педагогам, работающим с детьми раннего возраста помочь маленькому ребенку стать человеком, войти в социум и сохранить свою индивидуальность.   

В конце учебного года была проведена итоговая диагностика по освоению программы, анализ которой показал высокие результаты (низкий уровень – 0%, средний уровень – 42%, высокий уровень – 58%). Отсюда можно сделать вывод о том, что данные методики способствовали перехода каждого ребенка с доизобразительного этапа на изобразительный, освоению способов изображения на основе доступных выразительных изобразительных средств, развитию и поддержанию интереса к художественному экспериментированию с различными материалами, развитию интереса к сотворчеству, обогащению зрительных впечатлений, поддержанию детской инициативы, освоению ребенком социокультурного опыта. Но без поддержки и заинтересованности родителей было бы сложно достичь таких результатов. Благодаря такому взаимодействию родители заинтересовались и стали применять данные приёмы с детьми дома. Ведь материалы доступны, есть в каждом доме, недорогие, их легко приобрести. В перспективе мы планируем и дальше применять данные методики в работе с детьми, расширять своё самообразование, изучить новые технологии, разработать методические материалы и транслировать опыт на разных уровнях.

Мы рекомендуем использовать в работе с детьми образовательную программу «Теремок» по изобразительной деятельности с целью формирования художественно — творческих способностей у детей раннего возраста.

×
×